Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:02, курсовая работа
Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Переход к рынку не только заострил проблемы занятости, но и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но только четвертая часть из них согласно официальным данным имеют статус безработного. Но рассматривать безработицу только как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе, и с социальным статусом самого работника.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1.Общее определение безработицы и рынка труда………….……..……5
1.1. Понятие безработицы, виды, формы и причины ее образования…………5
1.2. Сущность и причины безработицы………………...………………….…...13
1.3. Рынок труда: сущность, содержание и структура ..……………………....20
Глава 2. Анализ состояния безработицы в РФ……….………………………..26
2.1. Особенности формирования российского рынка труда……...…………..26
2.2. Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы……………………………………………………………………...29
2.3. Современное состояние рынка труда в РФ…………………...…………...34
Глава 3. Состояние уровня безработицы в РБ и меры по ее снижению……..38
3.1. Современное состояние рекомендации по снижению безработицы в РБ.38
3.2. Проблемы и перспективы безработицы в Бурятии…………………...…..40
Заключение……………………………………………………………...………..45
Список литературы…………………………………………...47
Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления:
Во-первых, это создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржи труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие;
Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям (например, сфера услуг);
В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного привлечения их из других регионов;
В-четвертых, создаваемые биржы труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применеия контрактной системы найма.
Таким
образом, рынок труда воплощает
в себе множество отношений по
поводу формирования спроса на рабочую
силу и ее предолжение, реализуемых
через действующую систему
2.2. Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы
Формирование
механизма регулирования
Направления
государственной политики на рынке труда
При рассмотрении задач регулирования рынка труда на региональном уровне, следует заметить, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда и здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осуществляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро-и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов. В усилении процессов регионализации просматривается и другая сторона, нежелательная для развития рынка труда. В конце 90-х годов одновременно с регионализацией происходит «размывание» централизованных основ национального рынка и становится реальным фактом изолированность основ региональных. Ослабляется действие принципа федерализма в регулировании. Происходит ломка вертикальной связи в управлении рыночными процессами. Это является своего рода следствием усиления неравномерности социально-экономического уровня развития регионов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам.
Состав элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики. Принципиально по сравнению с федеральным уровнем регионы могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы. На региональном уровне в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса. Подобно тому, как на федеральном уровне проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.
В число задач данного блока на региональном уровне входят информационное обеспечение, повышение эффективности трудоустройства, в том числе за счет развития временных и общественных работ, развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы, совершенствование социальной поддержки безработных, самой структуры органов регулирования. Региональный уровень регулирования рынка труда в отличие от государственного устанавливает местные специфические особенности.
Несмотря
на различное социально-
И в заключение следует подчеркнуть приоритетные направления регулирования рынка труда. В первую очередь, - это трудоустройство незанятых граждан, во-вторых, их подготовка или переподготовка к современным видам деятельности и, в-третьих, материальная поддержка безработных и нетрудоспособных граждан.
Объективная реальность, таким образом, обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в действие формы экономической активности в сфере занятости:
2.3. Современное
состояние рынка труда в РФ
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику и национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
Информационные системы «Статистика» являются эффективным и современным средством, с помощью которого стало возможным провести анализ состояния рынка труда в России. А именно: - В последнее время в России появилась тенденция к увеличению спроса на рабочую силу и одновременно к росту скрытой безработицы. Статистика показывает, что в 2009-2010 гг. население трудоспособного возраста будет составлять около 85,8 млн. человек. Кроме того, продолжается пополнение рынка труда значительным числом увольняемых из рядов вооруженных сил( в основном по сокращению), бывших заключенных, а также мигрантов из стран СНГ. В результате трудовые ресурсы нашей страны будут расти и составят к 2009-2010 гг. около 86,7 млн. человек. Столь значительный количественный трудовой потенциал, подкрепленный еще не растраченными качественными показателями (с точки зрения общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров), мог бы стать базой для обеспечения экономического роста страны. Однако, как показывают результаты статистических анализов, пока этого не происходит. Однако экономическая стабилизация и рост промышленного производства, наметившиеся в 2007-2008 гг., пошел на спад ввиду мирового финансового кризиса.
Главная проблема, перед которой оказался сегодня, рынок труда РФ, связана с увеличением спроса на высококвалифицированную рабочую силу. Нынешняя политика государства, привели к резкому сокращению подвижности рабочей силы.
