Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
•раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
•рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;

Содержание

Введение……………………………...……………………………………………3
Глава 1. Понятие безработицы, её виды и причины возникновения
1.1. Сущность, понятие безработицы………………...…………...……5
1.2. Виды безработицы…………........…………...……….…………....10
1.3. Причины безработицы…………….......…………………………..16
1.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции..........................................18
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на неё инфляции
2.1. Экономические последствия безработицы.......................................20
2.2. Социальные последствия безработицы.............................................21

Глава 3. Проблема безработицы в России и пути её решения.
Государственная политика в отношении занятости
3.1. Проблема безработицы в России.......................................................22
3.1. Особенности государственной политики в области занятости и пути решения проблем безработицы...................................................................25
3.2. Создание более гибкой модели рынка труда....................................32
3.3. Снижение длительной безработицы и программы профилирования....................................................................................................34
Заключение.............................................................................................................38
Список используемой литературы.......................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (2).docx

— 77.87 Кб (Скачать документ)

Закон Оукена гласит: если фактический  уровень безработицы выше естественного  уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.

     Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

В результате высокой безработицы  падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного  спроса — это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.

Падение доходов населения  вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.

     Государство  же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов  производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет.

Социальные последствия  безработицы

     Помимо чисто  экономических последствий нельзя  сбрасывать со счетов и значительные  социальные и моральные последствия  безработицы, ее негативное влияние  на общественные ценности и  жизненные интересы граждан. Вынужденная  бездеятельность значительной массы  трудоспособного населения и  каждого человека в отдельности  ведет к появлению жизненной  депрессии, потери квалификации  и практических навыков; снижаются  моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются  семьи, растет социальная напряженность  в обществе, которая характеризуется  также повышением числа самоубийств,  психических и сердечно-сосудистых  заболеваний. В конечном итоге  подрывается и физическое здоровье  общества.

     В связи  с потерей работы многие семьи  оказались за чертой бедности.

Бедность – это такое  экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в  нашей стране резко увеличилось  после 1991 года и в течение 15 лет  неумолимо продолжает расти.

     Число бедных  изменяется с изменением экономической  фактуры в стране. В России, по  некоторым данным, число бедных  семей превышает 25% их общей  численности, и в это число  не входят семьи алкоголиков  и наркоманов, дети которых практически  живут на улицах городов.

     Беспризорность  – это еще одно негативное  влияние безработицы. Чтобы хоть  как-то мог прокормить свою  семью несознательные родители  пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального  направления. И в связи с  этим увеличивается число самоубийств  среди молодежи. А молодые мама  боятся рожать более одного  ребенка. В связи с этим прослеживается  в России отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью.

 

Взаимосвязь безработицы  и инфляции

     Важной основой  для государственного регулирования  рынка труда в целях снижения  уровня безработицы является  взаимосвязь безработицы и инфляции. Графически она выражается кривой  Филлипса (рис. 1).

     Рис. 1. Кривая  Филлипса: Р — уровень цен,  отражающий темпы инфляции; U — уровень безработицы; N — сочетание естественного уровня безработицы и роста цен при этом уровне безработицы; UN – естественный уровень безработицы; PN — темп роста цен при этом уровне.

     Эта зависимость  была описана английским экономистом  А. Филлипсом (1914—1975), проанализировавшим  данные об уровне заработной  платы и безработицы в Великобритании  за период с 1861 по 1958 г. Между  уровнем безработицы и темпом  роста заработной платы (темпом  инфляции) была выявлена обратно  пропорциональная связь. Позднее  П. Самуэльсон и Р. Солоу  заменили показатель роста заработной  платы на показатель инфляции, поскольку темпы роста заработной  платы во многом определяют  темпы роста цен на выпускаемую  продукцию: ведь заработная плата  достигает 70% общих издержек при  выпуске товара или услуги. Согласно  этой модели инфляция и безработица  не могут существовать одновременно.          Инфляционное повышение цен и  заработной платы стимулирует  расширение производства и снижает  безработицу. Подавление инфляции  сопровождается сокращением инвестиций  и ростом безработицы. Условия  компромисса между двумя целями  определяются наклоном кривой  Филлипса .

     В ходе глубокого  экономического кризиса 1974—1975 гг., как уже говорилось выше, сложилась  ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существуют одновременно с высоким уровнем безработицы. В 80-е гг. безработица и инфляция одновременно снижались, что также противоречит кривой Филлипса. Это подорвало доверие к теории Филлипса и макроэкономической политике, проводимой на ее основе.

