Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью работы явилось выявление факторов, которые вызвали изменение социально-экономического развития регионов, и проблем их развития.
В соответствии с целью, объектом и предметом работы были определены задачи исследования:
раскрыть теоретическую базу понятий «региональное развитие», «теории регионального развития»;
поэтапно проанализировать социально-экономическое развитие некоторых регионов Российской Федерации;
дать характеристику и оценку современному социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….................3
Теоретические основы регионального развития Российской Федерации………….........5
Теории регионального развития: сравнительный анализ, практическая приложимость……………………………………………………………………...........5
Региональное развитие: исторические корни и формирование вектора развития.....9
Этапы социально-экономического развития регионов Российской Федерации…….....13
Особенности социально-экономического развития г. Москвы……….....................13
2.2. Особенности социально-экономического развития респ. Дагестан……………….15
2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области………..17
Социально-экономическое региональное развитие Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………….............21
Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития....21
Механизмы регионального социально-экономического развития………………....25
Заключение.………………………………………………………………………………..........36
Список использованной литературы…………………………………………………….........37

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya pechat.docx

— 124.03 Кб (Скачать документ)

     Межрегиональная дифференциация являлась пространственным отображением растущей экономической (по формам собственности и секторам экономики) и социальной (по группам  населения) дифференциации24.

     Таким образом, рассмотренная динамика диспропорций в региональном развитии усиливает актуальность разработки и реализации государственной региональной политики, адекватной новой региональной ситуации и тенденциям ее развития. Эта политика должна иметь четко определенное и общепризнанное содержание (как самостоятельный предмет государственно-регулятивной деятельности), требующей для своей реализации специальных организационных структур и обеспечиваемой необходимыми финансовыми и иными ресурсами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Социально-экономическое  региональное развитие Российской Федерации  на современном этапе

     3.1. Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития

     Стабилизация  бюджетной системы страны и экономический  рост дал государству необходимые  ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно  констатировать, что административные и институциональные механизмы  государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.

     Для российского государства в сфере  региональной политики возник целый  ряд новых проблем.

     Политика  выравнивания социально-экономического развития регионов, характерная для  эпохи первичной индустриализации, и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для  выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы, была заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка.

     Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации  к рыночным условиям регионов пока не привело к ожидаемым результатам. Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие настроения.

     Для управления региональным развитием  в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся  в основном к бюджетным трансфертам  и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно.

     Во-первых, проведение административной реформы  и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточилось в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу этого трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти.

     Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики.

     В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи.

     В-четвертых, отсутствует утвержденная Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон.

     В-пятых,  различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы.

     В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессе. Проектно-планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, но относительно эффективно может выполнять свою регулирующую функцию. В современных условиях, разработанная в 1994 году Генеральная схема расселения Российской Федерации не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий.

     Сложившаяся административно-территориальная форма  регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост ее регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития. Регионы, создававшиеся и развивавшиеся в нерыночной логике, при помещении их в рыночную среду перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов — административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и пр.). По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25-3,0 % ВВП в год25.

     В частности, старые административные формы  российских регионов оказались маловосприимчивы к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы. Так, в мире новые крупные регионы становятся более активными игроками на глобальном рынке: они способны продуцировать более масштабные проекты; их столицы претендуют на более высокий статус в мировой региональной иерархии; схемы развития транспортных путей, системы расселения становятся более простыми и понятными.

     Принимаемая в стране форма освоения территориальных  процессов должна обеспечивать конкурентоспособность  и безопасность России и ее отдельных территорий. Реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста.

     Принципиально важно решить задачу развития федеральной  транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.

     Процесс направления бюджетных капитальных  вложений в объекты федеральной  инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их координация с учетом определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов.

     Долгосрочные (федеральные) целевые программы  должны определять цели для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, а в совокупности такие  программы призваны сформировать благоприятную  среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

     В отношении регионов (в частности  Республика Тыва, Камчатский край, Магаданская  область) или геополитически приоритетных территорий, в частности Калининградской области, требуются комплексные меры, предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем создания особых экономических зон.

     Развитие  межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации  будет осуществляться на основе следующих  принципов:

  • учет территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей;
  • учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов;
  • программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);
  • ответственность регионов за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению).

     Рост  территориальной мобильности населения  и преодоление депопуляции требует в первую очередь содействия добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсах, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы26. 

     3.2. Механизмы регионального  социально-экономического развития

     Функционирование  и развитие региональных экономических  систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны является непременной функцией любо государства, безусловным рефлексом его самосохранения.

     Возрастающая  роль регионального управления находит  свое выражение:

  • в повышении удельного веса управленческих функций, выполняемых регионами, в частности, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения населения, решением социальных вопросов, проблем использования местных ресурсов, экологии, территориальной инфраструктуры;
  • в усилении комплексного подхода к управлению, состоящего в расширении функций прямого руководства, координации и контроля за развитием всех элементов экономики региона;
  • в расширении оперативного взаимодействия с предприятиями всех отраслей и форм собственности по всему комплексу вопросов экономического и социального развития территории27.

     Под региональным управлением подразумевается  построение и выполнение целенаправленной и эффективной региональной политики. Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой28. Цели региональной социально-экономической политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью29. Необходимо различать региональную экономическую политику и экономическую политику региона.

       Региональная экономическая политика  – это система целей и задач  органов государственной власти  по управлению экономическим  развитием регионов страны, а  также механизм их реализации. В странах с рыночной экономикой  главная цель региональной экономической  политики в самом общем виде  определяется как изменение сложившихся пропорций и тенденций в распределении социально-экономической деятельности, в благосостоянии и ресурсах, т.е. выравнивание экономических различий между регионами на основе подтягивания отстающих до уровня передовых. В России цель региональной экономической политики помимо выравнивания экономических различий включает создание в регионах условий для адаптации к рынку, раскрытие дополнительных возможностей регионов.

Информация о работе Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития