Фирма как субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание

На протяжении всего развития экономической системы и общества в целом фирме принадлежало особое место. Фирма закрепила за собой статус одного из основных институтов современной экономической системы, активно конституирующего свою деятельность не только во внутренней среде, но и во внешнем пространстве, во взаимодействии с другими институтами – государством, домохозяйствами, сетевыми структурами, ТНК, межгосударственными союзами, корпоративными альянсами и т.д. Фирма, как институт экономики выполняет различные функции – от креативного создателя, генератора новых норм и правила, до экспортера их в экономику других стран. Фирма является в инновационном отношении наиболее активным институциональным субъектом, и многие инициируемые и применяемые в ее рамках установки в той или иной степени используются в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение

1. Фирма как организация структур

1.1. Понятие фирмы
1.2. Организационно-правовые формы фирмы

2. Показатели. характеризующие эффективность работы фирмы

2.1. Показатели эффективности работы фирмы
2.2. Показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости фирмы.

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Фирма как субъект рыночной экономики.doc 1 new.doc2.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

                                        Содержание 

 Введение

      
1. Фирма как организация структур

      
1.1. Понятие фирмы 
1.2. Организационно-правовые формы фирмы

      
2. Показатели. характеризующие эффективность работы фирмы

      
2.1. Показатели эффективности работы фирмы 
2.2. Показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости фирмы.

      
Заключение 
Список использованной литературы 
 

 

      Введение 

       На  протяжении  всего   развития экономической системы и общества в целом фирме принадлежало особое место. Фирма закрепила  за собой статус одного из основных институтов современной экономической системы, активно конституирующего свою деятельность не только во внутренней среде, но и во внешнем пространстве, во взаимодействии с другими институтами – государством, домохозяйствами, сетевыми структурами,  ТНК, межгосударственными  союзами, корпоративными альянсами и т.д. Фирма, как институт  экономики выполняет различные функции – от креативного создателя, генератора  новых норм и правила, до экспортера их в экономику других стран. Фирма является  в инновационном отношении наиболее активным институциональным субъектом, и многие  инициируемые и применяемые в ее рамках установки в той или иной степени используются в деятельности других хозяйствующих субъектов. 

     Фирма, являясь институтом современной экономики, выступает как обособленная, организационно-оформленная, юридически независимая единица, основывающая свою деятельность на целой системе присущих ей норм и правил (внутренних институтов), включающих формальные, неформальные, экономические,  социокультурные,  правовые институты.

     Научный и практический интерес к фирме  как институту современной экономики  не только не ослабевает, но и напротив возрастает по мере трансформации присущих ей внутренних норм и установок, появления  новых организационных форм   функционирования  фирмы, развития более сложных  отношений между  фирмами как партнёрами и  как  конкурентами,   между  фирмами и другими институтами экономики – государством, домохозяйством.     Возникают   новые  явления, процессы, тенденции  в деятельности  фирмы, большинство из которых еще предстоит изучить  современной науке.

     Теория  фирмы как одно из направлений  мировой экономической  науки сейчас  находится применительно к её жизненному циклу в стадии роста.   На смену изоляционизму - развитию отдельных направлений теории фирмы постепенно приходит интеграционизм.  Он   проявляется   в стремлении создать интегративную теорию фирмы.   Однако каждое из направлений теории фирмы основывается на определенных научных принципах исследований, методов, которые могут быть не только различными, но и взаимоисключаемыми. Так, например,  сложно совместить неоклассическую теорию и теорию фирмы в рамках новой институциональной теории,  отрицающей методологическое ядро классического подхода. Поэтому попытка создать  интегративную теорию фирмы  объективно ограничивается несопоставимостью применяемых методологических подходов в рамках каждой из имеющихся теорий фирмы.  

     Следует отметить, что современная теория фирмы фактически игнорирует макроэкономический ракурс рассмотрения данного субъекта и консервирует её статус только как микроэкономической единицы. Сохраняются междисциплинарные провалы, которые  не устранили имеющиеся   различные теории  фирмы,  и чаще всего эти провалы по своей природе и логике   носят институциональный характер.

     Теория  фирмы не выходит из эпицентра  научных исследований,  и в  настоящее время большинство  из них  носит междисциплинарный  характер.  Она  не утрачивает своего научного потенциала, более того, каждый из сформировавшихся подходов к исследованию природы  фирмы и  её роли в экономической системе увеличивает этот потенциал.  Анализ новых теоретико-методологических подходов в различных теориях фирмы позволил автору выделить сильные и слабые стороны в каждой из них и сформулировать собственную позицию в  отношении методологических принципов исследования фирмы как института экономики.

     В новой экономике  наиболее  отчетливо  проявляются изменения,  связанные с  фирмой как с институтом,  который  идеально совместим  с бизнесом и рынком,  и в котором различные   виды капитала – человеческий, денежный, материальный, социальный -     полноценно реализуют присущие им  функции.

     Фирма не только отражает происходящие на национальном и глобальном рынке различные   социально-экономические процессы, но и активно участвует в них, занимаясь производственной, инновационной, финансовой деятельностью. Фирма давно переросла тесные рамки микроинститута  и успешно функционирует  в качестве  глобального института   как ТНК.    Она   постепенно начинает выполнять (самостоятельно и/или совместно с государством) функции  макроэкономического  института  в национальной экономике, осуществляя производство различных общественных благ, внедряя экономически безопасные технологии, разрабатывая и реализуя программы социальной поддержки.    Фирма   становится не только активным макрорегулятором, но и социально-ответственным субъектом.  Развитие фирмы  в новой экономике осуществляется  многовариантно во всех сферах ее деятельности,  что и   обеспечивает эволюцию фирмы,  её адаптацию к сложным трансформациям во внешней среде.  Внутренняя среда фирмы претерпевает  радикальные изменения – появляются виртуальные структуры, формируются сетевые сообщества, развиваются электронные корпоративные рынки,  применяются  нетрадиционные системы управления и т.п.

       Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение фирмы как субъекта рыночной экономики.

              Для достижения данной цели  поставлены следующие задачи:

     - раскрыть понятие фирмы;

     - исследовать  многообразие организационно-правовых форм фирмы;

     - рассмотреть показатели эффективности  работы фирмы;

     - рассмотреть показатели устойчивости  и платёжёспособности фирмы

               Степень разработки проблемы.   В направлении институционального анализа фирмы общепризнанно   успешно работали Р. Коуз, Д. Мур, Ф. Найт, Д. Норт, Г. Саймон, О. Уильямсон, О. Харт, а среди российских ученных – А. Демин, Р. Капелюшников,  Г.Клейнер, А. Нестеренко, А. Олейник, В. Тамбовцев, А. Шаститко и др.  

     В следующей главе приведена работа по этой теме нобелевского лауреата Р.Коулза.

 

      1.Фирма как организация  структур 

     1.1. Понятие фирмы 

     В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Почему существуют фирмы, что определяет число фирм и их специализацию (приобретаемые ими ресурсы и выпускаемые продукты) — эти вопросы не интересуют большинство экономистов. Для экономической теории фирма, как сказал недавно Хан, — это «призрачная фигура» [6, с. 87]. Это отсутствие интереса совершенно поразительно, особенно если учесть,что большинство людей в Соединенных Штатах, Великобритании и других западных странах заняты в фирмах, что большая часть производства осуществляется фирмами и что эффективность всей экономической системы в очень большой степени зависит от того, что происходит внутри этих экономических молекул. Целью моей статьи «Природа фирмы» и было объяснить суще-

     ствование фирмы и найти причины,предопределяющие масштабы

     ее  деятельности.Чтобы объяснить,почемуфирмы  существуют и что именноони делают, я счел необходимымввести понятие,которое я в этой статье обозначил как «издержки ис-

     пользования механизма цен», «издержки осуществления  трансак-

     ций обмена на открытом рынке» или просто «рыночные издержки».

     Чтобы выразить ту же идею в статье «Проблема социальных издер-

     жек»,я  использовал выражение «издержки  рыночных трансакций».

     В экономической литературе закрепилось  выражение «трансак-

     ционные издержки».Я описал то,что имел в  виду,в следующих сло-

     вах:«Чтобы осуществить рыночную трансакцию,необходимо опре-

     делить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем

     желают  заключить сделку,о ее условиях,провести предварительные

     переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убе-

     диться  в том, что условия контракта  выполняются, и так далее».

     Далман  следующим образом отчеканил  понятие трансакционных

     издержек: это «издержки на сбор и обработку  информации, на

     проведение  переговоров и принятие решений, на осуществление

     контроля  и принуждение к выполнению условий  контракта».

     Я убежден, что без понятия трансакционных издержек, которое,

     в общем-то,не привилось в современной  экономической теории,не-

     возможно  понять работу экономической системы,провести анализ

     многих  проблем и получить основания  для политических реко-

     мендаций.Существование трансакционных издержек будет подтал-

     кивать  желающих торговать к введению различных  форм деловой

     практики,обеспечивающих сокращение трансакционных издержек

     в том случае, когда затраты по выработке  таких форм оказываются

     меньше,чем  экономия на трансакционных издержках.Выбор парт-

     неров,тип  контракта,выбор предлагаемых продуктов  и услуг — все

     может при этом меняться. Но,может быть, наиболее важной фор-

     мой приспособления к проблеме существования  трансакционных

     издержек  является возникновение фирмы.В  статье «Природа фир-

     мы» я доказал, что, хотя производство может  вестись совершенно

     децентрализованно (на основе контрактов между индивидуумами),

     из  того факта, что осуществление трансакций невозможно без

     определенных  издержек, следует, что фирмы должны возникать

     просто  для осуществления действий, которые  в противном случае

     совершались бы через рыночные трансакции (разумеется,если вну-

     трифирменные  издержки меньше, чем издержки рыночных транс-

     акций).Именно это определяет,что же именно фирма  покупает,про-

     изводит и продает.Поскольку концепция трансакционных издержек

     обычно  не используется экономистами, вовсе  не удивительно, что

     соответствующий подход внедряется в практику не без  трудностей.

     Чтобы лучше раскрыть понятие фирма обратимся к работе нобелевского лауреата Рональда Коулза который в своей работе “Природа фирмы”предложил раскрыть тему через её природу ,такой подход предположим истинным:

     В прошлом экономическая теория страдала оттого, что не могла

     отчетливо сформулировать свои предпосылки. Развивая теорию,

     экономисты часто уклонялись от исследования основ, на которых

     она воздвигалась. Но такое исследование существенно не только

     для предотвращения ложных толкований и  ненужных споров,воз-

     никающих  при недостаточном знании исходных установок тео-

     рии, но также в силу крайней значимости для экономической тео-

     рии разумного суждения при выборе между  соперничающими

     наборами  теоретических предпосылок.Например, предполагает-

     ся, что слово «фирма» может в  экономической теории использо-

     ваться  совсем не так, как его употребляют «обычные люди». Чем

     настоятельнее в экономической теории тенденция  начинать ана-

Информация о работе Фирма как субъект рыночной экономики