Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

Фирма, теория фирмы, фирмы в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие фирмы, ее основные характеристики, функции 4

1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства
7
1.3. Цели фирмы 16

Глава 2. ТЕОРИЯ ФИРМЫ 21
2.1. Традиционная теория фирмы 21

2.2. Менеджеральная теория фирмы 24

2.3. Теория максимизации роста фирмы 26
2.4. Поведенческие теории фирмы 32

Глава 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ФИРМЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 35
3.1.Особенности создания и функционирования предпринимательских фирм 35

3.2. Роль государства в функционировании фирмы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  2                                                                                                          

Глава 1. ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ              ЭКОНОМИКЕ                                                                                                              4                                                                                                     

1.1. Понятие фирмы, ее основные характеристики, функции                                4

1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства                 7 

1.3. Цели фирмы                                                                                                        16

Глава 2. ТЕОРИЯ ФИРМЫ                                                                                        21  

2.1. Традиционная  теория фирмы                                                                              21

2.2. Менеджеральная  теория фирмы                                                                         24

2.3. Теория максимизации  роста фирмы                                                                   26      

2.4. Поведенческие теории фирмы                                                                             32

Глава 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ФИРМЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ                                                                                                              35     

3.1.Особенности  создания и функционирования  предпринимательских фирм    35

3.2. Роль государства в функционировании фирмы                                                 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                           48                          

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                         51 

             
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    На  протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

   Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с  целью определения роли фирмы  как субъекта современной экономики  и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.

   В современной научной литературе присутствуют несколько взглядов на теорию фирмы. По всей видимости, наиболее полным, объективным и в то же время сравнительно легко воспринимаемым исследованием в данной области является  учебник по экономической теории, авторами которого являются: доктор экономических наук, профессор М.С. Сажина и Г.Г. Чибриков.

   Поскольку современная экономика представляет собой достаточно динамично развивающийся и эволюционирующий механизм, при рассмотрении фирмы как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодических изданиях статьи по данной тематике. В данной работе, наравне с выкладками из ряда учебников и монографий, использована информация из наиболее распространенных в России экономических журналов.

   Первая  глава посвящена рассмотрению фирмы  как одного из инструментов реализации рыночной экономики (каким она, собственно, и является), ее основные задачи и функции, организационные формы и цели. Во второй главе рассматриваются существующие на настоящий момент теории фирмы, в соответствии с которыми организованы и функционируют практически все современные предприятия в условиях рыночной экономики. В третьей главе рассмотрим создание и организацию предпринимательских фирм, причины возникновения и существования фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

    1.1. Понятие фирмы, ее основные характеристики, функции. 

    В ходе экономических реформ коренным образом изменилось само понятие  «предприятие» - сложное объединение  материальных и людских ресурсов, соответствующим образом организованных и координированных в целях производства материальных благ или оказания услуг. Если в условиях командно-административной системы предприятия были государственными, то в процессе реформирования они превратились в самостоятельные субъекты рыночной экономики. С принятием Гражданского кодекса рядом с понятием «предприятие» появилось понятие «фирма». В экономической литературе и правовых актах до сих пор нет четкого размежевания этих понятий. В публикациях и официальных документах используется как понятие «предприятие», так и понятие «фирма», т. е., по существу, их отождествляют. В различного рода публикациях при определении фирмы подчеркивается несколько положений: это хозяйственная единица, наделенная определенными правами; организация и использование факторов производства; продажа товаров и услуг с целью получения прибыли.

    Фирма – это система субъектных, социально-экономических  отношений, возникающих при формировании альтернативных трансакционных издержек и определяющих статус субъектов рыночной экономики. Сущность данного аспекта первичного звена народного хозяйства выражается системой экономических отношений: организационно-экономических (как определенная организационно-правовая форма предпринимательства); социально-экономических (как определенная форма собственности, обусловленная экономическими условиями и правовыми нормами отношения участников трансакций к факторам производства). Основу фирмы составляет пучок контрактов между собственниками факторов производства, та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. Субъектами выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.

Признаки  фирмы:

1. Фирма  является самостоятельным агентом:

    А) Имеет в собственности имущество;

    Б) Обладает организационной способностью;

    В) Отвечает по своим обязательствам и имеет производственную и          экономическую свободу.