     Анализ зависимости  инфляции и безработицы в новых  условиях был сделан Э. Фелпсом  и М. Фридманом на основе  теории естественного уровня  безработицы. Был сделан вывод,  что обратная зависимость между  безработицей и инфляцией может  существовать в краткосрочном  периоде. В долгосрочном периоде,  когда уровень безработицы стремится  к естественному независимо от  темпа изменения заработной платы  (и, соответственно, инфляции), кривая  Филлипса вертикальна. Это означает, что в условиях естественного  уровня безработицы попытки государства  ее понизить и расширить производство  стимулированием совокупного спроса  не имеют успеха, а приводят  к росту цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности государственной  политики занятости и пути решения  проблемы безработицы

    В России общий  уровень безработицы, рассчитанный  по методике Международной организации  труда (МОТ), снижался с 10,6% в  2000г., 8,2 – в 2003 г. до 7,2% - в 2006 г. и 6,1% - в 2007 г. По сравнению  с ведущими странами мира данный  показатель является средним,  наравне с Канадой, Италией.  Максимальное значение показателя  в странах «восьмерки» наблюдается  в Германии (8,6%), Франции (8,0%), минимальное  – в Японии (3,9%), США (4,6%), Великобритании (5,3%)

    В докладе МОТ  «Глобальные тенденции в сфере  занятости в 2010 году» отмечается, что в 2009 г. уровень безработицы  в странах с развитой экономикой  и в государствах ЕС повысился  до 8,4% (в 2008 г.- 6,0%, в 2007г. – 5,7%). Численность безработных в регионе  в период с 2007 по 2009г. возросла  более чем на 13,7 млн чел., причем  в 2009 г. – почти на 12 млн чел.  Занятость в промышленности сократилась  в большей степени, чем занятость  в сельском хозяйстве и сфере  услуг.

     В России  общая численность безработных  за последние три года имеет  тенденцию роста: 4 588 тыс. чел. В 2007 г., 4 791 тыс. чел. в 2008 г. Согласно информации Росстата о социально-экономическом положении, в декабре 2009 г. в соответствии с методологией МОТ 6,2 млн чел. или 8,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные.

     На достаточно  высоком уровне в России находится  и уровень длительной безработицы:  доля лиц, являющихся безработными  свыше полугода, составляет более  50%. В общей численности безработных  значительна доля лиц, ищущих  работу более года. В 2008 году  она составила свыше 33%.

     Численность  безработных по продолжительности  поиска работы в 2008 г. делится  следующим образом:

  • 1 – 3 мес. – 34,8%;
  • 3 – 6 мес. – 15,6%;
  • 6 – 12 мес. – 16,4%;
  • Более 12 мес. – 33,3%.

     Уровень длительной  безработицы определяется как  отношение численности безработных,  имеющих продолжительность безработицы  12 мес. и более, к численности  экономически активного населения.  Согласно официальной статистике, в Российской Федерации в 2008г.  данный показатель составил 2,2% и  до 2009 г. имел тенденцию к снижению.

     При оценке  влияния современного глобального  финансового кризиса на уровень  длительной безработицы в исследовании  Международного института изучения  труда отмечается, что если не  будут приняты адекватные меры, почти 43 млн чел., потерявших работу и потенциальных безработных, могут выпасть из рынка труда или войти в состояние безработицы на долгий период, обостряя тяжелое социальное положение и сниженная будущий потенциальный экономический рост.  В развитых странах уровень длительной безработицы обычно продолжает подниматься даже после того, как темпы безработицы начинают идти на убыль. Если увеличение длительной безработицы в течение современного кризиса будет похожим на то, что происходило в 1990-х гг., длительная безработица, возможно увеличится на 6 млн чел к 2012г. По прогнозам Международного института изучения труда, в итоге почти 43 млн чел. за 2009-2012 гг., могут войти в состояние бездеятельности или безработицы на долгое время.

     Что касается Орловской области, то уровень экономической активности и занятости населения можно наблюдать на следующей диаграмме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.

     Государственная  политика занятости населения  – это часть социально-экономической  политики государства, направленная  на решение проблем занятости  населения в экономике на основе  повышения эффективности программ  занятости, развития системы социального  партнерства, стимулирования мобильности  экономически активного населения  и усиления гибкости рынка  труда.

     Государственная  политика занятости исходит из  положений конституции РФ, в которой  записано, что основные направления  внутренней политики государства  определяются президентом РФ. Правительство  РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

     Функциональным  органом в стране по управлению  занятостью населения является  Минздравсоцразвития  России  и находящийся в его ведении  Роструд. На это министерство  возложена функция по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда  и социального развития, включая  вопросы занятости населения  и безработицы. Оно формирует,  определяет и контролирует правила  поведения и регулирования интересов  партнеров на рынке труда.

     Политика занятости  должна быть сфокусирована на  решении наиболее актуальных  проблем. Это:

     -    содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

     -    разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;

     -    стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

    -    ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

     -    становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

     -    целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ;

     -    оформление  выхода безработных на досрочную  пенсию.

  

     Государство может проводить на рынке труда политику двух типов – пассивную и активную.

     Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая активная политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.

     Активная политика государства на рынке труда в гораздо больше степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Её цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудитья, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентноспособность в борьбе за место на рынке труда. . Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя — потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

Информация о работе Безработица