Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью работы явилось выявление факторов, которые вызвали изменение социально-экономического развития регионов, и проблем их развития.
В соответствии с целью, объектом и предметом работы были определены задачи исследования:
раскрыть теоретическую базу понятий «региональное развитие», «теории регионального развития»;
поэтапно проанализировать социально-экономическое развитие некоторых регионов Российской Федерации;
дать характеристику и оценку современному социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….................3
Теоретические основы регионального развития Российской Федерации………….........5
Теории регионального развития: сравнительный анализ, практическая приложимость……………………………………………………………………...........5
Региональное развитие: исторические корни и формирование вектора развития.....9
Этапы социально-экономического развития регионов Российской Федерации…….....13
Особенности социально-экономического развития г. Москвы……….....................13
2.2. Особенности социально-экономического развития респ. Дагестан……………….15
2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области………..17
Социально-экономическое региональное развитие Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………….............21
Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития....21
Механизмы регионального социально-экономического развития………………....25
Заключение.………………………………………………………………………………..........36
Список использованной литературы…………………………………………………….........37

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya pechat.docx

— 124.03 Кб (Скачать документ)

           Без оживления инвестиционных процессов не может быть и речи о подъёме российской экономики. Но для этого нужно использовать средства не только госбюджета, но и  частных, в том числе зарубежных, инвесторов. Значит, необходимо создавать  соответствующий климат в стране в целом и в регионах. Государственная и региональная  политика по отношению к частным инвесторам должна состоять в том, чтобы не вмешиваться в их деятельность, максимально содействовать формированию законодательной базы на федеральном и местном уровнях для привлечения частных капиталовложений.

     Несмотря  на имеющуюся нормативно-правовую базу, основанную на ряде региональных законов, инновационная деятельность в регионах находится в начальной стадии. Сегодня необходимо всеми мерами государственного влияния добиться увеличения ВРП и благосостояния населения на основе роста производства и реализации конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, содержащей долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей. В последнее время в регионах наметились положительные сдвиги в коммерциализации новшеств, однако государственное регулирование носит разрозненный, несистемный характер, научно-технический потенциал используется малоэффективно, предприятий, применяющих инновации, крайне мало, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности промышленности как главного фактора инвестиционного развития39.

     При рассмотрении региональной политики необходимо учитывать ее институциональные особенности. Институты в своей совокупности образуют институциональную структуру общества и экономики. Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или в экономике, влияют на функционирование социально - экономических систем.

     В составе институтов Д. Норт выделяет три главных составляющих:

        1. Формальные правила (конституции,  законы, административные акты, официально  закрепленные нормы права).

        2. Неформальные ограничения (традиции, обычаи договоры, соглашения, добровольно  взятые на себя нормы поведения,  неписаные кодексы чести, достоинства,  профессионального самосознания  и пр.).

        3. Механизмы принуждения, обеспечивающие  соблюдение правил (суды, полиция  и т.д.).

     Роль  институтов - уменьшение неопределенности (структурирование повседневной жизни) путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры  взаимодействия между людьми; организация  взаимоотношений между людьми; определение  и ограничение набора альтернатив, которые имеются у каждого  человека.

     Институциональные основы управления на региональном и  муниципальном уровнях включают правовые, экономические и организационные  формы воздействия на процесс  социально-экономического развития региона:

  • прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займов и т.д.;
  • установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка;
  • разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров, и прежде всего продовольственных.

     Одним из элементов, повышающих эффективность регионального управления, являются структуры, охватывающие различные институты: законы, правила игры, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей.

     Создание  институциональной среды в субъектах  Российской Федерации, проблемы формирования цивилизованных мотиваций поведения  человека адекватных условиям рыночной экономики, приобретают приоритетное значение. Государственные и общественные институты приобретают особое значение в процессах формирования институциональной  среды и построения цивилизованной рыночной экономической системы, как  в отдельных субъектах РФ, так  и в масштабах всего российского  государства.

     Общие подходы к формированию конкретных механизмов сценария устойчивого развития предполагают ряд отличительных  черт:

  • интеграцию природоохранных аспектов и включение их в процесс разработки и принятия экономических решений, повышение действенности природоохранной политики, введение жестких санкций за загрязнение окружающей среды;
  • расширение базы экономического роста путем стимулирования малого бизнеса и предпринимательства. Участие значительной части населения в предпринимательской деятельности - один из главных факторов устойчивого развития;
  • максимальную передачу властных полномочий федерального правительства региональным органам государственной власти и местного самоуправления как важнейший инструмент решения всех задач, связанных с развитием территории. Право территории самостоятельно определять цели социально-экономического развития должно быть подкреплено адекватными финансовыми возможностями и механизмами40.
 

     Итак, представленные в настоящей работе результаты анализа состояния социально-экономического развития регионов России и механизмов государственной региональной политики подтвердили необходимость решения множества взаимосвязанных вопросов правового и финансового, практического и исследовательского, информационного и организационного характера в следующих направлениях государственной региональной политики:

