Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной политики ……………………………………………………… 6
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………… 11
2.1 Мультипликатор государственных расходов ……………………………… 11
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические последствия фискальной политики … 15
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности и социально-экономическая эффективность фискальной политики в Республике Беларусь ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия государственных расходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если политика нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются государственные расходы, что даёт сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъёма увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой. Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги, что даёт относительно небольшой стимулирующий эффект, а в фазе циклического подъёма снижаются государственные расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: анализ фискальной политики основан на кейнсианской модели мультипликатора. Это означает, что увеличение государственных расходов при условии неизменности налогов и инвестиций частных лиц увеличивает объём ВВП на величину гораздо более высокую, чем первоначальное изменение расходов. Снижение уровня налогов при неизменном уровне частных и государственных расходов инвестиций повышает равновесный уровень национального выпуска. Когда государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объём производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который равен единице или меньше её.
3 Социально-экономические
последствия фискальной
3.1 Эффективность фискальной политики
Эффективность фискальной политики состоит в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, сдерживающая — для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали её основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.
Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Её инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъёма — сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.
Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объёме доли государственнных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения. Сдерживающая — наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.
Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокyпного спроса, а с другой — позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику [10, с. 110-111].
К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики.
С осуществлением фискальной политики связаны некоторые временные проблемы:
1) разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Исключительно трудно точно предсказать будущий характер экономической активности;
2) административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются;
3) функциональный разрыв. Кроме того, существует также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействовать на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования. Такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких — скажем, от 6 до 18 месяцев — спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика всё в большей степени ориентируется на изменение налогов [7, c. 260].
Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего воздействия можно путём увеличения государственных закупок, социальных трансфертов и снижения налогов. Известно, что величина мультипликатора закупок больше величин других мультипликаторов. Помимо этого оценить влияние государственных закупок на совокупный спрос легче, чем влияние других инструментов фискальной политики. Однако их использование ведёт к увеличению бюджетного дефицита, что порождает ряд негативных последствий. Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов проблематично, потому что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от МРС, динамику которой предсказать достаточно сложно; во-вторых, для определения степени влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса необходимо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчёт которых затруднителен [10, с. 112-113].
Таким образом, к достоинствам фискальной политики следует отнести:
1) эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска;
2) отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов её изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в дейтвие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро;
3) наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически [9, с. 109-110].
Недостатки фискальной политики:
1) эффект вытеснения;
2) наличие внутреннего лага. Внутренний лаг — это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об её изменени. Решения об изменении инструментов фискальной политики и принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного приода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что ещё больше увеличивает лаг;
3) неопределённость. Неопределённость касается проблемы идентификации экономической ситуации.
Одной из серьёзных проблем реализации фискальной политики является эффект вытеснения.
Классическая концепция эффекта вытеснения основана на положении, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта вытеснения при нейтральности денег. Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS (это показано на рисунке 3) имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором — тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объём предложения строго фиксирован.
При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объём инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвигается вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i1. Затем повышение ставки процента с i до i1 вызовет снижение деловой активности, объём инвестиций упадёт. Обычно такое падение компенсируется по размеру объёмом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объём инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объёме и уменьшится доля частных. Объём ВВП останется тем же, но при росте уровня цен с Р до Р1. Такое явление получило название «эффект вытеснения». Таким образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает действенного влияния на макродинамику.
Номинальная ставка процента (i)
i
Цена (Р)
P1
P
Рисунок 3 ― Эффект вытеснения в классической концепции фискальной политики
Примечание ― Источник: [16, с. 178].
Случай классической теории не встречается на практике. Но изучение этого крайнего случая полезно, поскольку он показывает, что определяет величину мультипликаторов фискальной политики.
Существуют аргументы, доказывающие, что данному эффекту противостоит обратный, который его смягчает, а иногда может оказаться сильнее. Он возникает вследствие двух причин:
1) когда стимулирующая фискальная политика приводит к росту деловой активности, оптимистическим ожиданиям инвесторов, которые в таких условиях могут увеличивать объём инвестиций, даже несмотря на некоторое повышение процентной ставки;
2) при анализе эффекта вытеснения исходят из предположения о неизменности объёма сбережений (именно поэтому, если экономические субъекты покупают больше государственных облигаций, то они вынуждены приобретать меньше корпоративных бумаг). Однако экономический рост, вызванный экспансионистской фискальной политикой, сопровождается увеличением доходов, а значит и сбережений. Это позволяет одновременно наращивать инвестиции и увеличивать покупки государственных ценных бумаг [10, с. 113].
Таким образом, фискальная политика обладает рядом достоинств, основными из которых является её способность сглаживать колебания делового цикла, изменять структуру совокупного спроса. Экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.
Вместе с тем реализация бюджетно-налоговой политики связана с решением ряда проблем, обусловленных её недостатками. К ним можно отнести прежде всего длительные временные лаги; невозможность точно рассчитать влияние изменений параметров фискальной политики на реальную экономику; эффект вытеснения; рост цен, вызываемый проведением стимулирующей фискальной политики и ослабляющий её эффективность; подверженность влиянию политического цикла.
В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на условия функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Идёт процесс совершенствования фискальной политики, форм и методов регулирования социально-экономических процессов.
Система налогообложения, начиная с 1992 года, находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения [10, с. 116].
Естественно, что при создании национальной системы налогообложения используются теоретическая база и модели налогообложения государств с развитой рыночной экономикой в области построения налоговых систем, использования налоговых форм и методов регулирования. Но при этом неприемлемо их полное копирование, поэтому элементы, формирующие налоговую систему, в определённой степени адаптируются к национальным условиям, социально-экономическим проблемам республики.
Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах», при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве», страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах) [10, с. 116].
Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