Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является раскрытие сущности естественной монополии, выявление ее взаимосвязи с конкурентными, рыночными отношениями; обоснование необходимости государственного регулирования естественной монополии; обоснование необходимости реформирования естественной монополии в России (на примере ОАО «Газпром»).
В данной работе использованы источники, где методично изложены основы естественных монополий такие как: Бутыркин А.Я. «Естественные монополии: Теория и проблема регулирования», Белоусова Н.И., Васильева Е.М. “Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий”; также была использована периодическая литература: журналы «Общество и экономика», «Вопросы экономики», «Международная экономика и международные отношения»; информация, доступная на официальных Интернет-страницах министерств и ведомств, периодических изданий и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике 6
1.1 Теоретические подхода к определению естественной монополии 6
1.2 Содержание и причины естественных монополий 11
1.3 Особенности и роль естественных монополий в России 15
Глава 2. Регулирование естественных монополий 18
2.1. Необходимость регулирования естественных монополий 18
2.2. Методы регулирования естественных монополий 21
Глава 3. Реформа естественных монополий в России 24
3.1 Модели реформирования естественных монополий 24
3.2 Направления реформирования российских естественных монополий 28
Заключение 34
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 143.21 Кб (Скачать документ)

Поставленные  задачи дифференцируются в зависимости  от конкретных проблем, связанных с  существованием естественной монополии  в отдельных отраслях. С этой целью  в теории разработаны модели реформирования естественных монополий, специфика  которых определяется отраслевыми  особенностями функционирования естественных монополий. В широком смысле экономическая  модель представляет собой абстрактную  форму какого-либо экономического явления, в которой выделяются основные его  элементы и их взаимосвязи, и не учитываются  взаимосвязи, играющие второстепенную роль. В узком смысле модель реформирования представляет собой абстрактное  обобщение сознательно проводимых государством преобразований отраслей естественных монополий в целях  повышения их эффективности и  увеличения общественного благосостояния. 21

Первая  модель реформирования российских естественных монополий предполагает партнерство  государства и частного сектора (ГЧП) в рамках национальной экономики. Необходимость использования ГЧП объясняется, с одной стороны тем, что усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно-значимых функций. С другой стороны, бизнесу необходимо инвестирование в новые объекты. ГЧП представляет собой разновидность франчайзинга (коммерческой концессии) и используется как альтернатива приватизации имеющих стратегическое значение объектов собственности. ГЧП предполагает, что государство не подключается к новым общественно значимым проектам бизнеса, а приглашает принять участие бизнес в реализации социально значимых программ.

Наибольшее  распространение на региональном и  локальном уровнях исполнительной власти проекты ГЧП получили в  развитии проблемных территорий, транспортной инфраструктуры (дорожное строительство), инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса, в поддержке приоритетных отраслей экономики, в частности, инновационных, импортозамещающих, подготовке высококвалифицированных  кадров.

Яркими  примерами применения ГЧП в целях  комплексного развития территорий являются финансируемые Инвестиционным фондом РФ, региональным бюджетом и частными инвесторами проект освоения Нижнего  Приангарья (Красноярский край) и проект комплексного освоения Южной Якутии.

Вторая  модель реформирования - выделение  естественно-монопольного «ядра» в  отдельную бизнес-единицу — направлена на локализацию того компонента отрасли, который делает ее естественно-монопольной. В случае электроэнергетики это  сети высоковольтных линий электропередач (ЛЭП), в случае газодобывающей отрасли - сети магистральных нефтепроводов  и газопроводов, в случае транспорта - автомобильные, железнодорожные, водные, воздушные перевозки, в случае жилищно-коммунального  хозяйства - инженерно-бытовые сети водоснабжения, тепло­снабжения, канализации, электроснабжения, кабельного телевидения, в случае связи - телефонные линии  связи. Такие локализованные и «неделимые»части системы остаются под контролем  государства, а остальные компонеты  отрасли коммерциализируются, расчленяются на независимые предприятия и  затем приватизируются.

Так как  основным направлением реформирования естественных монополий в рамках второй модели является развитие конкуренции  на потенциально-конкурентных видах  деятельности горизонтально и/или  вертикальноинтегрированной естественной монополии, выделим основные формы  конкуренции и классифицируем их следующим образом: конкуренция  между различными инфраструктурами (сетями); конкуренция «на одной  инфра- структуре» (на одной сетевой системе); конкуренция «за» рынок; ярдстик конкуренция22.