Так, если в 2005 г. суммарная численность прибывших и выбывших в экономике составляла 27,6 млн. чел., то в 2008 г. - уже 20 млн., или почти на 8 млн. человек меньше. Как известно, проблема занятости непосредственно связана с политикой доходов. В любом цивилизованном рыночном обществе высокий доход основной массы занятого населения формирует и соответствующий спрос, являясь, таким образом, двигателем социально-экономического развития. В России же такой взвешенной политики доходов нет. Ее место занимает неконтролируемое присвоение общенационального достояния незначительной частью населения, в то время как производитель товаров и услуг - будь то рабочий или крестьянин, ученый или учитель - располагает доходами, позволяющими ему удовлетворить лишь самые необходимые жизненные потребности. Настоящий вывод подтверждается данными Госкомстата России.
На
макроуровне в условиях кризиса,
а не следует забывать, что основной
период мирового финансового кризиса
Россия ощутит только в 2009 году, скрытая
безработица играет роль своеобразного
буфера между эффективной занятостью
и открытой безработицей, не допускающего
лавинообразный рост последней и резкое
возрастание напряженности в обществе.
Следствием этого являются значительные
размеры вынужденной неполной занятости.
Так, в 2008 г. численность работавших неполное
рабочее время по инициативе администрации
составила 2,3 млн. человек (или 5,1% от их
среднесписочной численности), а численность
работников, которым были предоставлены
отпуска без сохранения содержания (или
с частичным сохранением заработной платы
по инициативе администрации) -- 2,7 млн.
человек (или 2,1% от среднесписочной численности).
Наибольшие размеры неполная занятость
приобрела на предприятиях транспорта
(29,6%), в промышленности (19,9%), научных учреждениях
(14,8%), в информационно-вычислительном
обслуживании (10,2%). Значительные размеры
неполной занятости, а также сложности
с трудоустройством сделали стабильным
такое явление, как вторичная и неформальная
занятость. По оценке Института макроэкономических
исследований при Минэкономики РФ, вторую
работу сегодня имеют более 8 млн. человек;
число занятых в неформальном секторе
составило около 25 млн. человек, в том числе
для 7,5 млн. человек этот вид деятельности
являлся единственным источником дохода.
В результате зачастую лучшая часть квалифицированных
работников нашла свое применение в теневом
секторе экономики, который, по последним
данным Госкомстата России составляет
от 10 до 20% от ВВП. В 2008 году, после соответствующих
постановлений правительства (о квотировании
и лицензировании) иностранных рабочих
произошло некоторое снижение давления
иностранной рабочей силы на рынок труда.
Численность приезжающих на работу трудящихся-мигрантов,
по оценке Минтруда России, сохранялась
в пределах 550-600 тыс. человек, что составляет
0,4% от численности занятого населения.
Однако масштабы нелегальной миграции
все равно оцениваются сегодня примерно
в 3-4 млн. человек. Изменения в сфере занятости
обусловили и рост общей численности безработных.
Численность не имеющих занятия, но активно
ищущих работу и, в соответствии с методологией
МОТ, классифицируемых как безработные,
увеличилась с начала 2008 года на 0,1 млн.
и с учетом финансового кризиса будет
увеличиваться. Уровень общей безработицы
вырос и составляет 6,5-8%. При этом (парадокс)
численность безработных, зарегистрированных
в органах службы занятости, продолжает
сокращаться. Основной причиной подобного
сокращения с моей точки зрения остается
бюрократические препоны по выплате пособий
по безработице, а также сезонные сокращения
(в летнее время) обращений граждан и окончание
у определенного их количества первоначального
периода получения пособия по безработице.
Несмотря на снижение численности регистрируемых
безработных, стабилизировалась продолжительность
поиска работы. Так, к концу первого полугодия
2008 г. средняя продолжительность регистрируемой
безработицы составляла 3 месяца. При этом
более года искали работу 5% безработных,
состоящих на учете в органах службы занятости.
По-прежнему в общей численности безработных
преобладают те, кто уволился с последнего
места работы по собственному желанию
(45%), в связи с ликвидацией организаций
или сокращением численности персонала
(30%). Из данного анализа можно сделать
вывод, что в целом ситуация на рынке труда
в виду мирового финансового кризиса становится
достаточно сложной.
Информация о работе Безработица, ее роль в экономическом механизме рынка труда