Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:28, курсовая работа
Целью работы явилось выявление факторов, которые вызвали изменение социально-экономического развития регионов, и проблем их развития.
В соответствии с целью, объектом и предметом работы были определены задачи исследования:
раскрыть теоретическую базу понятий «региональное развитие», «теории регионального развития»;
поэтапно проанализировать социально-экономическое развитие некоторых регионов Российской Федерации;
дать характеристику и оценку современному социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………….................3
Теоретические основы регионального развития Российской Федерации………….........5
Теории регионального развития: сравнительный анализ, практическая приложимость……………………………………………………………………...........5
Региональное развитие: исторические корни и формирование вектора развития.....9
Этапы социально-экономического развития регионов Российской Федерации…….....13
Особенности социально-экономического развития г. Москвы……….....................13
2.2. Особенности социально-экономического развития респ. Дагестан……………….15
2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области………..17
Социально-экономическое региональное развитие Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………….............21
Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития....21
Механизмы регионального социально-экономического развития………………....25
Заключение.………………………………………………………………………………..........36
Список использованной литературы…………………………………………………….........37
Межрегиональная дифференциация являлась пространственным отображением растущей экономической (по формам собственности и секторам экономики) и социальной (по группам населения) дифференциации24.
Таким
образом, рассмотренная динамика диспропорций
в региональном развитии усиливает актуальность
разработки и реализации государственной
региональной политики, адекватной новой
региональной ситуации и тенденциям ее
развития. Эта политика должна иметь четко
определенное и общепризнанное содержание
(как самостоятельный предмет государственно-регулятивной
деятельности), требующей для своей реализации
специальных организационных структур
и обеспечиваемой необходимыми финансовыми
и иными ресурсами.
Глава 3. Социально-экономическое региональное развитие Российской Федерации на современном этапе
3.1. Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития
Стабилизация бюджетной системы страны и экономический рост дал государству необходимые ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.
Для
российского государства в
Политика
выравнивания социально-экономического
развития регионов, характерная для
эпохи первичной
Бюджетное
выравнивание отстающих в адаптации
к рыночным условиям регионов пока
не привело к ожидаемым
Для
управления региональным развитием
в целом использовался
Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточилось в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу этого трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти.
Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики.
В-третьих,
отсутствуют механизмы согласов
В-четвертых, отсутствует утвержденная Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон.
В-пятых, различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы.
В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессе. Проектно-планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, но относительно эффективно может выполнять свою регулирующую функцию. В современных условиях, разработанная в 1994 году Генеральная схема расселения Российской Федерации не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий.
Сложившаяся
административно-
В частности, старые административные формы российских регионов оказались маловосприимчивы к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы. Так, в мире новые крупные регионы становятся более активными игроками на глобальном рынке: они способны продуцировать более масштабные проекты; их столицы претендуют на более высокий статус в мировой региональной иерархии; схемы развития транспортных путей, системы расселения становятся более простыми и понятными.
Принимаемая в стране форма освоения территориальных процессов должна обеспечивать конкурентоспособность и безопасность России и ее отдельных территорий. Реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста.
Принципиально важно решить задачу развития федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.
Процесс
направления бюджетных
Долгосрочные
(федеральные) целевые программы
должны определять цели для региональных
и муниципальных целевых
В отношении регионов (в частности Республика Тыва, Камчатский край, Магаданская область) или геополитически приоритетных территорий, в частности Калининградской области, требуются комплексные меры, предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем создания особых экономических зон.
Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации будет осуществляться на основе следующих принципов:
Рост
территориальной мобильности
3.2. Механизмы регионального социально-экономического развития
Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны является непременной функцией любо государства, безусловным рефлексом его самосохранения.
Возрастающая роль регионального управления находит свое выражение:
Под региональным управлением подразумевается построение и выполнение целенаправленной и эффективной региональной политики. Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой28. Цели региональной социально-экономической политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью29. Необходимо различать региональную экономическую политику и экономическую политику региона.
Региональная экономическая