В каждом конкретном случае вопрос о наиболее подходящей форме конкуренции должен рассматриваться индивидуально, принимая во внимание технологические характеристики отрасли, необходимость соблюдения общественных интересов, доступные  формы регулирования и реформирования.

Возможность включения механизма иностранной  конкуренции в условиях глобализации экономики позволяет предложить третью модель реформирования - модель внедрения иностранной конкуренции  в естественно-монопольные отрасли.

В условиях открытой экономики и либерализации  внешней торговли иностранная конкуренция  играет роль фактора, понижающего уровень  концентрации монополии и степень  несовершенства рынка. Высота барьеров входа в национальную отрасль  зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф, тем  ниже барьеры входа в отрасль  для зарубежного 

Разработанные в теории модели реформирования естественных монополий направлены на усиление конкурентного  начала в отраслях естественных монополий, повышение эффективности их функционирования, снижение и стабилизацию цен на их продукцию.23

3.2 Направления реформирования российских естественных монополий (на примере ОАО «Газпром»)

Во всем мире наблюдается тенденция к  реформированию энергетического сектора, основными направлениями которого являются дерегулирование, демонополизация  и усиление конкуренции. Эта тенденция  охватила и Россию. Отечественные  ученые занимаются вопросами участия  государства в топливно-энергетическом комплексе, эффективности его инвестирования, формирования рыночного механизма в газовой отрасли, институциональной стороной государственной политики в области использования природного газа и др.24

Одной из крупнейших энергетических компаний в мире является ОАО «Газпром». Основными  направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается  в максимально эффективном и  сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с  высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. В 2009 г. увеличилась  доля в мировых запасах газа на 1%, в мировой торговле газом на 3%, выросла доля контролируемых российских запасов газа на 8%, увеличилась протяженность  газопроводов на 112 тыс. км, увеличилось  количество промышленных и жилищно-коммунальных предприятий, газоснабжение которых  осуществляет Газпром, по сравнению  с 2004 годом соответственно на 3,4 и 42,6 тыс. единиц25.

Суть  реформирования, по мнению руководства  компании, заключается в повышении  эффективности работы «Газпрома» как  вертикально интегрированной компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт. Важнейшая задача - оптимизация  структуры управления основными  видами деятельности на уровне дочерних обществ. Каждое дочернее общество будет  специализироваться на выполнении узкого круга профильных функций, что позволит избежать распыления финансовых и людских  ресурсов на смежные, а иногда непрофильные виды деятельности. В результате реформы  повысится эффективность управления дочерними организациями «Газпрома», сократятся непроизводственные расходы, будут разделены и станут более  прозрачными финансовые потоки26.

Необходимо  выделить объективные предпосылки  реформирования российской газовой  отрасли. Во-первых, гигантские газовые  месторождения к концу прошлого века вступили в фазу падающей добычи, что обуславливает необходимость  разработки новых месторождений, большая  часть которых расположена в  еще более трудных климатических  условиях, чем разрабатываемые сегодня. Во-вторых, увеличивается износ магистральных  и распределительных газовых  сетей. Все это 9требует новых инвестиций, доля которых в издержках производства существенно возрастает. В-третьих, управленческая структура газового холдинга трудно управляема из-за своих размеров и требует реструктуризации27.

Озабоченные проблемами реформирования органы и  институты государственного регулирования  и управления разработали проекты  реформирования газовой отрасли. Среди  них Концепция развития рынка  газа в Российской Федерации, подготовленный ОАО «Газпром», доклад Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) в Правительство РФ «О концепции  развития рынка газа в Российской Федерации» от 21 декабря 2002 г., Концепция  Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по реформированию газовой отрасли и развитию рынка  газа.

Все три  альтернативные концепции реформирования внутреннего рынка природного газа соответствуют требованиям европейской  «Газовой директивы» в области отделения  подотрасли транспортировки газа от его добычи и реализации, доступа  сторонних производителей и перепродавцов  к магистральным газопроводам ЕСГ, а также повышения цен на газ  до паритетного уровня с европейским  рынком.

