Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является раскрытие сущности естественной монополии, выявление ее взаимосвязи с конкурентными, рыночными отношениями; обоснование необходимости государственного регулирования естественной монополии; обоснование необходимости реформирования естественной монополии в России (на примере ОАО «Газпром»).
В данной работе использованы источники, где методично изложены основы естественных монополий такие как: Бутыркин А.Я. «Естественные монополии: Теория и проблема регулирования», Белоусова Н.И., Васильева Е.М. “Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий”; также была использована периодическая литература: журналы «Общество и экономика», «Вопросы экономики», «Международная экономика и международные отношения»; информация, доступная на официальных Интернет-страницах министерств и ведомств, периодических изданий и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике 6
1.1 Теоретические подхода к определению естественной монополии 6
1.2 Содержание и причины естественных монополий 11
1.3 Особенности и роль естественных монополий в России 15
Глава 2. Регулирование естественных монополий 18
2.1. Необходимость регулирования естественных монополий 18
2.2. Методы регулирования естественных монополий 21
Глава 3. Реформа естественных монополий в России 24
3.1 Модели реформирования естественных монополий 24
3.2 Направления реформирования российских естественных монополий 28
Заключение 34
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 143.21 Кб (Скачать документ)

Отечественная экономическая наука пыталась учесть не только технологическую природу  естественной монополии, но и другие ее характеристики. Так, в работе А. Вуроса и Н. Розановой естественной монополией называется отрасль, в которой  совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной крупной фирмой9. Н. Белоусова и Е. Васильева при решении проблемы определения российской естественной монополии для дальнейшего ее эффективного государственного регулирования и реформирования рассматривают два аспекта, нормативный и поведенческий, которые взаимодополняют друг друга10.

В экономической  теории, помимо направлений, занимающихся вопросами функционирования естественной монополии, существуют и противоположные  взгляды, как например, идеи неоавстрийской экономической школы. Для них  понятие «естественной монополии» антиисторично, а теория естественной монополии - это экономическая фикция, мешавшая на протяжении XX века развитию рыночных отношений. Томас ди Лоренцо  считает, что «... не существует никаких  свидетельств, подтверждающих, что  сюжет «естественной монополии» когда-либо имел место. Не существует ни одного достоверно известного случая, ни одной истории о том, как  некий производитель добился  низких издержек в долгосрочной перспективе  и тем самым установил перманентную монополию... Во многих отраслях так  называемых инфраструктурных монополий  в конце XIX - начале XX веков существовали в буквальном смысле десятки конкурирующих  фирм...»11 .

Проведя анализ эволюции теорий естественной монополии, можно придти к выводу о том, что полного ее определения  не дает ни одна из них. Различные теории в процессе экономического развития учитывают многообразные свойства исследуемой категории, и лишь обобщив, сравнив и проанализировав все  подходы, можно получить комплексное  представление о естественной монополии  как объекте исследования. Содержание естественной монополии состоит  в преимущественном положении экономического субъекта на рынке, приобретаемом крупными формами хозяйствования в результате экономии от масштабов, экономии от разнообразия субаддитивности функции издержек, экономии на трансакционных издержках, географического распределения  и создания системы совместного  хозяйственного комплекса.

Синтез  указанных концептуальных подходов к определению естественной монополии  как экономического явления позволяет, прежде всего, подчеркнуть множественность  причин, порождающих естественно-монопольный  эффект, связанный с большей эффективностью монополии по сравнению с конкуренцией. Это, в свою очередь, демонстрирует  важную закономерность развития общественного  производства, состоящую в том, что  на определенных этапах развития рыночная конкуренция модифицируется, смещаясь на новые более сложные уровни и делая возможным совместное существование монополии и конкуренции  в условиях сложной экономической  системы.

    1. Содержание и причины естественных монополий

На современном  этане экономического развития понятие  естественная монополия трактуется более широко как в экономической  теории, так и в законодательных  актах. В статье 3 Федерального Закона № 147 «О естественных монополиях»12 естественная монополия определена как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек нроизводства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем снрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

С определением в Федеральном Законе № 147 «О естественных монополиях» нельзя не согласиться, поскольку в нем отражаются все особенности функционирования естественного монополиста. Это уникальность продукта (услуги), производимого естественным монополистом (фактическая невозможность замены другим товаром или услугой), субаддитивность издержек и вытекающая из этого капиталоемкость производства и высокие издержки создания конкурирующей компании, а также технологическая особенность производственной структуры предприятия.

В дополнение следует отметить определение, принятое в экономической теории. Оно обычно сводится к следующей формулировке: естественная монополия - это состояние товарного рынка, в котором производство любого объема продукции обходится дешевле обществу, если на рынке существует одна фирма в силу технологических особенностей производства: уменьшение средних издержек по мере увеличения объемов производства (эффект масштаба), высокие невозвратные издержки при создании инфраструктуры предприятия, а также наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, железнодорожные пути, система водоснабжения).

Выделяя понятие «естественная монополия» из категории «монополия», мы, тем  самым, указываем на проблему эффективного функционирования ествественной монополии  с точки зрения общества, не решаемую рыночнымсаморегулированием, когда  субъект экономики имеет достаточно свободы в выборе своего экономического поведения. В условиях социалистической экономики для каждого субъекта хозяйствования государством определяется план работы на несколько лет, вне  зависимости, является ли данный субъект  единственным производителем конкретного  товара, либо данных производителей множество.

