Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие сущности естественной монополии, выявление ее взаимосвязи с конкурентными, рыночными отношениями; обоснование необходимости государственного регулирования естественной монополии; обоснование необходимости реформирования естественной монополии в России (на примере ОАО «Газпром»).
В данной работе использованы источники, где методично изложены основы естественных монополий такие как: Бутыркин А.Я. «Естественные монополии: Теория и проблема регулирования», Белоусова Н.И., Васильева Е.М. “Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий”; также была использована периодическая литература: журналы «Общество и экономика», «Вопросы экономики», «Международная экономика и международные отношения»; информация, доступная на официальных Интернет-страницах министерств и ведомств, периодических изданий и др.
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике 6
1.1 Теоретические подхода к определению естественной монополии 6
1.2 Содержание и причины естественных монополий 11
1.3 Особенности и роль естественных монополий в России 15
Глава 2. Регулирование естественных монополий 18
2.1. Необходимость регулирования естественных монополий 18
2.2. Методы регулирования естественных монополий 21
Глава 3. Реформа естественных монополий в России 24
3.1 Модели реформирования естественных монополий 24
3.2 Направления реформирования российских естественных монополий 28
Заключение 34
Список литературы 37
Сферы и субъекты естественных монополий играют исключительно важную роль в укреплении единого экономического, энергетического, транспортного пространства России, в поддержании обороноспособности страны, в достижении внешнеэкономических интересов и укреплении позиций России в мировой экономике и политике, в решении финансовых, бюджетных проблем и достижении на этой основе социально - экономической стабильности в обществе, в реализации стратегического курса по выводу страны на траекторию устойчивого и качественного экономического роста.
Глава 2. Регулирование естественных монополий
2.1 Необходимость регулирования естественных мононолий
С момента появления первых сложных машин и оборудования в конце 19 века постепенно стали развиваться сетевые структуры, имеющие первостепенное значение для жизни крупных городов и стран. К этим структурам относились система канализаций и водопровода в крупных городах, железнодорожное полотно и линии электропередач, соединяющие населенные пункты. Компании, создающие данную жизненно важную инфраструктуру, имели особое положение и статус в общественной, политической и экономической жизни общества. Данное положение компаний было выгодно как для самих компаний, так и для государства, но с развитием новых технологий, появлением новых экономических явлений и законов обществу потребовался эффективный способ контроля над хозяйственной деятельностью естественных монополий15.
Именно обладание монопольной властью приводит к опасности ее использования в корыстных целях, путем установления завышено необоснованных цен, вынуждающих общество нести потери (издержки монопольной власти).
Следующей причиной регулирования естественных монополий является национальная (в том числе социально-экономическая) безопасность страны. Монополист, представляющий собой отрасль, а соответственно способный оказывать влияние на экономические процессы в регионе и стране должен быть подконтролен органам государственной власти, а не наоборот. Очевидно, что естественный монополист влияет на органы государственной власти, создавая выгодные условия существования только для себя, но не для общества, при этом ставя под угрозу социальную сферу жизни общества.
Также
регулирование монополиста
Важной причиной регулирования естественных монополий можно назвать специфику России как субъекта международных отношений. Речь идет об особенностях российской экономики: протяженность территории, суровый климат, стратегическое географическое положение и т.д. Из-за наличия таких специфических причин естественные монополисты должны регулироваться органами власти, поскольку являются объединяющим звеном в экономике страны.
Именно в силу вышеперечисленных причин необходимо и жизненно важно регулировать естественные монополии. Органами регулирования в Западных странах являются: Великобритания - Управление телефонной связи, газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения; США - Федеральная комиссия по связи, межштатных перевозок, газоснабжения, в Российской Федерации регулированием деятельности естественных монополий занимаются различные органы исполнительной власти, В топливно-энергетическом комплексе - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, производство электрической и тепловой энергии и предоставление услуг по их передаче, с 90-х гг, регулировалось Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональном уровне - Региональными энергетическими комиссиями (РЭК); в сфере общедоступной электрической и почтовой связи - Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы Российской Федерации; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэропортов регулирование - Федералыюй службой России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Необходимость упорядочения и координации тарифной антимонопольной политики привела к созданию единой Федеральной службы по тарифам (ФСТ), деятельность которой регламентируется «Положением о федеральной службе но тарифам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г16.
