Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью работы явилось выявление факторов, которые вызвали изменение социально-экономического развития регионов, и проблем их развития.
В соответствии с целью, объектом и предметом работы были определены задачи исследования:
раскрыть теоретическую базу понятий «региональное развитие», «теории регионального развития»;
поэтапно проанализировать социально-экономическое развитие некоторых регионов Российской Федерации;
дать характеристику и оценку современному социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….................3
Теоретические основы регионального развития Российской Федерации………….........5
Теории регионального развития: сравнительный анализ, практическая приложимость……………………………………………………………………...........5
Региональное развитие: исторические корни и формирование вектора развития.....9
Этапы социально-экономического развития регионов Российской Федерации…….....13
Особенности социально-экономического развития г. Москвы……….....................13
2.2. Особенности социально-экономического развития респ. Дагестан……………….15
2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области………..17
Социально-экономическое региональное развитие Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………….............21
Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития....21
Механизмы регионального социально-экономического развития………………....25
Заключение.………………………………………………………………………………..........36
Список использованной литературы…………………………………………………….........37

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya pechat.docx

— 124.03 Кб (Скачать документ)

     Приватизация  производственных объектов началась в  Москве в 1992 г. путем продажи небольших  предприятий, вначале, главным образом, в сфере торговли, бытового обслуживания, общественного питания; часть предприятий  была акционирована. Уже к концу 1990-х практически все (99%) предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания стали частными или смешанной форм собственности.

     В 1990-е гг. в Москве начались принципиально  новые экономические преобразования, которые, в свою очередь, определили индивидуальные изменения в социальной сфере столицы. Среди кардинальных изменений в комплексах Москвы в 1990-е гг. можно выделить18:

  • институциональные преобразования (процесс разгосударствления, акционирования, приватизации недвижимости и других материальных ценностей);
  • коренные изменения в структуре хозяйственного комплекса столицы (сокращение значимости промышленности, а также науки и научного обслуживания; стремительное развитие, упрочение финансово-кредитной сферы и ряда обслуживающих отраслей, прежде всего торговли, с широким развитием частного предпринимательства);
  • проведение масштабной и результативной социальной политики защиты, помощи и поддержки населения Москвы, не имеющей по объему и относительным размерам аналогов в практике других субъектов Федерации;
  • негативные изменения экологической и демографической ситуаций в связи с их резким ухудшением в 1990-х гг. и небольшие позитивные сдвиги в этих сферах развития города со второй половины 1990-х гг. и др.

     В период с 2001 года по 2006, доля Москвы в  формировании валового регионального  продукта (ВРП) по субъектам Российской Федерации увеличилась с 19,1% до 23,1%. ВРП Москвы на душу населения в 2006 году составил 493,2 тыс. рублей, что более чем в 3 раза превосходит аналогичный показатель по Российской Федерации, в целом. В 2007 году рост ВРП Москвы продолжился.

     Не  менее динамично развивалось и промышленное производство Москвы. В период с 2001 года по 2006, среднегодовой темп роста промышленного производства составил 115,6%. Москва относится к числу наиболее развитых и подготовленных к инновационной деятельности субъектов Российской Федерации. Показатель инновационной активности в столице (18,1%) – является самым высоким по стране. В 2007 году в Москве удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, составил 11,6%, что превышает общероссийский уровень (8,5%). Малое предпринимательство играет огромную социально-экономическую роль в жизни города. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города, и в их деятельность вовлечены все социальные группы москвичей. 

     В 2006 году в Москве действовало 207,8 тыс. малых предприятий (20,1% от общего числа  малых предприятий России), которые  имели оборот в 3999,4 млрд. руб.(33,1% от общероссийского показателя). В 2007 году в Москве действовало уже 214,4 тыс. малых предприятий (18,8% от общего числа малых предприятий России), которые имели оборот в 4641,5 млрд. руб.(30,0% от общероссийского показателя).

     Город Москва занимает ведущее положение  среди регионов Российской Федерации  по привлечению иностранных инвестиций. В период с 1991 года по 2007 год в  нефинансовый сектор экономики столицы  поступило 192,6 млрд. долл. США или 49,1% всех иностранных инвестиций, поступивших  в страну. В 2007 году в Москве объем поступивших прямых иностранных инвестиций на душу населения составил 1499,24 долл. США, в то время, как общероссийский показатель в том же периоде составил всего 195,45 долл. США.

     Москва  играет важную роль во внешнеторговой деятельности Российской Федерации. В 2007 году, в результате торговых операций с 200 странами, внешнеторговый оборот города составил 83,4 млрд. долл. США, что составляет 14,3% от внешнеторгового оборота страны.   

