Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью работы явилось выявление факторов, которые вызвали изменение социально-экономического развития регионов, и проблем их развития.
В соответствии с целью, объектом и предметом работы были определены задачи исследования:
раскрыть теоретическую базу понятий «региональное развитие», «теории регионального развития»;
поэтапно проанализировать социально-экономическое развитие некоторых регионов Российской Федерации;
дать характеристику и оценку современному социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….................3
Теоретические основы регионального развития Российской Федерации………….........5
Теории регионального развития: сравнительный анализ, практическая приложимость……………………………………………………………………...........5
Региональное развитие: исторические корни и формирование вектора развития.....9
Этапы социально-экономического развития регионов Российской Федерации…….....13
Особенности социально-экономического развития г. Москвы……….....................13
2.2. Особенности социально-экономического развития респ. Дагестан……………….15
2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области………..17
Социально-экономическое региональное развитие Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………….............21
Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития....21
Механизмы регионального социально-экономического развития………………....25
Заключение.………………………………………………………………………………..........36
Список использованной литературы…………………………………………………….........37

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya pechat.docx

— 124.03 Кб (Скачать документ)

     Предметом региональной экономической политики являются комплексное развитие регионов и связанная с ними увязка на территории всех воспроизводственных процессов, а основным объектом наблюдения и  управленческой деятельности выступают  субъекты Федерации и муниципальные  образования. Дело в том, что именно на уровне субъектов Федерации и  на уровне муниципальных образований  формируются финансовые ресурсы, необходимые  для поддержания функционирования воспроизводства,  здесь созданы управленческие структуры и формируется законодательная база, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность на территории.

     В городах и регионах экономическая  политика разрабатывается и реализуется  совместными усилиями органов местной  власти, представителей частного бизнеса  и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально-общественного самоуправления30.

     В настоящее время, когда регионы  обрели большую экономическую самостоятельность, экономическая политика региона  становится мощным фактором его социально-экономического развития. Более того, от степени  ее разработанности и наличия  соответствующих механизмов осуществления зависит динамика развития каждого региона и его конкурентоспособность31.

     Социальная  региональная политика – это комплекс целей, задач, направлений деятельности и механизмов их реализации по улучшению  жизнедеятельности людей в определенных территориальных пределах.

     В концентрированном виде важнейшие  направления региональной политики России переходного периода отражены в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации 3 июня 1996 г. № 803.

     В документе определено, что «под региональной политикой Российской Федерации  понимается система целей и задач  органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации». При этом объектом региональной политики является либо отдельный субъект Российской Федерации, либо территории нескольких субъектов, в рамках которых реализуются следующие основные цели регионального управления:

     1) обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

     2) обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

     3) выравнивание условий социально-экономического  развития регионов;

     4) предотвращение загрязнения окружающей  среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная защита регионов;

     5) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

     6) максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

     7) становление и обеспечение гарантий  местного самоуправления 32.

     Среди ученых, занимающихся проблемами государственного регионального управления, сложилось мнение, что следует различать четыре направления региональной политики:

  • традиционное направление, задача которого – сократить различия в уровнях развития отдельных частей страны, а механизм реализации базируется на помощи менее благополучным регионам;
  • региональный аспект отраслевых политик центрального правительства, которые направлены на решение различных отраслевых задач, но при этом оказывают большое влияние на перспективу развития различных регионов страны;
  • межинституциональное направление – политика центрального правительства, определяющая решение проблемы взаимоотношений между разными пространственными уровнями власти, включая вопросы финансовых потоков от центрального правительства к местным и региональным властям;
  • интеграционная политика, направленная на усиление горизонтальных экономических и социальных связей в макрорегионах страны33.

     Теперь  рассмотрим непосредственно сами механизмы социально-экономической региональной политики.

     Схема 1 – Механизмы регионального социально-экономического развития

     

       

     

       

       
 
 
 
 
 

     В настоящее время в Российской Федерации главным экономическим механизмом государственного регулирования территориального и регионального развития является бюджетная система. Так же, как и в большинстве стран, она строится по принципам бюджетного федерализма и имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (муниципальный). Бюджетная система включает также государственные внебюджетные фонды (федеральные и субфедеральные). Бюджеты принимаются и используются на основе законодательных актов: Бюджетного, Налогового кодексов Российской Федерации, Закона о федеральном бюджете на очередной год, актов законодательных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления.

