Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной политики ……………………………………………………… 6
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………… 11
2.1 Мультипликатор государственных расходов ……………………………… 11
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические последствия фискальной политики … 15
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности и социально-экономическая эффективность фискальной политики в Республике Беларусь ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объёма трансфертных выплат и системы налогообложения. По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а государственные закупки и трансферты — его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как бюджетно-налоговую политику.
Стимулирующая фискальная политика в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развёртывания механизма стагфляции.
Одним из последствий увеличения государственных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций, а также частного потребления. Это влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с повышением государственных расходов получило название эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов «вытесняет» частные расходы и, прежде всего, инвестиции. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично, в целом же совокупный спрос (несмотря на сокращение частных расходов из-за роста процентных ставок) увеличивается.
Налоги являются инструментом долгосрочного регулирования. Механизм налогообложения соответствует реально существующему состоянию экономики.
Государственные расходы ― это инструмент краткосрочного регулирования. Их величина и направления использования отражают желаемую перспективу развития общества.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Это является следствием более сильного воздействия государственных расходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.
Существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Это объясняется тем, что в процессе осуществления соответствующей фискальной политики существуют проблемы времени и проблемы политики.
В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. Фискальная политика РБ является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобрицкий, Н.Г. Финансовая система и фискальная политика: курс лекций. ― Мн.: БГЭУ, 2001. ― 55 с.
2. Бункина, М.К. Национальная экономика: учебник для вузов. ― М.: Издательство Палеотип, 2002. ― 488 с.
3. Бункина, М.К., Семёнов, В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). ― М.: АО ДИС, 1996. ― 320 с.
4. Долан, Э.Дж., Линдсей, Д. Макроэкономика: Пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ.ред. Б. Лисовика [и др.]. ― СПб.,1994. ― 406 с.
5. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учеб. ― М.: Дело, 2004. ― 472 с.
6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. ― Мн.: ООО ФУ Аинформ, 2004. ― 421 с.
7. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. ― М.: ИНФРА, 1999. ― 947 c .
8. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылёв, М.Н. Базылёва, С.П. Гурко [и др.]; под ред. Н.И. Базылёва, С.П. Гурко. ― 2-е изд., перераб. ― Мн.: БГЭУ, 2000. ― 214 с.
9. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. ― Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. ― 343 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова [и др.]. ― 2-е изд. ― Минск: БГЭУ, 2009. ― 415 с.
11. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие. ― 2-е изд., испр. ― М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. ― 512 с.
12. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика: Пер. с англ. ― М.: Изд-во МГУ, 1994. ― 736 с.
13. Налоговый вестник. Республиканский журнал о налогах, сборах и отчислениях // Налоги ― 2010. ― 2009. ― № 21 (238). ― С. 81-85.
14. Национальная экономика Беларуси: потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. ― Мн.: БГЭУ, 2005. ― 844 с.
15. Самуэльсон, П.Э., Нордхаус, В.Д. Экономика: Пер. с англ. ― 16-е изд.: учеб. пособие. ― М.: Издательский дом Вильямс, 2000. ― 688 с.
16. Селищев, А.С. Макроэкономика. ― 3-е изд. ― СПб.: Питер, 2005. ― 464 с.
17. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-июле 2008-2009 гг. ― Минск: БГЭУ, 2008-2009. ― 247 с.
18. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики Республики Беларусь. ― Мн., 2009. ― 614 с.
19. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика: Пер. с англ. ― 2-е изд. ― М.: Дело, 2001. ― 780 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 3 — Перечень основных налогов, сборов и отчислений, применяемых в Республике Беларусь в 2009 году, и предполагаемые изменения в 2010 году
Название налога, сбора, отчисления |
Объект налогообложения |
Налоговая ставка | |
2009 год |
2010 год | ||
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; ввоз товаров на таможенную территорию РБ |
Стандартная ставка ― 18 %, пониженная ― 10 %, к экспорту ― 0 % |
Стандартная ставка ―20 %, пониженная ― 10 %, к экспорту ― 0 % |
Подоходный налог с физических лиц |
Доходы физических лиц в денежной и натуральной формах |
Единая ставка в размере 12 %; 15 % ―
в отношении доходов, полученных
в виде дивидендов, а также от
осуществления |
Единая ставка в размере 12 %; 15 % ―
в отношении доходов, получаемых
от осуществления |
Налог на прибыль |
Сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям |
Основная ставка ― 24 %, пониженные ставки для отдельных отраслей и видов деятельности |
Основная ставка ― 24 %, пониженные ставки для отдельных отраслей и видов деятельности |
Таможенные пошлины |
Ввоз товаров на таможенную территорию РБ или их вывоз за её пределы |
В процентах от стоимости товаров
или фиксированные твёрдые |
В процентах от стоимости товаров
или фиксированные твёрдые |
Акцизы |
Ввоз, производство и реализация на
территории РБ подакцизных товаров
(спирт и непищевая |
Ставки устанавливаются |
Ставки устанавливаются в |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 4 ― Объёмы аккумулированных в бюджетной системе РБ финансовых ресурсов и произведённых расходов за январь-июль 2009 года
Консолидированный бюджет |
В том числе: | ||||||||
млрд р. |
% к ВВП |
республиканский бюджет |
местные бюджеты | ||||||
млрд р. |
% к ВВП |
млрд р. |
% к ВПП | ||||||
Доходы ― всего: |
33839,8 |
46,6 |
24740 |
34,1 |
12336 |
17 | |||
налоговые доходы |
22291,4 |
30,7 |
13876,1 |
19,1 |
8415,3 |
11,6 | |||
из них: | |||||||||
налоги на доходы и прибыль |
5362,7 |
7,4 |
1539,7 |
2,1 |
3823 |
5,3 | |||
в том числе: | |||||||||
подоходный налог |
2489,5 |
3,4 |
- |
- |
2489,5 |
3,4 | |||
налог на прибыль |
2443,8 |
3,4 |
1437,5 |
2 |
1006,3 |
1,4 | |||
налоги на собственность |
1018,6 |
1,4 |
- |
- |
1018,6 |
1,4 | |||
налоги на товары и услуги |
10912,6 |
15 |
7757,3 |
10,4 |
3355,3 |
4,6 | |||
в том числе: | |||||||||
налог на добавленную стоимость |
6553,8 |
9 |
4451,7 |
6,1 |
2082,1 |
2,9 | |||
акцизы |
1857,7 |
2,6 |
1772,8 |
2,5 |
84,9 |
0,1 | |||
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
3793 |
5,2 |
3793 |
5,2 |
- |
- | |||
взносы на государственное социальное страхование |
9020 |
12,4 |
9020 |
12,4 |
- |
- | |||
неналоговые доходы |
2528,4 |
3,5 |
1844 |
2,5 |
684,4 |
1 | |||
Расходы ― всего: |
35749,3 |
49,2 |
25688,1 |
35,4 |
13457,4 |
18,5 | |||
из них расходы на: | |||||||||
общегосударственные расходы |
4856,4 |
6,7 |
5454,5 |
7,5 |
2663,7 |
3,7 | |||
национальную экономику |
8900,7 |
12,3 |
7142,8 |
9,8 |
1784,5 |
2,5 | |||
охрану окружающей среды |
129,5 |
0,2 |
145,3 |
0,2 |
33,7 |
0,05 | |||
жилищные и коммунальные услуги |
1767,5 |
2,4 |
13,6 |
0,02 |
1753,9 |
2,4 | |||
здравоохранение |
2897,4 |
4 |
522 |
0,7 |
2375,4 |
3,3 | |||
физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации |
772,7 |
1,1 |
274,6 |
0,4 |
498,1 |
0,7 | |||
образование |
4123,8 |
5,7 |
754,5 |
1 |
3369,3 |
4,7 | |||
социальную политику |
10314,5 |
14,2 |
9603,2 |
13,2 |
769,8 |
1,1 | |||
Дефицит (-), профицит (+) |
-1909,5 |
-2,6 |
-947,9 |
-1,3 |
-1121,4 |
-1,5 |
Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