     2.2. Особенности социально-экономического развития респ. Дагестан

           Изменение в 1990-е  гг. политического и экономического курса страны, переход к рыночным отношениям привели к кризису  сложившейся экономической системы  Дагестана. Особенно пострадали промышленные производства, работавшие на привозном сырье, материалах и комплектующих изделиях. С распадом СССР были разорваны связи, межотраслевая и межрегиональная кооперация, потеряны рынки сбыта. О глубине спада промышленного производства в Дагестане свидетельствует показатель производства промышленной продукции на душу населения, составлявший в 1996 гг. 7,8% от среднего показателя в России и 7,4% − в 2000. Падение промышленного производства произошло с 1991 г., когда валовый выпуск промышленной продукции составил 85,4% от показателя 1990 г., а в 1997 г. достиг только 18% от уровня 1990 г. Одна из причин такого резкого падения производства заключалась в том, что большинство промышленных предприятий, построенных на территории республики, не соответствовали местным условиям.

     Основным  из источников дохода горцев являлось сельское хозяйство, народные промыслы и отходничество (миграция). В 1990 г. художественными народными промыслами занимались 15 тыс. чел., к концу 2000 г. – 4,7 тыс. чел., так как они оказались неприспособленными к рыночной экономике в том виде, в котором она сложилась к концу 90-х гг., к конкурентной борьбе19. Численность экономически активного населения увеличилась с 739,6 тыс. чел. в 1992 г. до 916 тыс. чел. в 2002 г (на 23,9%). Но в пределах этого периода число занятых в экономике увеличилось с 640,4 тыс. до 697 тыс. чел. (всего на 8,8%), при существенном росте численности безработных с 99,2 тыс. до 219 тыс. чел. (в 2,2 раза). Самая главная прослеживаемая здесь тенденция – это соотношение численности занятых в экономике в частном и государственном ее секторах. Если в начале анализируемого периода численность занятых в госсекторе превышала численность занятых в частном секторе, то в 2002 г. численность занятых в частном секторе превысила численность занятых в государственном на 37,8%. В этом как раз и проявляются результаты государственной экономической политики, заключающиеся в формировании эффективной многоукладной экономики, в развитии частного предпринимательства.

     В период 2001-2004 гг. товарообмен Дагестана  с другими субъектами Федерации  значительно сократился и стал еще  более пассивным (соотношение  между  импортом и экспортом изменилось в сторону увеличения импортной  продукции). Если в 1992 г. объем вывоза материальных ресурсов, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления в другие регионы России составлял 45,3% от объема ввоза, то через 10 лет этот показатель по важнейшим видам продукции составлял немногим более 10%20.

     Республика  Дагестан занимает в России одно из первых мест по уровню рождаемости  и естественному приросту населения. На фоне Южного Федерального Округа Дагестан выделяется самым высоким естественным приростом населения и его пестрым национальным составом. На начало 2002 года численность населения Дагестана составила 2166,4 тыс. человек, в том числе городского - 870,4 тыс., сельского - 1296,0 тыс.

     Во  время перестроечных процессов, сопровождавшихся локальными конфликтами  на этно-политической почве, направление миграций изменилось. Из республики теперь выезжает, в основном, русское население, а возвращаются дагестанские народности. Среди прибывших, например, в 1997 году, представители коренных народов составляли 76%, а среди выбывших - 47%. Прибывающие в Дагестан обосновываются на постоянное жительство, в основном, в сельской местности. Так, по общему размеру миграционного прироста в 1994 году Дагестан уступил только Краснодарскому краю, а миграционный прирост в сельской местности республики оказался самым высоким в России. И это на фоне недостатка пахотных земель и аграрного перенаселения21. 

     2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области

     Вологодская область является регионом с двумя  центрами – г. Вологдой (областной центр) и г. Череповцом. В советское время индустриальный Череповец рос быстрее областной столицы, но в переходный период ситуация изменилась: за годы между переписями 1989 и 2002 гг. население Вологды выросло на 4,5%, а Череповца — почти не изменилось. Вологда оказалась более притягательной для мигрантов, в том числе из северных регионов, хотя ее экономическое положение хуже по сравнению с Череповцом. Областной центр имеет другие преимущества — более низкую стоимость жизни, развитую сферу услуг и привлекательную городскую среду. Касательно проблем сельского расселения, каждое десятилетие, начиная с 1970-х годов, более 10% деревень Вологодской области исчезают, потеряв последних жителей. В последние десятилетия исчезновение малых деревень, где живут немногочисленные пенсионеры, происходит из-за естественной убыли. По данным переписи 2002 г., из 8 тыс. сельских поселений области только 9% имеют более 100 жителей, на одну вологодскую деревню в среднем приходится 49 жителей, что в 5 раз меньше среднего показателя по стране. Нежизнеспособность малых деревень в сочетании с демографическими проблемами и низкой транспортной доступностью еще в советское время превратили сельскую местность области в кризисную зону.