     Основные  направления эволюции бюджетной  системы России в переходном периоде  определяются стремлением к достижению большей автономности, самообеспеченности, бездефицитности бюджетов различных уровней, относительному уменьшению межбюджетных потоков. Преобладающей тенденцией является децентрализация бюджетной системы, т.е. увеличение роли региональных и местных бюджетов путем передачи с федерального уровня расходных полномочий и соответствующей расходной базы. Бюджетная система играет важную роль в социально-экономическом выравнивании регионов страны. Построение системы межбюджетного выравнивания, учитывающей и общегосударственные, и территориальные интересы, проблема чрезвычайно сложная. Выравнивающая система создается для того, чтобы решить следующие задачи:

  • устранить несоответствие между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений;
  • сблизить уровни бюджетных расходов «бедных» и «богатых» территорий:
  • стимулировать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;
  • ориентировать бюджетную политику территориальных властей на реализацию общегосударственных приоритетов.

     Одними  из составляющих бюджетной системы  являются бюджеты доходов. Преобладающую часть федерального и субфедеральных бюджетов составляют налоги (80%). Наиболее значительные неналоговые доходы поступают от внешнеэкономической деятельности, от имущества, находящегося в государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, а также в виде доходов целевых бюджетных фондов и внешних займов.

     В бюджеты субъектов Российской Федерации, помимо федеральных налогов и  сборов, поступают собственные региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог и т.д34.

     Бюджетный механизм необходимо рассматривать  в тесной взаимосвязи с налоговым  механизмом, так как налоги заключают  в себя большие возможности для  экономического воздействия на общественное производство, его динамику и структуру.

     В рамках налогового регулирования устанавливаются постоянно, временно и селективно действующие налоговые льготы. Использование льгот региональными властями позволяет создать благоприятный налоговый фон для расширения хозяйственной деятельности в приоритетных для региона направлениях. В процессе налогового регулирования обновляются основные производственные фонды, обеспечиваются необходимые размеры и темпы роста инвестиций, стимулируется развитие отдельных отраслей, обеспечивается регулирование потребления.

     Финансово-кредитный  механизм представляет собой организацию  отношений в области финансов, кредита, а также форм, методов  и условий финансирования и кредитования. Действие финансово-кредитного механизма направлено, прежде всего, на выявление дополнительных резервов развития.

     Значительное  место в системе финансово-кредитных  отношений занимает механизм целевого бюджетного кредитования. Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий финансовый год и являются источником финансирования отдельных программ инвестиционного характера, пополнения оборотных средств предприятий. В последнее время большое значение приобретают внутренние займы. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени региона и выдачи гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти региона. Государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Федерации35.

     Важную  роль по оказанию финансовой помощи регионам должны сыграть федеральные и  региональные фонды всевозможной поддержки  субъектов Федерации и муниципальных  образований, особенно дотационных. Финансовая помощь, в зависимости от поставленных целей и механизмов, делится на текущую, инвестиционную, выравнивающую и стимулирующую. Она предоставляется из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, из фондов компенсаций, софинансирования социальных расходов, регионального развития, реформирования региональных финансов в виде:

  • субвенций – безвозмездного целевого финансирования расходов нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих;
  • дотаций – безвозмездного выделения средств для покрытия дефицита нижестоящих бюджетов;
  • ссуд из вышестоящих бюджетов;
  • взаимозачетов – выделения средств нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей функций федерального правительства регионам36.

     С 1994 г. для всех субъектов Федерации были установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов. Важнейшим каналом предоставления финансовой помощи регионам стали трансферты – дотации из формирующегося в составе федерального бюджета Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФРП). Для распределения трансфертов из ФФРП между субъектами Федерации методика, основанная на расчетах таких интегральных индексов для каждого из них, как индекс бюджетных расходов и индекс налогового потенциала. Помощь регионам в виде трансфертов выполняет две функции: с одной стороны, она содействует выравниванию уровней среднедушевых расходов среди субъектов Федерации, а с другой – стимулирует последних к более полному использованию своих налоговых потенциалов37.

     Другим  механизмом региональной политики является инвестиционная политика.

     Инвестиционная  деятельность на уровне региона может  быть представлена как совокупность организационных, экономических и  нормотворческих действий органов  власти, хозяйствующих субъектов  и физических лиц по формированию необходимых инвестиционных ресурсов, их эффективному использованию в  инвестиционных проектах, обеспечивающая долговременное и гарантированное получение дохода на уровне, соответствующем принятым в регионе требованиям38.

           Разные регионы  проводят свою инвестиционную политику, однако общими для регионов закономерностями инвестиционной политики являются:

  • концентрация инвестиций в той сфере, где регионы имеют реальные преимущества, где успешно осуществляются структурные преобразования в региональных хозяйственных комплексах с применением новых технологий, с быстрой отдачей;
  • вложение значительных средств в отрасли жизнеобеспечения.

     Говоря  в целом об инвестициях и политике регионов по отношению к ним, следует  подчеркнуть, что в России и мире обостряется борьба за инвестиции. Их становится все меньше, но увеличивается  их оборачиваемость. И тем не менее в современных условиях имеются огромные возможности перелива капиталов в прибыльные отрасли экономики регионов для реализации крупных проектов.

Информация о работе Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития