Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
•раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
•рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
Введение……………………………...……………………………………………3
Глава 1. Понятие безработицы, её виды и причины возникновения
1.1. Сущность, понятие безработицы………………...…………...……5
1.2. Виды безработицы…………........…………...……….…………....10
1.3. Причины безработицы…………….......…………………………..16
1.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции..........................................18
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на неё инфляции
2.1. Экономические последствия безработицы.......................................20
2.2. Социальные последствия безработицы.............................................21
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути её решения.
Государственная политика в отношении занятости
3.1. Проблема безработицы в России.......................................................22
3.1. Особенности государственной политики в области занятости и пути решения проблем безработицы...................................................................25
3.2. Создание более гибкой модели рынка труда....................................32
3.3. Снижение длительной безработицы и программы профилирования....................................................................................................34
Заключение.............................................................................................................38
Список используемой литературы.......................................................................
Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.
Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.
В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса — это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.
Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.
Государство
же по причине сокращения
Социальные последствия безработицы
Помимо чисто
экономических последствий
В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.
Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти.
Число бедных
изменяется с изменением
Беспризорность
– это еще одно негативное
влияние безработицы. Чтобы
Важной основой
для государственного
Рис. 1. Кривая Филлипса: Р — уровень цен, отражающий темпы инфляции; U — уровень безработицы; N — сочетание естественного уровня безработицы и роста цен при этом уровне безработицы; UN – естественный уровень безработицы; PN — темп роста цен при этом уровне.
Эта зависимость
была описана английским
В ходе глубокого
экономического кризиса 1974—
Анализ зависимости
инфляции и безработицы в
Особенности государственной политики занятости и пути решения проблемы безработицы
В России общий
уровень безработицы,
В докладе МОТ
«Глобальные тенденции в сфере
занятости в 2010 году» отмечается,
что в 2009 г. уровень безработицы
в странах с развитой
В России общая численность безработных за последние три года имеет тенденцию роста: 4 588 тыс. чел. В 2007 г., 4 791 тыс. чел. в 2008 г. Согласно информации Росстата о социально-экономическом положении, в декабре 2009 г. в соответствии с методологией МОТ 6,2 млн чел. или 8,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные.
На достаточно
высоком уровне в России
Численность
безработных по
Уровень длительной
безработицы определяется как
отношение численности
При оценке
влияния современного
Что касается Орловской области, то уровень экономической активности и занятости населения можно наблюдать на следующей диаграмме.
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.
Государственная
политика занятости населения
– это часть социально-
Государственная
политика занятости исходит из
положений конституции РФ, в которой
записано, что основные направления
внутренней политики
Функциональным
органом в стране по
Политика занятости должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
- разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;
- стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
- ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
- становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ;
- оформление
выхода безработных на
Государство может проводить на рынке труда политику двух типов – пассивную и активную.
Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая активная политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.
Активная политика государства на рынке труда в гораздо больше степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Её цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудитья, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентноспособность в борьбе за место на рынке труда. . Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя — потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.