Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание

Финансовая политика государства как часть экономической политики государства. Типы финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3

Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4

1.1 Содержание и значение финансовой политики
4

1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8

Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16

2.1 Классический тип …………………………………………………………
16

2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18

2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22

Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26

Заключение…………………………………………………………………………..
32

Список использованной литературы…………...………………………………….
33

Приложения………………………………………………………………………….
36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансовая политика оконч..doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

    В условиях нехватки денежных средств  рефинансирование долга с помощью  государственных денег стало  основным выходом из положения для  компаний. Вливания финансовых средств  в размере $138 млрд. с помощью монетарной и фискальной политики, проводимой российскими властями, помогли справиться с возникшими проблемами с ликвидностью. Масштабы спада или роста экономики определяются не только ценой на нефть, но и очень сильно зависят от эффективности мер, которые применяет правительство. В какую сумму правительству обойдутся антикризисные меры, пока не ясно. Хотелось бы верить, что хотя бы на два года Резервного фонда хватит.

    Наступающий год для российской экономики  грозит оказаться сложным. Сейчас ситуация в России очень сильно зависит  от тенденций в глобальной экономике. Конечно, ключевое значение для нашей страны будет иметь динамика цен на нефть, и то, как сложится ситуация на финансовом рынке и в реальном секторе. С одной стороны разворот цен на нефть выглядит для России спасением, а с другой, низкие цены на нефть — лучший для России стимул развивать отрасли с высокой добавленной стоимостью (машиностроение, перерабатывающие отрасли и проч.). Но одного этого стимула мало.

    Массовый  характер неплатежей по кредитам физических лиц был вполне предсказуем еще в самом начале кризиса как его вполне закономерное следствие.  Предлагается заморозить выплаты по кредитам тех заемщиков, которые вследствие финансового кризиса лишились работы.

    Вслед за ставшим уже легендарным призывом премьер-министра РФ Владимира Путина «не кошмарить» должников, последовал и ряд конкретных мер Правительства по решению трудностей с неплатежами в наиболее проблемном сегменте – ипотечном кредитовании. В качестве основного разрешения такой ситуации Правительство предложило предоставлять ипотечным заемщикам, оставшимся без работы, бюджетные займы в Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), а также рефинансировать ипотеку в самих банках под государственные гарантии. Сопутствующей мерой стал и закон о досрочном использовании материнского капитала для погашения ипотечного кредита, уже одобренный Советом Федерации.

    При разработке российской антикризисной программы должны быть учтены региональные особенности, сложившиеся в нашей стране. Эти особенности, с одной стороны, приводят к неравномерности развития кризисных процессов по территории страны, но, с другой стороны, могут стать основой для формирования новых направлений оживления не только региональной, но и российской экономики, стать новым направлением для стратегического прорыва российских компаний и повышения деловой активности в нашей стране.

      Ведь, как известно, экономический  кризис – это не только экономические  и социальные проблемы. Экономический  кризис – это путь к оздоровлению  экономики, это процесс санации  экономической системы, ее очищения от различных явлений, таких, как спекулятивный перегрев, высокая коррупционность, чрезмерный монополизм отдельных структур и других, становящихся серьезным тормозом на пути ее прогрессивного развития.16

    Экономический кризис высвобождает финансовые, трудовые, интеллектуальные, материальные ресурсы за счет сворачивания деловой активности в стагнирующих отраслях экономики. Выход из кризиса начинается в тот момент, когда общество оказывается способным создать новые точки роста и сформировать механизмы по постепенному перемещению ресурсов в новые, перспективные, направления хозяйственной деятельности. И в этом смысле экономический кризис – это шанс перехода страны к качественно более высокому уровню экономического развития. Не упустить этот шанс – дело профессионализма и ответственности.[25]

      Если внешняя конъюнктура будет  улучшаться, и власти не совершат  грубых просчетов в экономической  политике, то рост экономики может  начаться уже в конце 2009 года. 

    Анализ основных тенденций финансовой политики в начале XXI в., нерешенных проблем и не оправдавших себя новых финансовых инструментов позволяет выделить стратегические линии будущей финансовой политики. Остановимся лишь на главных из них.

    1. Обеспечение единства целей и  инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. 2. Повышение эффективности финансового регулирования будет иметь не только внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешнюю торговлю и т.д.), но и способствует укреплению финансовой дисциплины, упорядоченности финансовых инструментов, их тесному взаимодействию с денежно-кредитными инструментами.

    3. Необходимо обучение новым финансовым технологиям, а овладение современными знаниями в сфере государственных, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что уровень обучения естественным наукам, инженерному делу.

    4. Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит решить одновременно следующие задачи:

    • умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат. Мы не разделяем мнение тех экономистов, которые предлагают заморозить развитие этого комплекса, ввести его в русло суженного воспроизводства;

    • создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

    • повысить в 2—3 раза по сравнению с  нынешней доли в объеме промышленной продукции пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала из-за увеличения производства конкурентоспособной продукции;

    • развить авиационную и автомобильную  промышленность на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных  инвестиций и создать благоприятные  условия для привлечения транснациональных  компаний в Россию.

    5. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях.

    6. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

    7. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам.

    8. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами его поддержки, а также путей активизации дипломатии с четкими национальными приоритетами.

    9. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 15-20 лет.  В бюджете создан специальный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы.

