Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа
Финансовая политика государства как часть экономической политики государства. Типы финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4
1.1 Содержание и значение финансовой политики
4
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8
Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16
2.1 Классический тип …………………………………………………………
16
2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18
2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22
Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26
Заключение…………………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………...………………………………….
33
Приложения………………………………………………………………………….
36
Монетаристы разделяли экономику на реальный и финансовый секторы. В реальном секторе (производство и продажа товаров и услуг) должны действовать исключительно рыночные силы. А вот финансовый сектор - сфера деятельности государства, главной задачей которого является снабжение экономических агентов необходимым количеством денег.
Неоклассики определили критерий целесообразности государственного вмешательства в функционирование рынка. Любое такое вмешательство связано с определенными затратами:
Реализация неоконсервативной модели основана на строгом ограничении государственного вмешательства в экономике, но вовсе не на отрицании значения такого вмешательства. Сравнение неоклассических и кейнсианских подходов к раскрытию роли государства приведено в таблице 1.
Таблица 1
Кейнсианство: | Неоклассики |
принцип эффективного спроса | принцип эффективного предложения |
рост огосударствления экономики | частичная приватизация собственности |
дефицитное финансирование и усиление инфляции | снижение бюджетного дефицита и укрепление денежного обращения |
расширение
государственных
социальных программ |
сокращение социальных программ государства |
Если
же сравнивать взгляды различных
направлений неоклассической
Общее: отрицательное отношение к кейнсианству; обоснование необходимости поворота экономической политики к стимулированию предложения.
Различие: теоретики "экономики предложения" считают, что решающим направлением бюджетной политики государства должно быть стимулирование (прежде всего налоговое) частного предпринимательства и роста сбережений населения (тоже через снижение налогов, в том числе и на богатейшие слои населения). Возникающий при этом бюджетный дефицит признается допустимым в краткосрочном периоде, но последующий рост производства и доходов производителей приведет в дальнейшем к компенсации потерь бюджета. Монетаристы же, хотя тоже выступают сторонниками стимулирования (в том числе налогового) частного предпринимательства, не считают допустимым сохранение бюджетного дефицита даже в краткосрочном периоде. Ликвидация этого дефицита ставится им на первое место в приоритетах экономической политики.
Итак, хозяйственный механизм даже свободной (не говоря уже о более развитой) рыночной экономики включает два элемента:
Рынок может многое, но далеко не все. Проблемы справедливости, нравственности, физического здоровья и других компонентов цивилизованной жизни разрешимы только при условии тесного взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования экономики.13
При этом выбор общества между неоклассической и неокейнсианской моделями государственного регулирования экономики в решающей степени определяется социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране.
Так, если ключевой проблемой признается спад производства, влекущий за собой нарастание безработицы, нарастание тенденций поляризации в обществе, то усиливающееся социально-экономическое напряжение выталкивает на вершину власти партий левой ориентации, которые преимущественно используют для достижения своих целей неуклонно обновляемую кейнсианскую модель государственного регулирования экономики.
Если же наибольшие опасения
в обществе вызывают инфляция,
вероятная девальвация
Высокоразвитые
страны мира при формировании финансовой
концепции экономического роста
применяют элементы как монетаристской,
так и кейнсианской систем, что приводит
к появлению промежуточных теорий с множеством
оттенков, основу которых составляют национальные
государственные особенности и степень
развитости экономик. Экономическая эффективность
и социальная справедливость находятся
в состоянии динамического равновесия,
которое определяет темпы роста производства
и жизненного уровня населения.
Глава
III Финансовая политика
в Российской Федерации
на современном этапе
Проблемы обоснованности и эффективности финансовой политики и, в частности, налоговой политики и программ государственных расходов стали в Росси предметом острых дискуссий. [10]
Одно из самых узких мест в развитии России, определяющее ее отставание в формировании современного информационно-индустриального общества и в уровне благосостояния населения, — слабость финансового потенциала как в части объема финансовых ресурсов и государственного бюджета, так и в способности финансовых институтов формировать финансовую политику, отвечающую национальным интересам страны и содержащую надлежащий арсенал финансово-банковских инструментов, адекватных новым условиям и факторам развития экономики.
Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с недостаточной отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.
В 90-е годы ХХ века Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Продолжающийся спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения. В эти годы реформирование экономики осуществлялось в следующих направлениях:
1)
создание олигархического слоя,
воплощающего оперативную
2) приведение институциональной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства;
3)
подавление инвестиционной
4)
либерализация денежно-
5)
реализация модели бюджетного
федерализма, расширяющей
6)
устранение государства от
Накануне дефолта Россия получила от МВФ очередной транш кредита по программе увеличенного, расширенного финансирования. Однако эти средства были использованы не по назначению, хотя предназначались на цели бюджетного финансирования, и были отнесены на государственный внутренний долг, что не могло остаться незамеченным со стороны МВФ.
Характеристика
финансовой политики будет неполной,
если не упомянуть о существенных
изменениях валютной политики. Главное
из них — децентрализация
некомплексность целей и индикаторов финансовой политики; нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег; неподготовленность в 1996—1997 гг. условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг; ухудшение в 1997—1998 гг. платежного баланса и его основы — торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ; искусственное сдерживание курса рубля, недооценка необходимости его постепенной девальвации для поощрения экспорта и улучшения платежного баланса страны; ошибки в прогнозировании курса рубля; отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта и конъюнктуры цен; подавляющая часть финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы олигархов. Финансовая и кредитная системы не имеют надежных механизмов включения денежных средств в инвестиционный процесс; недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса; кризис ликвидности коммерческих банков, неверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства; несвоевременная деноминация рубля, подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания; кризис в конце 1997г. мировой финансовой системы,.15
В 1999—2003 гг. в центре финансовой политики находилось укрепление финансовой дисциплины и прежде всего повышение собираемости налогов, регулярная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, что положительно влияло на всю цепочку платежей в народном хозяйстве. (См. приложение 3). Улучшалось балансирование бюджета, и он несколько лет сводился с профицитом. В сфере корпоративных финансов резко сократилась убыточность и увеличивалось превышение достигнутых финансовых результатов над убытками предприятий и отраслей. Указанные положительные тенденции происходили прежде всего из-за улучшения ценовой ситуации на мировых рынках для России в торговле сырьевыми товарами и резкой девальвации рубля в 1998г. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов взвешенную политику Центрального банка в сфере валютного регулирования и формирования денежного предложения, а также действия Минфина в части ограничения внутреннего долга.
Центральным событием 2008 года стал мировой финансовый кризис. Источником кризиса стала проводимая многие годы финансовая политика США, принципами которой были и «жизнь взаймы» (Америка в течение долгого времени потребляла больше, чем зарабатывала), и игра со ставками. Основными же причинами кризиса можно назвать:
1)
Мягкую монетарную политику
2) Увеличение денежной массы и расширение кредита, не обеспеченного реальными накоплениями, мировой банковской системой. Данные факторы привели к тому, что на рынке начали надуваться как традиционные пузыри (недвижимость, товары), так и новые, основанные на свежеизобретенных способах применения кредитного рычага. Американский рынок ипотечного кредитования, выросший до гигантских размеров в течение пяти лет, рухнул буквально за полгода.
Мировая
финансовая система оказалась
Что же касается России, то она, так же как другие страны мира, продолжает испытывать негативное влияние мирового финансового кризиса, которое стало особенно заметным с сентября 2008г. Только с августа отток капитала из РФ составил около $120 млрд. При этом выплаты компаний по внешним заимствованиям в 2009 году составят в сумме около $160 млрд. Золотовалютные резервы с начала августа уменьшились на $141 млрд., дефицит бюджета - 2009, может достичь 6% ВВП. Отток капитала привел к значительному снижению ликвидности в финансовой системе и создал дополнительное давление на рубль.