Концепция ОАО «Газпром» предполагает создание газотранспортной компании как дочерней ОАО «Газпром»; ограниченный доступ к экспорту газа независимых производителей; увеличение продаж газа по свободным  ценам и импорт газа; введение дифференцированного  налога на добычу газа (снижение или  незначительный рост совокупной налоговой  нагрузки); введение налога на потребление  газа как топлива; прозрачность формирования тарифов на транспорт газа.

В концепции  Минэкономразвития РФ намечено создание газотранспортной компании как дочерней ОАО «Газпром» и выделение  этой подотрасли в самостоятельный  вид бизнеса; ограниченный, с точки  зрения доступа к инфраструктуре сторонних производителей, экспорт  газа; ускоренный переход к свободным  ценам; дифференцированный налог на добычу газа, имеющий характер изъятия  природной ренты и предусматривающий  совокупное увеличение поступлений  в бюджет; налог на потребление  газа.

Концепция РСГШ включает создание независимой  транспортной компании; право на экспорт  газа независимыми производителями; ускоренный рост цен на внутреннем рынке и  быстрый переход к полностью  свободным ценам; введение дифференцированного  налога на добычу газа; налог на использование  газа28.

По мнению М.В. Кротовой29, концепция ОАО «Газпром» по реформированию рынка природного газа является «меньшей из зол», поскольку сохраняет целостность крупнейшей компании, фундамент отечественного энергетического рынка. Однако по своим кратко- и среднесрочным последствиям для всех потребителей газа, она не является предпочтительной и способна привести к неблагоприятным последствиям социально-экономического характера. Вопрос о том, каким образом реформировать газовую отрасль, по-прежнему остается открытым.

Подводя итоги проведенному анализу государственного регулирования и реформирования естественных монополий, можно сформулировать следующие выводы.

Поддержание ресурсно-сырьевой направленности экономического развития и преимущественное инвестирование отраслей топливно-энергетического  комплекса происходит в ущерб  обрабатывающей промышленности. Отечественные  частные инвесторы стремятся  как можно скорее получить прибыли, иностранные инвесторы стараются  вложить денежные средства в наукоемкие производства, что может угрожать национальной безопасности; ослабление кооперационных связей по производству комплектующих деталей и малотоннажных  средств приводит к срывам сроков производства товаров, прописанных  в договоре.

Природные и технологические естественные монополии в процессе функционирования требуют соблюдения необходимых  государственных стандартов и качества, могут нанести вред окружающей среде, поэтому требуют контроля за их деятельностью  со стороны государства. Одним из инструментов контроля выступает выдача лицензий. В советский период лицензии выдавались главным образом на осуществление  внешней торговли, экспортно-импортной  деятельности. Однако более широко применение лицензирования началось в  постсоветское время. Теперь лицензии выдаются для защиты прав граждан  и защиты национальной экономической  безопасности.

Применение  инструмента лицензирования в области  естественных монополий позволяет  удовлетворить интересы общества и  самих монополий. С помощью лицензии монополия подтверждает законность своей деятельности, а общество защищает себя от нелегитимного поведения  монополиста. Широкое распространение  лицензирование получило в атомной  промышленности, где лицензии выдаются на сооружение и эксплуатацию энергоблоков атомных станций, пунктов хранения ядерных материалов, радиационных источников; использование ядерных и радиоактивных  материалов и веществ при проведении НИОКР.

Во всем мире наблюдается тенденция реформирования отраслей естественных монополий. Газовая  отрасль относится к отрасли  естественной монополии за счет наличия  в ней газо- и нефтепроводов, использование  которых подчиняется закону снижения долгосрочных средних издержек при росте объемов выпуска. Руководство видит доминирующее предприятие отрасли - Газпром - как диверсифицированную международную энергетическую компанию и осуществляет реформирование, направленное на совершенствование внутренней структуры управления, ее оптимизацию на уровне дочерних обществ. Государство не проводит глобальную реорганизацию газовой отрасли, как произошло с электроэнергетикой и транспортом30.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном  мире естественные монополии являются наиболее эффективной хозяйственной  формой, их роль в экономиках всех стран  на протяжении последних десятилетий постоянно возрастает. Естественные монополии занимают особое место в системе экономических отношений, что определяется их уникальными свойствами и специфической ролью, которую они играют в экономике страны, региона, они аккумулируют огромные финансовые средства, сопоставимые со средствами некоторых государств.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России