Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание

Финансовая политика государства как часть экономической политики государства. Типы финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3

Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4

1.1 Содержание и значение финансовой политики
4

1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8

Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16

2.1 Классический тип …………………………………………………………
16

2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18

2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22

Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26

Заключение…………………………………………………………………………..
32

Список использованной литературы…………...………………………………….
33

Приложения………………………………………………………………………….
36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансовая политика оконч..doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

    Главными  задачами финансовой политики являются:

    1. обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
    2. установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
    3. сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
    4. достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
    5. создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
    6. формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

    Главная цель финансовой политики государства  должна быть единой для всех уровней  власти (федерального, регионального  и местного), для всех субъектов. В качестве такой цели могут выступать  только общие интересы всего населения  — повышение благосостояния каждого человека.

    Для оценки финансовой политики данного  правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь  необходимо иметь ясную программу  общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных  групп населения,  характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

    Результативность  финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.

    Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.[7]

    Финансовая  политика в большинстве случаев  дает вполне конкретный результат в  течение короткого периода. В бюджетной сфере он выражается, прежде всего, в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п.

    Определение эффективности проводимой финансовой политики - крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.3

    Финансовая  политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

    Оценка  результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства ее социальных групп,  также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

    При анализе финансовой политики, ее стержневых элементов можно выделить следующие  критерии.

    1. Главный критерий — роль финансов  в экономике и их соотношение  с физической экономикой, материальным производством и услугами нефинансового характера.

    2. Второй субстанциональный критерий  — базисные параметры, определяющие  структуру финансового механизма,  его действующие элементы (прибыль,  чистый доход, ВВП и т.д.).

    3. Третий критерий — роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии. Здесь возможны разные функционально - исторически ориентированные сценарии.

    Первый  сценарий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохранение, культуру и оборону страны, но и большей части расходов на капитальные вложения в реальный сектор.

   Второй  сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений.

     Третий сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективного государства, т. е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации выполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат, и ресурсов стремилась к оптимальным значениям индикаторов. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированности бюджета.

    4. Денежный критерий: устойчивость  рубля и цен как основа устойчивости  финансовой системы и ее важного  звена — государственного бюджета.  Как только обесценение рубля  доходит до критического уровня, доходы государства перестают быть основой благополучия государства, инфляция подрывает мотивацию предпринимательской и любой другой деятельности человека. Расходы, исчисляемые в обесцененных рублях, настолько разбухают, что их невозможно покрыть реальными доходами, в результате чего государство вынуждено прибегнуть к эмиссии.

    С позиции этих критериев весь исторический процесс формирования и изменения  финансовой политики нельзя представить  однозначно как развитие по восходящей линии или как развитие циклического характера. Он носит более сложный характер. Это связано с изменением целей экономической политики, влиянием внешних условий и факторов, которые представляют возможную угрозу геополитическому положению государства.[8] 

    1. Виды  финансовой политики и механизм её реализации
 

    Cуществуют два вида финансовой политики: дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством и недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.

    Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, т.е. превышение доходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

     Ограниченные  возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делают необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают:

    • прогрессивная система налогообложения,
    • система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и
    • система участия в прибылях.

     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

      Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.[26]

   Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное регулирование связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение.[7]

    Итак, допустим, что в стране наблюдается  незначительный спад производства, а  правительство не успело еще принять  ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.4

    Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие:

    1. Социальные выплаты, включая пособия  по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

    Другие  типы пособий, например благотворительные  выплаты вне рамок системы  социального страхования, по характеру  своего автоматического антициклического регулирования также относятся  к стабилизирующему типу.

    2. Актуальные для развитых стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

    3. Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания  иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг.

    4. Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

    Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики представляется необходимым.

    Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономическою роста.

Информация о работе Финансовая политика государства