Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа
Финансовая политика государства как часть экономической политики государства. Типы финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4
1.1 Содержание и значение финансовой политики
4
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8
Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16
2.1 Классический тип …………………………………………………………
16
2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18
2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22
Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26
Заключение…………………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………...………………………………….
33
Приложения………………………………………………………………………….
36
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский
государственный торгово-
Кемеровский
Институт (филиал)
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория, экономика»
на тему: «Финансовая
политика государства»
группы КМс-081
Иванова
Л.О.
Научный руководитель:
Кусургашева Л.В.
Кемерово
- 2009
Оглавление
Стр. | |
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства | 4 |
1.1 Содержание и значение |
4 |
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации | 8 |
Глава II Типы финансовой политики…………………………………………… | 16 |
2.1 Классический тип ………………………………………………………… | 16 |
2.2 Регулирующий тип………………………………………………………... | 18 |
2.3 Планово-директивный и неоклассический тип | 22 |
Глава III Финансовая политика России на современном этапе…………………. | 26 |
Заключение…………………………………………………… |
32 |
Список
использованной литературы…………...………………………………… |
33 |
Приложения…………………………………………………… |
36 |
Введение
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
В настоящее время проблема формирования оптимальной финансовой политики является достаточно изученной в экономической литературе. Данная проблема является актуальной и активно обсуждается в специальной литературе и на страницах массовых общественно-политических изданий. Особенно важной становится эта тема во время мирового финансово-экономического кризиса. Вопросы финансовой политики государства становятся интересными не только политикам и экономистам, но обычным гражданам.
Финансовая политика государства рассматривается в курсе «Экономической теории» в учебной литературе под редакцией В.И. Видяпина, В.Д. Камаева, Е.Ф. Борисова. Однако наиболее полно эта тема представлена в литературе по финансам, в частности, в учебниках и учебных пособиях А.И Деевой, под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, Г.Б. Поляка, М.В. Родионовой. Вопросам финансовой политики государства посвящены целые монографии, в частности «Финансовая политика России» под редакцией Р.А. Набиева, Г.А. Тахтарова, а также «Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъёму и благосостоянию» под редакцией академика В.К. Сенчагова.
При написании курсовой работы были использованы публикации из таких журналов, как «Финансы», «Общество и экономика», «Российский экономический журнал», в частности статьи А. Кудрина, С.Д. Шаталова, Ю.Князева.
Целью данной работы является теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.
Основные задачи данной работы - выяснение сущности финансовой политики как составной части экономической политики государства, исследование основных типов финансовой политики, изучение основных направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
ГЛАВА I Финансовая
политика как часть
экономической политики
государства
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако на практике организация финансовых отношений в государстве может быть отличной от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов (государственной финансовой политики). Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач. [23]
Финансовая политика как предмет призвана ответить на следующие вопросы:
как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач;
как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов, необходимо ли для этого изменение этих механизмов;
в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;
каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться, и каким образом они действуют.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.1
Заслуживает внимания и другое определение финансовой политики: «Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. [24]
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений на проведении финансовой политики, свободных от административных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.
Элементы финансовой политики. Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. [20]
Критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определённых государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по её корректировке важно чётко представлять, каким целям она служит и что, в конечном счёте, должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
Учет
особенностей момента предполагает
также тщательное изучение опыта
предшествующего хозяйственного и
финансового строительства, новых
тенденций и прогрессивных
Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:
• налоговой политики;
• бюджетной политики;
• денежно-кредитной политики;
• ценовой политики;
• таможенной политики;
• социальной политики;
• инвестиционной политики;
• внешнеторговой политики.
В свою очередь финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики – национальное, геополитическое и военное.2
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.
Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы, Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. (См. приложение 2).