Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной политики ……………………………………………………… 6
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………… 11
2.1 Мультипликатор государственных расходов ……………………………… 11
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические последствия фискальной политики … 15
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности и социально-экономическая эффективность фискальной политики в Республике Беларусь ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 страницы, 4 таблицы, 6 рисунков.
ФИСКАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ,
НАЛОГИ, МУЛЬТИПЛИКАТОР
Предметом исследования является фискальная политика. Объектом исследования выступают виды и инструменты фискальной политики.
Цель работы заключается в анализе фискальной политики, её основных концепций и элементов.
При выполнении работы использовались методы диалектической логики, приёмы критического анализа и синтеза, а также экономические методы. В совокупности эти методы позволили обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Все заимствованые из литературных и других источников теоритические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на из авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной
политики ………………………………………………………
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор
государственных расходов и
2.1 Мультипликатор
государственных расходов ……………
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические
последствия фискальной
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности
и социально-экономическая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32
ВВЕДЕНИЕ
Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объёма трансфертных выплат и системы налогообложения. По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а государственные закупки и трансферты ― его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как бюджетно-налоговую политику.
Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;
3) дать определение эффективной фискальной политики, изучить эффект вытеснения;
4) выявить особенности фискальной политики Республики Беларусь в условиях системных преобразований;
5) обобщить полученные результаты в виде выводов.
Курсовая работа состоит из четырёх глав. В первой главе раскрывается понятие фискальной политики, рассматриваются её виды, инструменты, определяются краткосрочные и долгосрочные цели. Во второй главе описываются мультипликаторы фискальной политики. В третьей главе проводится анализ эффективности фискальной политики, рассматривается эффект вытеснения. Четвёртая глава посвящена особенностям фискальной политики в Республике Беларусь.
Основным материалом при написании работы послужили такие источники, как «Макроэкономика» Э.Дж. Долана, Д. Линдсея, «Экономикс: принципы, проблемы и политика» К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, «Экономика» С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи, «Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления» под общ. ред. В.Н. Шимова. Основные статистические данные были взяты из экономического сборника «Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-июле 2009г.» и статистического ежегодника Республики Беларусь за 2009г.
Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, представляют интерес, так как от эффективности проведения фискальной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объёмов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Республики Беларусь переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в Беларуси, и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики
1.1 Понятие фискальной политики
Фискальная политика ― меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного валового продукта. Фискальная политика включает в себя манипулирование государственными расходами и налогами для достижения определённых экономических целей.
Уже в течение нескольких столетий экономисты акцентируют внимание на роли фискальной политики в перераспределении доходов и ресурсов. Давно известно, что с помощью этих инструментов государство решает, какая доля национального продукта должна быть поделена между коллективным и личным потреблением и как следует поделить между населением бремя платежей за коллективные блага.
Только с появлением современной макроэкономической теории был открыт ещё один интересный факт: государственная фискальная политика оказывает серьёзное влияние и на краткосрочные изменения объёмов производства, занятости [15, с. 413-414].
Фискальная политика представляет огромный интерес в качестве способа воздействия на экономическую активность, и анализируя механизм фискальной политики, необходимо акцентировать внимание на отдельных её инструментах и видах.
В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую.
Сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
Сокращение государственных расходов производится с целью замедления темпов инфляции или её полной ликвидации. В реальной экономике цены устойчивы к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать их до прежнего уровня.
Повышение налогов приводит к сокращению потребительских расходов.
Сочетание сокращения государственных расходов и повышения налогов используется для уменьшения совокупного спроса и контроля над инфляцией [7, c. 255].
В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.
В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развёртывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создаются приоритеты в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.
Таким образом, сдерживающая фискальная политика проводится в условиях быстрого роста экономики для того чтобы ограничить деловую активность, преодолеть инфляционную тенденцию.
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в условиях спада производства. Для стимулирования совокупного спроса используют сокращение чистых налогов и (или) увеличение государственных расходов. Стимулирующая фискальная политика реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы.
Стимулирующая фискальная политика в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов. Но в условиях глубокого кризиса правительство невольно обращает внимание в первую очередь на фискальную функцию налогообложения ― налоги призваны пополнить доходную часть госбюджета (сдерживающая фискальная политика). Одновременно правительство пытается решить проблему стимулирования роста экономики и совокупных расходов, что достигается при увеличении государственных расходов (стимулирующая фискальная политика) [19, с. 11-16].
Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая ― к бюджетному излишку, или профициту [10, с. 91].
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:
1) дискреционную;
2) недискреционную.
Дискреционная фискальная политика ― это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое с целью изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению правительства. Следовательно, это происходит не автоматически, а только с согласия правительства [7, c. 252].
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами (промежуток времени, который проходит от начала спада или инфляции до момента принятия фискальных мер), так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер.
В противоположность дискреционной фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой.
Встроенный (автоматический) стабилизатор ― это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе, страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.
Использование встроенного стабилизатора объясняется тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен обшей величине налоговых за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который изменяется прямо пропорционально величине ВВП. Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. С ростом ВВП и увеличением объёма закупок товаров и услуг возрастают поступления от налога на прибыль корпораций, налога с оборота и акцизов. И точно так же увеличивается сбор налога на заработную плату, когда экономический рост создаёт новые рабочие места. Напротив, в случае сокращения ВВП, налоговые поступления из всех этих источников падают.
Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