Финансовый рынок: сущность, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - характеристика финансовых рынков, их сущность и механизмы функционирования. Задачи, которые складываются из поставленной цели, следующие: рассмотреть сущность, функции и признаки финансового рынка; изложить виды и инструменты финансовых рынков; изучить механизм функционирования и участников финансового рынка; описать рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка; проанализировать финансовый рынок и фондовую биржу; охарактеризовать особенности формирования финансовых рынков в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ИХ ВИДЫ…………………………..5

Сущность, признаки и функции финансового рынка.………........5
Классификация видов финансовых рынков
и их характеристика………………………………………………..11

Инструменты финансового рынка……………………………......17
Глава II. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА…………………...….23

Участники финансового рынка и их функции…………………...23
Механизм функционирования финансового рынка…………......29
Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка………….35
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РОССИИ…………………………………....43

Становление финансовых институтов в России…………………43
Становление инвестиционных фондов в России………………..49
Фондовая биржа как субъект финансового рынка………………55


Заключение……………………………………………………………………….61

Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 138.01 Кб (Скачать документ)

ных бумаг, а также спекулятивных ценообразующих факторов складываются

конкретные  цены на отдельные фондовые инструменты  на биржевом и внебиржевом рынках.

   Государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга. В случае, если данные ценные бумаги деноминированы в рублях, то они относятся к части внутреннего долга, а если в валюте - то внешнего.

   Рынок государственных ценных бумаг представлен  прежде всего государственными краткосрочными облигациями (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ), облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ), облигациями субъектов Федерации (ОСФ), муниципальными облигациями (МО), эмиссионными корпоративными ценными бумагами (ЭКЦБ).

   ОВВЗ выпущены Министерством Финансов и являются инструментом государственного долга, деноминированным в валюте.

   ОСФ - вторые по надежности после бумаг, эмитированных федеральным центром, а доходность по ним даже превосходила доходность ГКО.

   МО получили развитие в ряде государств в силу предоставления существенных налоговых льгот. Эмитентом данного вида облигаций выступает муниципалитет, обладающий правом выпускать долговые обязательства.

   ЭКЦБ выпускаются также в виде акций и облигаций. Эти ценные бумаги, выпускаемые предприятиями одной отрасли, привлекают временно свободные капиталы других отраслей, что способствует беспрепятственному переливу капитала и эффективному его использованию в наиболее доходных отраслевых проектах. Важнейшей задачей, стоящей перед рынком ЭКЦБ, является создание эффективного механизма по мобилизации достаточного количества ресурсов для производственного инвестирования.

     В настоящее время рынок ценных  бумаг является еще довольно  аморфным. Нет пока четкого разграничения между первичным и вторичным биржевым рынком. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржа

ми, которые  поглощают основной поток частных  ценных бумаг. [Рынок

 ценных  бумаг/ Лялин В.А., Воробьев П.В. - М.: Проспект. 2007. – 581 c.].

Глава III. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ

   РЫНКОВ В РОССИИ 

    1. Становление финансовых институтов

   Экономической основой любого государства является движение денежных средств между экономическими субъектами. У каждого экономического субъекта свои права, цели, задачи и обязанности, но все они являются участниками экономических отношений. Взаимодействуя между собой, эти экономические отношения образуют рынок. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации.

     Функционирование любого рынка  опосредуется денежными потоками  и связано, главным образом,  с отношениями, возникающими в  процессе движения денежных средств.

   Финансовый  же рынок представляет собой организованную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

   Рассмотрим  становление финансовых институтов в Российской Федерации.

   Формирование  финансовых рынков в Российской Федерации  непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка.

   С организационной точки зрения финансовый рынок рассматривают как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению различных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

   В зависимости от типа финансового  института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на:

   1) денежный рынок;

   2) рынок ценных бумаг; 

   3) рынок страховых полисов и  пенсионных счетов;

   4) валютный рынок;

   5) рынок золота.

   Главное назначение финансовых рынков состоит  в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.

   Основными институтами денежного рынка  являются Центральный банк

РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).

   ЦБ  РФ, как и центральные банки  во всех странах, занимает приоритетное

место в финансовой системе. Правовое регулирование  его деятельности на

денежном  рынке прежде всего регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2. Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

   Решение этой крайне сложной задачи требует  предоставления Банку России особых полномочий в области денежно-кредитной политики и в других сферах государственного регулирования экономики страны. Однако таких полномочий Банк России не имеет. Поэтому решение задачи по обеспечению Центробанком России устойчивости национальной валюты затруднено.

   Банк  России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основными инструментами и методами такого регулирования выступают:

  • процентная политика, т. е. установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций, что во многом предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты;
  • установление нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России;
  • купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;
  • организация кредитования коммерческих банков, в том числе с помощью учета и переучета векселей;
  • осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. №3615-13;
  • установление ориентиров роста показателей денежной массы.

   Банк  России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.   

     Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства.

   В становлении системы коммерческих банков можно выделить шесть этапов:

  На  первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк» и ряда других.

  Второй этап (1994 г.- середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигла наименьшего значения. Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфляции привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.

  Наступил  третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений. Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО - ОФЗ). Рынок ГКО - ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска по определению приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета

за счет создания «пирамиды» долгов.

  В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в становлении банковском системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики.

  Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО - ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО - ОФЗ оказалось заморожено порядка 40-50 млрд. руб. собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала. Кризис 1998 года прервал бурный расцвет российского финансового рынка, на котором активно продавались многие финансовые инструменты. Однако сам по себе факт обвала рынка не принес заметного ущерба реальной экономике, потому что этот рынок имел к ней довольно слабое отношение. Несмотря на кажущееся многообразие, основным его инструментом были ГКО, выпускаемые правительством для погашения задолженности по предыдущим выпускам. Плачевное финансовое состояние большинства предприятий не давало им возможности вкладывать в ГКО значительные средства, поэтому основными игроками на данном рынке были государство и коммерческие банки (прежде всего – Сбербанк РФ), а также иностранные спекулянты. Обвал рынка разорил отдельные коммерческие банки, вызвав кризис безналичных расчетов, но этот кризис был преодолен довольно быстро, так как наиболее пострадавшие банки не стремились в реальный сектор. Сбербанк, являясь фактически государственным банком, сумел справиться с понесенными потерями. Уход иностранных инвесторов также не стал

громким событием для промышленности, так  как туда они практически

и не приходили.

    Кризисный этап банковской системы  продолжался, по существу до  середины 1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков. Собственно, с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков.

    С 2000 г. начали расти капиталы и российских банков. Предприятия, оправившиеся после кризиса, стали все чаще поглядывать в сторону финансового рынка, понимая, что данный институт является не только местом легкой наживы спекулянтов, но и практически единственным местом, где имеется реальная возможность привлечения капитала. [Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 2004. - 816 с.].

Информация о работе Финансовый рынок: сущность, особенности функционирования