  • модернизация федеративных отношений в соответствии с Конституцией РФ и новыми реалиями территориального развития, предполагающая, наряду с повышением эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти, внедрение механизма согласования интересов и организации взаимодействия указанных органов власти при реализации ими полномочий по предметам совместного ведения;
  • взвешенное, экономически и социально обоснованное принятие решений об изменении государственно-территориального устройства и административно-территориального деления страны;
  • реструктуризация существующего порядка исполнения социальных обязательств государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • формирование системы государственных минимальных социальных стандартов с учетом региональных особенностей;
  • совершенствование механизмов и процедур «бюджетного федерализма», реструктуризация расходных полномочий и доходных источников между федеральными, региональными и местными органами власти;
  • продолжение и качественное обновление муниципальной реформы;
  • преодоление кризисного состояния сельских поселений с учетом коренных преобразований в агропромышленном комплексе;
  • государственное регулирование развития регионов Сибири и Дальнего Востока в новой геополитической, экономической, демографической и миграционной ситуации;
  • оздоровление социально-экономической и экологической ситуации на депрессивных территориях;
  • организация корпоративно-территориальных взаимодействий;
  • повышение эффективности механизмов разработки и реализации региональной политики (программ, планов,прогнозов);
  • формирование системы полноценного информационного обеспечения разработки и реализации вышеуказанных мер региональной политики41.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В результате проделанной работы была достигнута цель: выявление факторов, которые вызвали изменение социально-экономического развития регионов, и проблем их развития. Факторами стали:

  • спад социально-экономического развития регионов России в начале 1990-х был вызван распадом СССР и децентрализацией государственной власти;
  • дальнейшее успешное развитие субъектов Федерации с высоким уровнем докризисного состояния было вызвано проведением эффективной политики: институциональных преобразований, вложения значительных средств в восстановление экономики и поддержания уровня жизни;
  • невысокий же уровень развития депрессивных регионов не был достаточным образом восстановлен и в начале XX в.: из-за еще большего ухудшения состояния экономики из депрессивных регионов прослеживалась миграция населения в результате аграрной перенаселенности, спад промышленного производства в результате несоответствия предприятий местным условиям и нуждам, низкого уровня развития внешнеторговой деятельности;
  • в тоже время переход к рыночным отношениям повлек за собой развитие регионов за счет привлечения капитала для развития предпринимательской деятельности. В этом как раз и проявляются результаты государственной экономической политики, заключающиеся в формировании эффективной многоукладной экономики.

    Полная  характеристика проблем развития регионов раскрыта в подглаве 3.1.

      Также были выполнены задачи исследования:

  • раскрыта теоретическая база понятий «региональное развитие», «теории регионального развития»;
  • поэтапно проанализировано социально-экономическое развитие некоторых регионов Российской Федерации (г. Москвы, респ. Дагестан и Вологодской обл.);
  • дана характеристика и оценка современному социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации (Глава 3).
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Август Лёш : [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/341941, свободный.
  2. Андреев А.В. Основы региональной экономики : Учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В Плучевская . –М. : КНОРУС, 2007. – 336 с.
  3. Андреев О.А. Региональное развитие и социальная политика: зарубежный опыт. – [Электронный ресурс] //  Режим доступа: www.rusrand.ru/Dokladi3/Andreev.pdf , свободный. - С. 1-2.
  4. Вальтер Кристаллер и его теория центральных мест : [Электронный ресурс] // Эрудиция - Российская электронная библиотека. - Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.27990_1.html, свободный.
  5. Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар С.В. и др. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 2. – 352 с.
  6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с.
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf, свободный.
  8. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: Теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 5-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 304 с.
  9. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н. и др. Инновационность хозяйственных систем. – М.: Эудиториал УРСС, 2000. – 208 с.
  10. Лавровский Б.Л. Экономический рост и региональная асимметрия (эмпирический анализ) / Новосибирск: Сибирское Научное издательство, 2005, 216 с.
  11. Мудуев Ш.С. Миграция и рынок труда в Дагестане : [Электронный ресурс] // Трудовая миграция в СНГ. – Режим доступа: www.demoscope.ru/center/fmcenter/tr_mud.html, свободный.
  12. Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации / В.З. Петросянц ; Ин-т социально-экон. исслед. ДНЦ РАН. – М. : Наука, 2005. – 189 с.
  13. Проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации. – Информационно-патриотический портал Офицеры.ру. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oficery.ru/2008/02/03/problemy_socialnojekonomicheskogo_razvitija_regionov_rossijjskojj_federacii.html.
  14. Региональная стратегия экономического роста-2015 / [отв. ред. В.А. Ильин] ; Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН. − М. : Наука, 2007. – 244 с.
  15. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульщикова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 616 с.
  16. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд.-во Рос. экон. акад., 2000. – 463 с. – (Серия «Высшее образование»).
  17. Серебрякова Л.А. Региональная политика: сущность, основные направления и механизмы реализации: [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1. - Северо-Кавказский государственный технический университет http://www.ncstu.ru. – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/econom/14/03.pdf/file_download, свободный.
  18. Социальный атлас российских регионов. Портреты регионов. Вологодская область (социальный портрет региона) - Независимый институт социальной политики : [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/portraits/volgd.shtml, свободный.
  19. Социально – экономическое развитие Вологодской области : [Электронный ресурс] // http://vol-info.ru/vologda-economics/13-vologda.html, свободный.
  20. Сулакшин С.С., Лексин В.Н. и др. Региональное измерение государственной экономической политики. – М. – Научный эксперт, 2007. – С. 6.
  21. Теория сельскохозяйственного штандорта Й.Тюнена : [Электронный ресурс] // Экономика труда. - Режим доступа: http://laboureconomics.ru/regioneconomics/75-tunen, свободный.
  22. Формы и механизмы межрегиональной интеграции: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Селиверстова. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – С. 32-34.
  23. Шупер В.А. Экономический ландшафт Августа Лёша : [Электронный ресурс] // к 100-летию со дня рождения А. Лёша. Режим доступа: http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200602111, свободный.

Информация о работе Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития