Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание

Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной политики ……………………………………………………… 6
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………… 11
2.1 Мультипликатор государственных расходов ……………………………… 11
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические последствия фискальной политики … 15
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности и социально-экономическая эффективность фискальной политики в Республике Беларусь ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32

Работа состоит из  1 файл

Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ.docx

— 118.20 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объёма трансфертных выплат и системы налогообложения. По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а государственные закупки и трансферты — его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как бюджетно-налоговую политику.

       Стимулирующая фискальная политика в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

       Сдерживающая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развёртывания механизма стагфляции.

       Одним из последствий увеличения государственных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций, а также частного потребления. Это влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с повышением государственных расходов получило название эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов «вытесняет» частные расходы и, прежде всего, инвестиции. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично, в целом же совокупный спрос (несмотря на сокращение частных расходов из-за роста процентных ставок) увеличивается.

       Налоги являются инструментом долгосрочного регулирования. Механизм налогообложения соответствует реально существующему состоянию экономики.

       Государственные  расходы ― это инструмент краткосрочного регулирования. Их величина и направления использования отражают желаемую перспективу развития общества.

       Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Это является следствием более сильного воздействия государственных расходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.

       Существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Это объясняется тем, что в процессе осуществления соответствующей фискальной политики существуют проблемы времени и проблемы политики.

       В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. Фискальная политика РБ является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бобрицкий, Н.Г. Финансовая система и фискальная политика: курс лекций. ― Мн.: БГЭУ, 2001. ― 55 с.

2. Бункина, М.К. Национальная экономика: учебник для вузов. ― М.: Издательство Палеотип, 2002. ― 488 с.

3. Бункина, М.К., Семёнов, В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). ― М.: АО ДИС, 1996. ― 320 с.

4. Долан, Э.Дж., Линдсей, Д. Макроэкономика: Пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ.ред. Б. Лисовика [и др.]. ― СПб.,1994. ― 406 с.

5. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учеб. ― М.: Дело, 2004. ― 472 с.

6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. ― Мн.: ООО ФУ Аинформ, 2004. ― 421 с.

7. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. ― М.: ИНФРА, 1999. ― 947 c .

8. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылёв, М.Н. Базылёва, С.П. Гурко [и др.]; под ред. Н.И. Базылёва, С.П. Гурко. ― 2-е изд., перераб. ― Мн.: БГЭУ, 2000. ― 214 с.

9. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. ― Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. ― 343 с.

10. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова [и др.]. ― 2-е изд. ― Минск: БГЭУ, 2009. ― 415 с.

11. Матвеева,  Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие. ― 2-е изд., испр. ― М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. ― 512 с.

12. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика: Пер. с англ. ― М.: Изд-во МГУ, 1994. ― 736 с.

13. Налоговый вестник. Республиканский журнал о налогах, сборах и отчислениях // Налоги ― 2010. ― 2009. ― № 21 (238). ― С. 81-85.

14. Национальная экономика Беларуси: потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. ― Мн.: БГЭУ, 2005. ― 844 с.

15. Самуэльсон,  П.Э., Нордхаус, В.Д. Экономика: Пер. с англ. ― 16-е изд.: учеб. пособие. ― М.: Издательский дом Вильямс, 2000. ― 688 с.

16. Селищев, А.С. Макроэкономика. ― 3-е изд. ― СПб.: Питер, 2005. ― 464 с.

17. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-июле 2008-2009 гг. ― Минск: БГЭУ, 2008-2009. ― 247 с.

18. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики Республики Беларусь. ― Мн., 2009. ― 614 с.

19. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика: Пер. с англ. ― 2-е изд. ― М.: Дело, 2001. ― 780 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица 3 — Перечень основных налогов, сборов и отчислений, применяемых в Республике Беларусь в 2009 году, и предполагаемые изменения в 2010 году

 

Название налога, сбора, отчисления

Объект налогообложения

Налоговая ставка

2009 год

2010 год

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; ввоз товаров  на таможенную территорию РБ

Стандартная ставка ― 18 %, пониженная ― 10 %, к экспорту ― 0 %

Стандартная ставка ―20 %, пониженная ― 10 %, к экспорту ― 0 %

Подоходный налог с физических лиц

Доходы физических лиц в денежной и натуральной формах

Единая ставка в размере 12 %; 15 % ―  в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, а также от осуществления предпринимательской  и частной нотариальной деятельности

Единая ставка в размере 12 %; 15 % ―  в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской  и частной нотариальной деятельности

Налог на прибыль

Сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства), имущественных  прав и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям

Основная ставка ― 24 %, пониженные ставки для отдельных отраслей и  видов деятельности

Основная ставка ― 24 %, пониженные ставки для отдельных отраслей и  видов деятельности

Таможенные пошлины

Ввоз товаров на таможенную территорию РБ или их вывоз за её пределы

В процентах от стоимости товаров  или фиксированные твёрдые ставки в зависимости от группы товаров

В процентах от стоимости товаров  или фиксированные твёрдые ставки в зависимости от группы товаров

Акцизы

Ввоз, производство и реализация на территории РБ подакцизных товаров (спирт и непищевая спиртсодержащая  продукция, алкогольные и слабоалкогольные напитки, пиво, табачные изделия и  проч.)

Ставки устанавливаются ежегодно ( с полугодовой разбивкой) Президентом  РБ в абсолютной сумме на физическую единицу подакцизных товаров (твёрдые (специфические) ставки)

Ставки устанавливаются в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса  РБ в абсолютной сумме на физическую единицу подакцизных товаров (твёрдые (специфические) ставки)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Таблица 4 ― Объёмы аккумулированных в бюджетной системе РБ финансовых ресурсов и произведённых расходов за январь-июль 2009 года

 

Консолидированный бюджет

В том числе:

млрд р.

% к ВВП

республиканский бюджет

местные бюджеты

млрд р.

% к ВВП

млрд р.

% к ВПП

Доходы ― всего:

33839,8

46,6

24740

34,1

12336

17

налоговые доходы

22291,4

30,7

13876,1

19,1

8415,3

11,6

из них:

налоги на доходы и прибыль

5362,7

7,4

1539,7

2,1

3823

5,3

в том числе:

подоходный налог

2489,5

3,4

-

-

2489,5

3,4

налог на прибыль

2443,8

3,4

1437,5

2

1006,3

1,4

налоги на собственность

1018,6

1,4

-

-

1018,6

1,4

налоги на товары и услуги

10912,6

15

7757,3

10,4

3355,3

4,6

в том числе:

налог на добавленную стоимость

6553,8

9

4451,7

6,1

2082,1

2,9

акцизы

1857,7

2,6

1772,8

2,5

84,9

0,1

налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

3793

5,2

3793

5,2

-

-

взносы на государственное  социальное страхование

9020

12,4

9020

12,4

-

-

неналоговые доходы

2528,4

3,5

1844

2,5

684,4

1

Расходы ― всего:

35749,3

49,2

25688,1

35,4

13457,4

18,5

из них расходы на:

общегосударственные расходы

4856,4

6,7

5454,5

7,5

2663,7

3,7

национальную экономику 

8900,7

12,3

7142,8

9,8

1784,5

2,5

охрану окружающей среды

129,5

0,2

145,3

0,2

33,7

0,05

жилищные и коммунальные услуги

1767,5

2,4

13,6

0,02

1753,9

2,4

здравоохранение

2897,4

4

522

0,7

2375,4

3,3

физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

772,7

1,1

274,6

0,4

498,1

0,7

образование

4123,8

5,7

754,5

1

3369,3

4,7

социальную политику

10314,5

14,2

9603,2

13,2

769,8

1,1

Дефицит (-), профицит (+)

-1909,5

-2,6

-947,9

-1,3

-1121,4

-1,5




 


Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