    10. Постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

    11. Важнейшая часть финансовой политики — налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции или снижают цены. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

    21. Для усиления инновационно-инвестиционно  направленной финансовой политики  необходимы серьезные перемены  в деятельности банковской системы.  Часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

    22. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в      XXI веке предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.[25]

    В послании Президента РФ Федеральному Собранию Д.А. Медведев говорит: «Надо, прежде всего, пробить образовавшиеся в экономике «финансовые тромбы». Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы».17

    Стратегический  ответ России на вызовы и угрозы нового века требуют качественно  нового подхода к анализу и  прогнозированию развития экономики. Необходимо от среднесрочного прогнозирования перейти к долгосрочному прогнозированию. Так, уже принята долгосрочная программа развития бюджетной политики страны до 2023 года.18 

    Заключение 

      Во  все времена проведение оптимальной  финансовой политики являлось одной из важнейших задач государства. А в условиях глобального мирового кризиса эта задача становится сверх-актуальной. Главная цель финансовой политики - наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, сосредоточение средств на ключевых направлениях развития экономики, развитие производительных сил и их рациональное размещении по территории страны, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, стимулирование роста эффективности производства, укрепление и развитие экономических связей со странами мира, повышение уровня благосостояния народа. Хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.

    Финансовая  политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Очень много зависит  от общественного мнения, который  влияет на финансовый процесс –  это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д. Также, при проведении финансовой политики необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).

      Способность нации к формированию экономически разумной налоговой системы и эффективных программ общественных расходов закладывает основы успеха страны в конкурентной борьбе в современном глобализированном пространстве.

       В целом, задачи данной курсовой работы были решены. Обоснованы проблемы формирования оптимальной финансовой политики, значение финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования; показана сущность финансовой политики как составной части экономической политики государства, исследованы основные типы финансовой политики, дан анализ финансовой политики РФ в 90-е годы, указаны основные направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

    Анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

    В настоящее время главная задача Правительства – не допустить обвала финансовых рынков, помочь банкам, инвестиционным институтам, предприятиям реализовать взятые на себя обязательства, в том числе и в социальной сфере, максимально смягчить тяготы финансового кризиса для обычных граждан в области ипотечного кредитования и других кредитных обязательств.

    Изучение  финансового механизма государства, законов формирования финансовой его  политики занимает важнейшее место  в экономической теории и в  практике хозяйствования современного предприятия.  

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолов, В.А. Экономическая безопасность [Текст] / 
    В.А. Богомолов. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 303 с.
  2. Болдырев, Ю. Десятилетие дефолта: о двух насосах и суверенитете страны [Текст] /  Ю. Болдырев // Российский экономический журнал. - 2008. - № 5-6. - С. 12 -16.
  3. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт мировой экономики, 1997. - 864 с.
  4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст] : учебник для вузов / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2004. - 535 с.
  5. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность [Текст] / 
    Г.С. Вечканов. - СПб.: Вектор, 2005. - 256 с.
  6. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст] / Л.И. Абалкин, А.Г. Грязнова, Д.Е. Сорокин и др. - М.:  Эконом. лит., 2002. - 591 с.
  7. Гринкевич, Л.С. Государственные и муниципальные финансы России [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Гринкевич, Н.С. Кагайдачная, В.В. Казаков. – М.: Кнорус, 2007. – 560 с.
  8. Деева, А.И. Финансы [Текст] : учеб. пособие / А.И. Деева. – М.: Экзамен, 2002. – 320 с.
  9. Долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития России [Текст] // Финансы. - 2007. - № 5. - С. 3 - 8.
  10. Занадворов, В.С. Экономическая теория государственных финансов [Текст]: учеб. пособие / В.С. Занадворов, М.Г. Колосницына.  – Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
  11. Иохин, В.Я. Экономическая теория [Текст] : учеб. для вузов / В.Я. Иохин. - М.: Экономистъ, 2004. - 861 с.
  12. Кашин, В.А. Мировой финансовый кризис: причины и последствия [Текст] / В.А. Кашин // Финансы. - 2009. - № 1. - С. 14 - 19.
  13. Князев, Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или всё  хорошо в меру [Текст] / Ю. Князев // Общество и экономика. - 2008. - № 6. - С. 28-57.
  14. Кудрин, А. Инфляция: российские и мировые тенденции [Текст] / А. Кудрин // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. - С. 4 - 27.
  15. Кудрин, А.Л. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны [Текст] / А.Л. Кудрин // Финансы. - 2008. - № 12. - С. 3- 8.
  16. Лямкин, И.И. Стратегия развития национальной экономики в условиях глобализации [Текст] : учеб. пособие / И.И. Лямкин. - Кемерово, 2005. - 28 с.
  17. Маршалл, А. Основы экономической науки [Текст] / А. Маршалл. - М.: Эксмо, 2007. - 832 с.
  18. Морозова, Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003. - 279 с.
  19. Расулев, А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики [Текст] / А. Расулев, С. Воронин, О. Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3 - 4. - С. 5 - 18.
  20. Финансовая политика России [Текст] : учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тахтарова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
  21. Финансы [Текст] : учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тахтарова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
  22. Финансы [Текст] : учебник для вузов / под ред. М.В. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 400 с.
  23. Финансы [Текст] : учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.
  24. Финансы [Текст] : учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2007. – 520 с.
  25. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъёму и благосостоянию [Текст] / под ред. акад. В.К. Сенчагова. – М : Дело, 2004. – 416 с.
  26. Шаталов, С.Д. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений социально-экономического развития России [Текст] / С.Д. Шаталов // Финансы. - 2008. - № 8. - С. 3 - 7.
  27. Экономика [Текст] : учеб. для вузов / под. ред. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2005. - 832 с.
  28. Экономическая теория [Текст] : учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА - М, 2000. -714 с.
  29. Экономическая теория [Текст] : учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.М. Лобачёвой. -  М.: Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.
  30. Экономическая теория на пороге XXI века [Текст] / под. ред. Ю.М. Осипова, С.Н. Бабурина, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой; МГУ им. М.В. Ломоносова; РГТЭУ. - М.: Юристь,  2003. - 992 с.

Информация о работе Финансовая политика государства