Необходимость регулирования естественных монополий поставило перед правительством сложную задачу в выборе форм, средств и методов регулирования, которые формировались на законодательной базе в переходный период. Соответственно нечеткая проработанность законов в начале 90-х годов позволила монополистам беспрепятственно устанавливать цены на свой продукт на заведомо высоком уровне или использовать полученную экономическую власть в интересах менеджеров компаний монополистов. Так, например, до 1993 года ОАО «Газпром» получило преимущество в экспорте газа, сверх установленных норм отгрузки, за счет фиксированной цены газа для населения внутри страны.
Очевидность и необходимость регулирования естественных монополий является неоспоримой. Отсутствие государственного регулирования естественных монополий неизбежно приводит к целому ряду негативных для экономики и обществапоследствий. Среди них:
- возможное
завышение цен и снижение
- рост
издержек производства у
- инфляция издержек;
- снижение
благосостояния населения
- игнорирование
общественных интересов, ущерб
для экономической и общей безопасности
страны и т.п.17
2.2 Методы регулирования естественных монополий
В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые, и воспринимались как более адекватные рынку. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают им. Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам относятся следующие: установление цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирование нормы прибыли, блочные тарифы, ценовое регулирование при ограниченной мощности, «эффективное» ценообразование, «справедливое» ценообразование.
К неценовым
методам регулирования
Основной
причиной для разработки неценовых
методов регулирования
Несмотря на ряд достоинств неценовых методов регулирования, ценовые методы по-прежнему пользуются успехом в развитых странах.
Российская практика регулирования естественных монополий, в отличие от Западноевропейской и североамериканской, менее разработана, поскольку, в прошлом (времена СССР) отсутствовали методы регулирования естественных монополий. Но ситуация стала изменяться в начале 1990-х годов с переходом к рыночно-конкурентной экономике и с использованием опыта развитых стран в регулировании естественных монополий. В настоящее время в российском законодательстве прописаны два метода регулирования: ценовой и неценовой.
Из всего
спектра ценовых методов
Таким
образом, механизм государственного регулирования
естественных монополий в современных
российских условиях предполагает активное
участие государства в поиске
баланса общественных и частно-корпоративных
интересов. Государство должно, с
одной стороны, защищать потребителей
от возможных злоупотреблений
Глава 3. Реформирование естественных монополий
3.1 Модели реформирования естественных монополий
В правительственных и научных кругах России давно обсуждается проблема реформирования естественных монополий. Предполагается, что функционируя под крылом государства, они становятся сравнительно менее эффективными и неподотчетными обществу. Поэтому необходимо прибегать к реформированию, которое направлено на коммерциализацию, повышение ответственности перед обществом, снижение издержек и развитие конкуреции в условиях естественных монополий.
Указ Президента РФ «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий»20 определяет задачи и направления реформирования. Структурная реформа в сферах естественных монополий является важным условием повышения эффективности их деятельности, рационального использования производственного потенциала и формирования конкурентных отношений. В Указе Президента РФ определены направления реформирования. Один перечень этих направлений является свидетельством того, что государство достаточно широко определяет круг вопросов, требующих срочного вмешательства. В области правового регулирования реформа предусматривает придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил «доступа к сети» на недискриминационной основе; совершенствование нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий; формирование организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, координацию деятельности и разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий. В направлении развития конкурентной среды реформа предусматривает выделение исходя из экономической целесообразности и в соответствии с федеральными законами самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий; определение особенностей дальнейшей приватизации в сферах естественных монополий; повышение эффективности реализации полномочий государства по приналежащим ему акциям акционерных обществ, являющихся субъектами естественных монополий, путем усиления ответственности представителей, осуще ствляющих полномочия государства как акционера в соответствующих ационерных обществах, за своевременную уплату акционерными обществами налогов и других обязательных платежей; проведение ежегодной аудитоской проверки, независимого ведения реестра акционеров и иных мер, направленных на обеспечение открытости акционерных обществ для инвесторов и акционеров. В отношении государственного участия в процессе ценообразования указом предусмотрено совершенствование системы регулирования, в том числе ценового, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции; организацию контроля за финансовыми потоками субъектов естественных монополий; поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп насе- ления. Важным направлением осуществляемой реформы является разграничение полномочий между федеральной властью и субъектом федерации.
Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России