Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период
времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных
сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам,
организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим
бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные
услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.
1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;
2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.

Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.
1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.
3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;
3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:
1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:
1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экон теории.doc

— 665.00 Кб (Скачать документ)

внутреннего долга: в течение 1996 года - в 2 раза (с 190 трлн. до 380 трлн.

руб.), в течение 1997 года - в 1.8 раза (до 690 трлн. руб.). К 2002 году

объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.

2. На государственный  долг списывается все текущее  бюджетное

недофинансирование  за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.

3. Отсутствует  средне- и долгосрочное планирование, в том числе при

подготовке проекта  федерального бюджета, состава и  объема государственного

долга, а также  графиков его погашения.

4. Понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно смыкаются.

     4. Рынок  российских ценных бумаг станет  цивилизованным только при

        увеличении числа институтов  и доли долгосрочных бумаг. 
 

          3.3 Роль государства в сокращении  государственного долга. 
 

      Управление государственным долгом является одним из элементов

макроэкономической  политики. Эффективное использование  долга может стать

мощным фактором экономического роста, позволяющим  сглаживать экономические

флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение

страны на международном  рынке капитала, своевременное выполнение долговых

обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и

обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях.

Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые

связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности  может стать серьезным

негативным фактором не только экономического, но и политического  значения.

Непомерно высокие  выплаты из государственного бюджета  по долгам отвлекают

средства от финансирования социальных, экономических, оборонных  и прочих

программ правительства.

      Основная цель политики, проводимой  правительством РФ в области

управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений  с внешними

кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его

долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

      Цель управления внешним долгом:

      1. экономические: минимизация стоимости  привлекаемых внешних займов,

улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности,

снижение общих  издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение

эффективности использования  привлекаемых ресурсов. В эту группу можно

отнести также  бюджетные цели, такие, как сглаживание  неравномерности

налоговых поступлений  и финансирования текущих бюджетных  расходов;

      2. политические: поддержание стабильности  функционирования

политической системы;

      3. социальные:своевременное финансирование  социальных программ,

обеспечение социальной стабильности;

      4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя

внешнего долга, несвоевременное осуществление  платежей по нему создают

серьезные трудности  функционирования национальной экономики, подрывают

возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие,

является фактором, который может самым серьезным  образом влиять на

экономическую безопасность страны. В теории подобное явление  называется

"тиски зависимости", на практике это означает фактическое  банкротство

страны.

      Государственный долг является  составной частью экономической  системы,

оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности,

на государственный  бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень

инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так

далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику  страны в

целом, а возможности  его эффективного использования  во многом определяются

общим уровнем  развития экономики и затрагивает  практически все элементы

экономической системы.

      Цикл управления государственным  долгом включает 3 стадии:

привлечение, размещение и погашение. Управление привлеченным долгом может

базироваться как  на прямом государственном управлении, так и на косвенных

методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-

административное  регулирование привлечения не гарантированных  кредитов

частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом

осуществляется  в контексте бюджетного процесса, который определяет

предельные размеры  государственных заимствований  и государственных гарантий

на текущий бюджетный  год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая

в России, ориентируется  на значительные внешние заимствования. Управление

размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный

элемент в системе  управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного

использования привлекаемых ресурсов:

      - финансовое размещение, когда из  внешнего источника осуществляется

финансирование  инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ

является наиболее прогрессивным видом использования  внешнего долга. При

этом крайне важен  отбор конкурентных высокоэффективных  инвестиционных

проектов, которые  обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

      - бюджетное использование, при  котором привлеченные ресурсы

направляются на финансирование текущих бюджетных  расходов, в том числе на

обслуживание внешней  задолженности. Этот способ использования  привлекаемых

с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

      - смешанное бюджетно-финансовое  размещение, когда заимствования

используются как  на финансирование текущих бюджетных  потребностей, так и на

развитие экономики  в целом. В российской практике большое  распространение

получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на

финансирование  текущих расходов бюджета, включая  и обеспечение

существующего внешнего долга.

      Управление погашением государственного  долга. Погашение долга

производится из трех основных источников: из бюджета; за счет

золотовалютных  резервов, собственности; из новых заимствований. В

российской практике новые заимствования играют существенную роль в

обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на

погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах.

Необходимо отметить, что широко применяемые в международной  практике методы

погашения задолженности  путем конвертации ее в акции  предприятий в нашей

стране практически  не применялись.

 Методы управления государственным долгом.

   Предметом  особого внимания является внешний  долг.  Если платежи по нему

составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической

деятельности страны, например 20-30% , то привлекать новые  займы из-за

рубежа становиться трудно. Их предоставляют неохотно  и под более высокие

проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых

развивающихся и  среднеразвитых странах ежегодные  обязательства выплаты по

займам превышают  все поступления от внешнеэкономической  деятельности.

  Обычно правительства  стран- дебиторов принимают все  возможные меры, чтобы

не попасть в  положение безнадежных должников, так как это ограничивает

доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование

нескольких путей .

1. Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Как

    правило,  этот путь исключен для закоренелых  должников, так как у них

    эти  резервы исчерпаны или очень  ограничены.

2.  Консолидация  внешнего долга – превращение  краткосрочной и

    среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих

    вскоре  платежей на отдаленное будущее.  Такая консолидация возможна

    только  с согласия кредиторов. Кредиторы  создают специальные организации

    – клубы,  где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам ,

    которые  не в состоянии выполнять международные  финансовые

    обязательства.

    Наиболее  известны Лондонский клуб, в который  входят банки- кредиторы ,

    и Парижский  клуб, объединяющий страны – кредиторы  . Оба названных клуба

     неоднократно  шли навстречу просьбам стран  – должников ( в том числе  и

    России) по отсрочке выплат, а в ряде  случаев частично списывали долги.

3.     Сокращение  размеров внешнего долга путем   конверсии – превращение

        его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых 

        странах .  В счет долга   иностранным кредиторам предлагают

приобрести в

        стране – должнике недвижимость, участие в капитале, права. Одним  из 

        вариантов превращения внешней  задолженности в капиталовложения явля- 

        ется участие хозяйственных субъектов  страны – кредитора в

приватизации

        государственной собственности  в стране – должнике. В таком  случае

заин-

        тересованные фирмы страны –  кредитора  выкупают у своего

государства

        или банка обязательства государства  – должника и с обоюдного

согласия

        используют их для приобретения  собственности.

          Такая операция ведет к увеличению  доли иностранного капитала в

нацио-

         нальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых 

         ресурсов, вещественных носителей  основного капитала,новых

технологий    однако она облегчает бремя внешнего долга, получение новых

кредитов

          из-за рубежа и стимулирует  последующий  приток частных

иностранных

         инвестиции.

   4.    Обращение страны – должника, попавшей в тяжелое положение,  к между- 

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Казахстане