2. Самостоятельность  фирмы выражается в торговой  марке.

3. Фирма  выполняет особые функции в  экономике: предъявляет спрос  на ресурсы, комбинирует их в соответствии с технологией, производит товары и услуги, с последующей реализации на рынке.

4. Фирма  самостоятельно поддерживает и  воспроизводит производственный  потенциал, т.к. осуществляет самофинансирование  деятельности за счет прибыли.

    Задача  фирмы состоит в том, чтобы  преобразовать на входе факторы производства (затраты), переработать их и на выходе выдать продукцию (результат). Такого рода трансформационный процесс представляется как производство. Между затратами на входе (Input) и результатами на выходе (Output), а также параллельно им происходят многочисленные действия, решаются различные частные задачи, которые только в их единстве полностью описывают производственный трансформационный процесс.

    К важнейшим частным задачам относятся  задачи обеспечения (снабжения), складирования (хранения), изготовления продукции, сбыта, финансирования, обучения персонала, внедрения новой техники, а также управления. К задаче снабжения относятся покупка или аренда (лизинг) средств производства, покупка сырья, материалов, полуфабрикатов (для предприятий с материально-вещественной продукцией), прием на работу сотрудников. К задаче хранения относятся все производственные работы, которые возникают перед собственно процессом производства продукции в связи со складированием средств производства, сырья, материалов и полуфабрикатов, в промежутках между частными производственными процессами со складированием и хранением запасов и после него со складированием и хранением готовой продукции. В задаче изготовления продукции речь идет о производственных работах в рамках производственного процесса. На предприятиях, изготовляющих материально-вещественную продукцию, они в значительной степени определяются технологическими особенностями производства продукции. К основным видам работ в этих производствах относятся заготовительные, обработочные и сборочные. Всегда возникают такие задачи, как: когда, какая продукция, в каком месте, с использованием каких производственных факторов должна быть изготовлена.

    Задача  сбыта продукции связана с  использованием рынка сбыта, воздействия на него, например рекламы, а также продажей или сдачей в аренду продукции предприятия. Частично эта задача, а именно исследование рынка сбыта продукции, решается в рамках маркетинга фирмы перед собственно процессом производства. Задача финансирования находится между сбытом и снабжением: путем продажи продукции или результата производственного процесса (Output) зарабатывают деньги, а при снабжении (Input) деньги тратят. Как правило, отток и приток денег неодинаковы. Поэтому временный недостаток средств для уплаты по просроченным ссудам и излишек денежных средств, затраченных на предоставление кредитов (аренды, лизинга), относятся к типичным задачам финансирования. Сюда же в рамках финансового менеджмента относят получение прибыли, как и вложение капитала в другие предприятия через рынок капиталов.

    Обучение  персонала и внедрение новых  технологий должны дать возможность  сотрудникам постоянно повышать квалификацию, а они благодаря  этому были бы в состоянии развивать  и внедрять новейшие технологии во всех сферах деятельности предприятия, и особенно в области новой продукции и современных технологий.

    Задача  управления (руководства) включает работы, которые охватывают подготовку и  принятие управленческих решений во всех сферах деятельности фирмы. В связи с этим особое значение имеет анализ годового баланса, анализ издержек.

    Таким образом, частные задачи производственного  процесса могут рассматриваться  как стоимостная цепочка, которая  связывает между собой звенья (поставщики и потребители), расположенные  до и после непосредственно процесса изготовления продукции, что представляет собой систему взаимосвязанных задач фирмы.

    Для нормального функционирования фирмы  в рыночной экономике управление должно обеспечить экономичность, финансовую устойчивость и прибыльность. Нарушение этих принципов управления означает величайшую опасность для существования фирмы.

    Принцип экономичности означает:

·  достижение определенного результата при минимальных затратах (принцип минимизации);

·  при заданном объеме затрат обеспечение наибольшего результата (принцип максимизации) 

    1.2. Виды и организационно-правовые  формы предпринимательства. 

   Предпринимательской деятельностью, или предпринимательством, называется инициативная самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

    Предпринимательство допускается в любой отрасли  хозяйственной деятельности, не запрещенной  законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т. д. Собственник берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Он реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.

Информация о работе Фирма как инструмент реализации рыночной экономики