Автор работы: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является показать особенности
человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а
также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности
вложений в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 4
КАПИТАЛ 4
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды 4
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 7
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала 11
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 16
КАПИТАЛ 16
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала 16
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
18
2.3. Кадровая политика. 20
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
Инвестиции фирмы в человеческий капитал
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Экономический факультет
Кафедра политической экономии
ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В
(Курсовая работа)
Томск 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 4
КАПИТАЛ 4
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды 4
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 7
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала 11
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 16
КАПИТАЛ 16
2.1. Основные подходы
фирм к формированию
2.2. Инвестиции
фирмы в повышение
18
2.3. Кадровая политика. 20
2.4. Основные показатели
эффективности инвестиций в
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
29
ВВЕДЕНИЕ
Понятие „человеческий капитал“
значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм.
Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным
способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний
начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как
самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления
человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и
образование. Сегодня
изучение проблем повышения
производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме
человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в
разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических
исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований
данной проблемы.
Теорией человеческого
Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и
К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие
основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и
целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного
основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох,
Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон
Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как
основного капитала.
Целью данной курсовой работы является показать особенности
человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а
также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности
вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность
человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие
инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала
Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию
человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников
на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в
человеческий капитал.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого
Теорией человеческого
это стало одним
из перспективных направлений
Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего
экономики образования и труда.
В экономической литературе понятие человеческого капитала
рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм
капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта
форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что
представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков,
либо того и другого вместе“[1]. В широком смысле человеческий капитал
формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в
виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на
охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В „Экономической энциклопедии“
„особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие
воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение
функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала
обычно включают знания общеобразовательного и специального характера,
навыки, накопленный опыт“[2].
Для более полной и
используют функциональный подход. Принцип функциональности определения
характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры,
но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого
использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность
навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это
накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас
навыков, знаний, способностей,
который целесообразно
в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту
производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное
использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности
закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-
четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем
вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить,
накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его
вновь эффективно применить.
Особенности человеческого
- в современных
условиях человеческий капитал
общества и
главным фактором
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего
общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным
запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять
свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени
ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой
личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть
государственными, семейными, частными и др., использование человеческого
капитала и
получение прямых доходов
В экономической литературе существует несколько подходов к
классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала
можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий
капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал
образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию
общества различают
потребительский и
Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно,
и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть
творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности
выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг,
которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или
повышению эффективности существующих способ их удовлетворения
Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых
содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и
образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое
применение именно в производстве (создание средств производства,
технологий, производственных услуг и продуктов).
Следующим критерием
является различие между формами, в которых он воплощается.[3]
1. Живой
капитал включает в себя
2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических,
материальных формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала,
связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные
нужды общества. Он включает в себя все правительственные и