     На  примере Вологодской области  особенно ярко видна зависимость  экономической ситуации в регионах России от отраслевой структуры экономики. Благодаря одному из крупнейших металлургических холдингов страны — "Северстали" — Вологодская область входит в группу регионов — экономических лидеров. В межбюджетных отношениях область со второй половины 1990-х годов является регионом-донором и не получает трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов. Значимость "Северстали" подтверждается и тем фактом, что она дает свыше 70% всех налоговых поступлений в бюджет области. Благодаря переориентации черной металлургии на экспорт с середины 1990-х годов, спад промышленного производства в Вологодской области был менее сильным, чем в других регионах Северо-Запада и в целом по стране, а в 2004 г. промышленное производство восстановилось до 91% от уровня 1990 г. (в среднем по стране — до 71%). Но опора на одну отрасль не обеспечивает устойчивого развития: по темпам роста Вологодскую область уже обогнала Ленинградская область и приближается Новгородская. В 2003–2004 гг. промышленность Вологодской области росла медленней по сравнению со средней динамикой по стране. Моноотраслевая структура экономики, сложившаяся в переходный период, усугубляется тем, что области пока не удалось преодолеть сильный спад в лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроении, текстильной отрасли.

     В целом по области ситуация на рынке  труда выглядит благополучной —  экономическая активность (67%) и уровень  занятости населения превышают  среднероссийские показатели. В отраслевой структуре занятости произошли изменения, типичные для всех регионов в переходный период: более чем вдвое выросла доля занятых в торговле при почти двукратном сокращении занятости в строительстве, несколько увеличилась и занятость в бюджетных отраслях.

     По  сравнению с подавляющим большинством регионов Северо-Запада и страной в целом Вологодская область почти весь переходный период имела более низкий уровень общей безработицы, измеряемой по методологии МОТ. В 2003 г. уровень безработицы сократился до 4,5% (1995 г. – 9%, 1998 г. – 13%), это один из самых низких показателей среди регионов России.

     За  период 2001-2007 г.г. доля населения с доходами более 15 тыс. руб. в месяц (в ценах 2007 года) увеличилась с 1,3 тыс. человек до 222 тыс. человек – а это каждый пятый житель области. А доля граждан с доходами менее 3000 рублей  соответственно снизилась за этот период с 67,9 % в 2001 году до 8,5 % в 2007 году22.

     При менее сильной отраслевой и территориальной  дифференциации заработной платы (за исключением  Череповца) меньше и неравенство  населения по доходу, поэтому область  со второй половины 1990-х годов сохраняла  более низкий уровень бедности по сравнению со среднероссийским. Только при сильных экономических шоках, каким было постдефолтное снижение доходов, доля бедного населения стремительно повышалась, но на короткий срок. Динамика 2001-2003 гг. показывает, что с каждым годом добиваться дальнейшего снижения бедности все сложнее, лимитирующими факторами являются относительно невысокие доходы населения по сравнению с другими экспортными регионами и средние темпы роста доходов в эти годы. Именно поэтому к 2003 г. уровень бедности в области снизился незначительно — до 21%, и сравнялся со среднероссийским23. 

     Итак, в результате проделанной работы можно выявить факторы, обусловившие именно такую динамику социально-экономического развития регионов:

  • спад социально-экономического развития регионов России в начале 1990-х был вызван распадом СССР и децентрализацией государственной власти;
  • дальнейшее успешное развитие субъектов Федерации с высоким уровнем докризисного состояния было вызвано проведением эффективной политики: институциональных преобразований, вложения значительных средств в восстановление экономики и поддержания уровня жизни;
  • невысокий же уровень развития депрессивных регионов не был достаточным образом восстановлен и в начале XX в.: из-за еще большего ухудшения состояния экономики из депрессивных регионов прослеживалась миграция населения в результате аграрной перенаселенности, спад промышленного производства в результате несоответствия предприятий местным условиям и нуждам, низкого уровня развития внешнеторговой деятельности;
  • в тоже время переход к рыночным отношениям повлек за собой развитие регионов за счет привлечения капитала для развития предпринимательской деятельности. В этом как раз и проявляются результаты государственной экономической политики, заключающиеся в формировании эффективной многоукладной экономики.

     С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось в основном двумя  комплексами причин. Во-первых, действием  рыночной конкуренции, неодинаковой адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов) и фактическим неравенством субъектов федерации в экономических отношениях с центром.

Информация о работе Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития