Без оживления инвестиционных
процессов не может быть и речи
о подъёме российской экономики.
Но для этого нужно использовать
средства не только госбюджета, но и
частных, в том числе зарубежных,
инвесторов. Значит, необходимо создавать
соответствующий климат в стране
в целом и в регионах. Государственная
и региональная политика по отношению
к частным инвесторам должна состоять
в том, чтобы не вмешиваться в их деятельность,
максимально содействовать формированию
законодательной базы на федеральном
и местном уровнях для привлечения частных
капиталовложений.
Несмотря
на имеющуюся нормативно-правовую базу,
основанную на ряде региональных законов,
инновационная деятельность в регионах
находится в начальной стадии.
Сегодня необходимо всеми мерами государственного
влияния добиться увеличения ВРП и благосостояния
населения на основе роста производства
и реализации конкурентоспособности высокотехнологичной
продукции, содержащей долю добавленной
стоимости за счет интеллектуальной составляющей.
В последнее время в регионах наметились
положительные сдвиги в коммерциализации
новшеств, однако государственное регулирование
носит разрозненный, несистемный характер,
научно-технический потенциал используется
малоэффективно, предприятий, применяющих
инновации, крайне мало, что отрицательно
сказывается на конкурентоспособности
промышленности как главного фактора
инвестиционного развития39.
При
рассмотрении региональной политики необходимо
учитывать ее институциональные
особенности. Институты в своей совокупности
образуют институциональную структуру
общества и экономики. Они задают структуру
побудительных мотивов человеческого
взаимодействия - будь то в политике, социальной
сфере или в экономике, влияют на функционирование
социально - экономических систем.
В
составе институтов Д. Норт выделяет
три главных составляющих:
1. Формальные правила (конституции,
законы, административные акты, официально
закрепленные нормы права).
2. Неформальные ограничения (традиции,
обычаи договоры, соглашения, добровольно
взятые на себя нормы поведения,
неписаные кодексы чести, достоинства,
профессионального самосознания
и пр.).
3. Механизмы принуждения, обеспечивающие
соблюдение правил (суды, полиция
и т.д.).
Роль
институтов - уменьшение неопределенности
(структурирование повседневной жизни)
путем установления устойчивой (хотя
и не обязательно эффективной) структуры
взаимодействия между людьми; организация
взаимоотношений между людьми; определение
и ограничение набора альтернатив,
которые имеются у каждого
человека.
Институциональные
основы управления на региональном и
муниципальном уровнях включают
правовые, экономические и организационные
формы воздействия на процесс
социально-экономического развития региона:
- прямое участие
в развитии инфраструктуры региона посредством
прямого бюджетного финансирования, образования
и использования внебюджетных средств
и фондов, выпуска займов и т.д.;
- установление
льгот производителям, работающим на насыщение
внутреннего рынка;
- разнообразная
правовая и финансовая поддержка предпринимателей,
участвующих в развитии агропромышленного
комплекса и обеспечивающих наполнение
рынка потребительских товаров, и прежде
всего продовольственных.
Одним
из элементов, повышающих эффективность
регионального управления, являются структуры,
охватывающие различные институты: законы,
правила игры, определенные кодексы поведения,
типы отношений и связей.
Создание
институциональной среды в субъектах
Российской Федерации, проблемы формирования
цивилизованных мотиваций поведения
человека адекватных условиям рыночной
экономики, приобретают приоритетное
значение. Государственные и общественные
институты приобретают особое значение
в процессах формирования институциональной
среды и построения цивилизованной
рыночной экономической системы, как
в отдельных субъектах РФ, так
и в масштабах всего российского
государства.
Общие
подходы к формированию конкретных
механизмов сценария устойчивого развития
предполагают ряд отличительных
черт:
- интеграцию
природоохранных аспектов и включение
их в процесс разработки и принятия экономических
решений, повышение действенности природоохранной
политики, введение жестких санкций за
загрязнение окружающей среды;
- расширение
базы экономического роста путем стимулирования
малого бизнеса и предпринимательства.
Участие значительной части населения
в предпринимательской деятельности -
один из главных факторов устойчивого
развития;
- максимальную
передачу властных полномочий федерального
правительства региональным органам государственной
власти и местного самоуправления как
важнейший инструмент решения всех задач,
связанных с развитием территории. Право
территории самостоятельно определять
цели социально-экономического развития
должно быть подкреплено адекватными
финансовыми возможностями и механизмами40.
Итак,
представленные в настоящей работе результаты
анализа состояния социально-экономического
развития регионов России и механизмов
государственной региональной политики
подтвердили необходимость решения множества
взаимосвязанных вопросов правового и
финансового, практического и исследовательского,
информационного и организационного характера
в следующих направлениях государственной
региональной политики:
- модернизация
федеративных отношений в соответствии
с Конституцией РФ и новыми реалиями территориального
развития, предполагающая, наряду с повышением
эффективности разграничения предметов
ведения и полномочий между федеральными
и региональными органами власти, внедрение
механизма согласования интересов и организации
взаимодействия указанных органов власти
при реализации ими полномочий по предметам
совместного ведения;
- взвешенное,
экономически и социально обоснованное
принятие решений об изменении государственно-территориального
устройства и административно-территориального
деления страны;
- реструктуризация
существующего порядка исполнения социальных
обязательств государства на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях;
- формирование
системы государственных минимальных
социальных стандартов с учетом региональных
особенностей;
- совершенствование
механизмов и процедур «бюджетного федерализма»,
реструктуризация расходных полномочий
и доходных источников между федеральными,
региональными и местными органами власти;
- продолжение
и качественное обновление муниципальной
реформы;
- преодоление
кризисного состояния сельских поселений
с учетом коренных преобразований в агропромышленном
комплексе;
- государственное
регулирование развития регионов Сибири
и Дальнего Востока в новой геополитической,
экономической, демографической и миграционной
ситуации;
- оздоровление
социально-экономической и экологической
ситуации на депрессивных территориях;
- организация
корпоративно-территориальных взаимодействий;
- повышение
эффективности механизмов разработки
и реализации региональной политики (программ,
планов,прогнозов);
- формирование
системы полноценного информационного
обеспечения разработки и реализации
вышеуказанных мер региональной политики41.
Заключение
В
результате проделанной работы была
достигнута цель: выявление факторов,
которые вызвали изменение социально-экономического
развития регионов, и проблем их развития.
Факторами стали:
- спад социально-экономического
развития регионов России в начале 1990-х
был вызван распадом СССР и децентрализацией
государственной власти;
- дальнейшее
успешное развитие субъектов Федерации
с высоким уровнем докризисного состояния
было вызвано проведением эффективной
политики: институциональных преобразований,
вложения значительных средств в восстановление
экономики и поддержания уровня жизни;
- невысокий
же уровень развития депрессивных регионов
не был достаточным образом восстановлен
и в начале XX в.: из-за еще большего ухудшения
состояния экономики из депрессивных
регионов прослеживалась миграция населения
в результате аграрной перенаселенности,
спад промышленного производства в результате
несоответствия предприятий местным условиям
и нуждам, низкого уровня развития внешнеторговой
деятельности;
- в тоже время
переход к рыночным отношениям повлек
за собой развитие регионов за счет привлечения
капитала для развития предпринимательской
деятельности. В этом как раз и проявляются
результаты государственной экономической
политики, заключающиеся в формировании
эффективной многоукладной экономики.
- раскрыта
теоретическая база понятий «региональное
развитие», «теории регионального развития»;
- поэтапно
проанализировано социально-экономическое
развитие некоторых регионов Российской
Федерации (г. Москвы, респ. Дагестан и
Вологодской обл.);
- дана характеристика
и оценка современному социально-экономическому
развитию регионов Российской Федерации
(Глава 3).
Список
использованной литературы
- Август Лёш
: [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии
на Академике. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/341941,
свободный.
- Андреев А.В.
Основы региональной экономики : Учебное
пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В
Плучевская . –М. : КНОРУС, 2007. – 336 с.
- Андреев О.А.
Региональное развитие и социальная политика:
зарубежный опыт. – [Электронный ресурс]
// Режим доступа: www.rusrand.ru/Dokladi3/Andreev.pdf
, свободный. - С. 1-2.
- Вальтер Кристаллер
и его теория центральных мест : [Электронный
ресурс] // Эрудиция - Российская электронная
библиотека. - Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.27990_1.html,
свободный.
- Винокуров
А.А., Глушкова В.Г., Макар С.В. и др. Введение
в экономическую географию и региональную
экономику России: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф.
В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова: В 2
ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 2. –
352 с.
- Гранберг
А.Г. Основы региональной экономики: Учебник
для вузов. – 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 495
с.
- Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года: [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf, свободный.
- Кузнецова
О.В. Экономическое развитие регионов:
Теоретические и практические аспекты
государственного регулирования. Изд.
5-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. –
304 с.
- Кушлин В.И.,
Фоломьев А.Н. и др. Инновационность хозяйственных
систем. – М.: Эудиториал УРСС, 2000. – 208
с.
- Лавровский
Б.Л. Экономический рост и региональная
асимметрия (эмпирический анализ) / Новосибирск:
Сибирское Научное издательство, 2005, 216
с.
- Мудуев Ш.С.
Миграция и рынок труда в Дагестане : [Электронный
ресурс] // Трудовая миграция в СНГ. – Режим
доступа: www.demoscope.ru/center/fmcenter/tr_mud.html, свободный.
- Петросянц
В.З. Экономическая политика депрессивного
региона: проблемы формирования и реализации
/ В.З. Петросянц ; Ин-т социально-экон. исслед.
ДНЦ РАН. – М. : Наука, 2005. – 189 с.
- Проблемы
социально-экономического развития регионов
Российской Федерации. – Информационно-патриотический
портал Офицеры.ру. – [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://oficery.ru/2008/02/03/problemy_socialnojekonomicheskogo_razvitija_regionov_rossijjskojj_federacii.html.
- Региональная
стратегия экономического роста-2015 / [отв.
ред. В.А. Ильин] ; Вологодский научно-координационный
центр ЦЭМИ РАН. − М. : Наука, 2007. – 244 с.
- Региональная
экономика и управление: Учебник / Под
общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульщикова.
– М.: Изд-во РАГС, 2006. – 616 с.
- Региональная
экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В.
Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд.-во Рос. экон.
акад., 2000. – 463 с. – (Серия «Высшее образование»).
- Серебрякова
Л.А. Региональная политика: сущность,
основные направления и механизмы реализации:
[Электронный ресурс] // Сборник научных
трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика»,
2005, №1. - Северо-Кавказский государственный
технический университет http://www.ncstu.ru. – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/econom/14/03.pdf/file_download, свободный.
- Социальный
атлас российских регионов. Портреты регионов.
Вологодская область (социальный портрет
региона) - Независимый институт социальной
политики : [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://atlas.socpol.ru/portraits/volgd.shtml, свободный.
- Социально
– экономическое развитие Вологодской
области : [Электронный ресурс] // http://vol-info.ru/vologda-economics/13-vologda.html, свободный.
- Сулакшин
С.С., Лексин В.Н. и др. Региональное измерение
государственной экономической политики.
– М. – Научный эксперт, 2007. – С. 6.
- Теория сельскохозяйственного
штандорта Й.Тюнена : [Электронный ресурс]
// Экономика труда. - Режим доступа: http://laboureconomics.ru/regioneconomics/75-tunen, свободный.
- Формы и механизмы
межрегиональной интеграции: Учебное
пособие / Под ред. В. Е. Селиверстова. –
Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
– С. 32-34.
- Шупер В.А.
Экономический ландшафт Августа Лёша
: [Электронный ресурс] // к 100-летию со дня
рождения А. Лёша. Режим доступа: http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200602111, свободный.