Субъекты  естественных мононолий имеют  уникальную природу происхождения, отличную от какого либо другого  субъекта хозяйствования. Именно поэтому необходимо выделить все возможные причины возникновения естественных монополий, которые можно разбить по трем группам13:

1. Фундаментальные  причины:

а) Особенности технологии являются основополагающей причиной существования естественных монополий в современной экономике, поскольку предполагает наличие энергозатратной технологической базы у предприятий естественных монополистов, без которой невозможен цикл производства, доставки товара или услуги до конечных потребителей.

б) Положительная отдача от масштаба характерна для всех монополий и возникает по мере роста выпускаемой продукции, что приводит к сокращению издержек производства. В естественно- монопольных отраслях данная причина проявляется более отчетливо.

в) Субаддитивность  издержек (характеризует издержки, величина которых для одной фирмы меньше, чем для двух и более, при заданном положительном уровне производства.) является логичным следствием технологического состояния отрасли, в которой оптимальное производство возможно только при наличии одного производителя. Появление двух или более компаний в отрасли вызовет неоправданный рост издержек по теплотрассы, газо и нефтепроводы).

г) Уникальность продукции, произведенной естественными монополиями, заключается в их высоких потребительских свойствах и невозможностью замены на другие товары или услуги (низкая эластичьюсть спроса).

д) Экономия на разнообразии выпускаемой продукции характерна для таких отраслей, как электроэнергетика (ТЭЦ), железнодорожные перевозки (грузоперевозки, перевозка пассажиров и перевозка баллистических ракет для оборонных целей), телефонные услуги (использование в качестве интернет - канала), поскольку именно в этих отраслях производство основного продукта или услуги сопряжено свыпуском сопутствующих товаров.

2. Организационные  и ситуационные причины:

а) Вертикальная интеграция деятельности при  наличии сетевых  структур. Данная причина возникновения естественных монополийние издержки производства по мере увеличения товарного набора. является результатом воздействия организационных факторов производства, способствующих оптимальному распределению, транспортировки и сбыту всей продукции.

б) Факторы (институциональные, материально-технические, организационные), формирующие рыночную ситуацию. Данная причина характерна не только для естественных монополий, но и для всего спектра экономических субъектов, поскольку представляет собой совокупность причин, формирующих способ производства.

в) Наличие секрета  или патента играло большую роль в период формирования и становления естественных монополий как субъектов экономических отношений, но с появлением и развитием новых технологий и совершенствованием законодательной базы данная причина снизила свою роль, хотя сохраняет частичное значение и в современной экономике.

3. Национальная  безопасность (учет национальных  экономических и политических интересов страны). Наличие этой причины в системе причин возникновения естественных монополий носит специфический характер и имеет отношение только к определенным экономическим системам, желающим контролировать свою национальную экономическую безопасность. Не секрет, что естественные монополии представляют собой стратегические предприятия, на которые возложены задачи по поддержанию безопасности, внешнеполитических целей и сохранению единого экономического пространства. Исходя из целей сохранения национальной экономической безопасности, целесообразно иметь в ряде отраслей монопольные компании, подконтрольные государству, не отдавая их в сферу конкурентных отношений, способных подорвать государственные интересы.

    1. Особенности и роль естественных мононолий в России

В современной  экономике любая хозяйственная  структура (тем более крупная) является составной частью всего механизма функционировання. Выполняя свою задачу, решая собственные проблемы и удовлетворяя потребности населения, хозяйственная единица создает общую структуру национальной экономики посредством взаимодействия с другими подобными хозяйственными единицами. Но выполнение хозяйственных задач напрямую зависит от степени развитости инфраструктуры. В каждой стране она имеет свои особенности, также как и различия стран в экономическом и политическом устройстве.

Развитая  инфраструктура позволяет эффективно развиваться базовым отраслям индустриальной экономики, так называемым «локомотивам», которые тянут за собой все народное хозяйство, прокладывая дальнейший путь развития страны. Стоит заметить, что это движение может осуществляться в разных политических и социальных системах, каждая из которых имеет характерные черты, присущие только ей. Так, для экономики России характерны следующие специфические условия функционирования14:

1.Большая  протяженность территории, что обуславливает  неизбежно высокие транспортные издержки для всех субъектов предпринимательской деятельности и затрудняет формирование единого экономического пространства.

2.Суровые  климатические условиями на большей  территории России, что приводит к высокой энергоемкости экономики.

З.Низкий уровень технологий, в том числе  энергосберегающих.

4.Низкая  платежеспособность потребителей  как промышленных, так и населения.

5.Историческое  размещение предприятий. 

6.Особое  значение национальной экономической  безопасности и в целом безопасности страны.

Учет  данных особенностей страны особенно характерен для базовых отраслей экономики. К базовым отраслям относятся: машиностроение, металлургия, энергетика, нефтегазодобывающая, транспортная, строительная. Роль этих отраслей невозможно переоценить особенно на современном этапе развития экономики России. Многие из этих отраслей (например: энергетика и железнодорожный транспорт) экономики являются естественными монополиями, представляющими по своим масштабам целый сегмент экономики, а в ряде случаев, например в России, формирующие бюджет страны. Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий.

Характерной особенностью российской промышленности (а значит и присущей естественным монополиям) является высокая степень концентрации производства в одном месте и у одного производителя. Такое состояние промышленности обусловлено наследием прошлого, когда в СССР существовала так называемая гигантомания.

Еще одной  немаловажной отличительной особенностью естественных монополий можно назвать их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Если рассматривать каждое государство как определенный субъект мирового рынка, то в данном случае роль национальных монополий становится решающей в конкурентной борьбе за потребителя. Так, например, ОАО «Газпром» на Европейском рынке конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России