Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной политики ……………………………………………………… 6
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………… 11
2.1 Мультипликатор государственных расходов ……………………………… 11
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические последствия фискальной политики … 15
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности и социально-экономическая эффективность фискальной политики в Республике Беларусь ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32
Бюджетное устройство
Республики Беларусь основывается на
принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему,
и определяется административно-
Консолидированный бюджет Республики Беларусь составляют бюджеты шести областей, города Минска и республиканский бюджет. Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие направления, то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется их долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы [10, с. 116].
Существующий централизованный порядок распределения налоговых поступлений имеет и свои отрицательные стороны:
1) недостаточная самостоятельность местных органов власти;
2) высокая дотационность
местных бюджетов
3) возникновение огромных встречных финансовых потоков из регионов в Центр, а затем из республиканского в местные бюджеты, что повышает нагрузку на финансовые органы, усложняет расчёты и обостряет проблему управляемости.
Бюджетно-налоговая политика в нашей стране имеет следующие направления:
1) обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;
2) поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;
3) повышение уровня жизни населения посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;
4) государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.
В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7—8 основным. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства [10, с. 122].
В текущем
2009 году действует порядок
Перечень основных налогов, сборов и отчислений, применяемых в Республике Беларусь в 2009 году, и предполагаемые изменения в 2010 году приводятся в приложении А.
В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В 2010 году планируется полностью отменить налоги с оборота, налог на приобретение автотранспортных средств, целевые сборы из прибыли предприятий.
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объёма доходов бюджета. Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений [10, с. 120].
Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2003 – январь- июль 2009 гг. представлен данными, приведёнными в таблице 1:
Таблица 1 — Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд р.
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Январь-июль 2009 | |
Доходы |
12211 |
22057 |
30825 |
38391 |
48049 |
65663 |
33839,8 |
Расходы |
12795 |
22036 |
31257 |
37256 |
47627 |
63811 |
35749,3 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-584 |
21 |
-432 |
1135 |
422 |
1852 |
-1909,5 |
Примечание — Источник: [18, с. 515].
Рисунок 4 ― Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2006 ― январе-июле 2009 гг.
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе имеющихся данных.
Консолидированный бюджет за январь-июль 2009 года исполнен с дефицитом 1,9 трлн р., что составило 2,6 % к ВВП. За январь-июль 2008 года профицит консолидированного бюджета составил 4,1 трлн р., или 6,1 % к ВВП.
Доходы консолидированного бюджета за январь-июль 2009 года составили 33,8 трлн р., что на 6,3 % меньше, чем за январь-июль 2008 года. По отношению к ВВП они составили 46,6 % (53,7 % — за январь-июль 2008 года). В реальном выражении доходы снизились на 18,1 %.
Доходная
часть консолидированного
1) налог на добавленную стоимость;
2) подоходный налог;
3) налог на прибыль;
4) таможенные пошлины;
5) акцизы.
Удельный
вес этих налогов в общем
доходе консолидированного
Централизация доходов консолидированного бюджета (с учётом задолженности по текущим платежам в бюджет) к ВВП уменьшилась с 53,7 % в январе-июле 2008 года до 46,6 % в январе-июле 2009 года. Отношение задолженности по текущим платежам в бюджет к ВВП не изменилось и составило 0,04 %.
Одним
из факторов повышения уровня
централизации бюджетных
В структуре
консолидированного бюджета
Объёмы аккумулированных в бюджетной системе финансовых ресурсов характеризуются данными, приведёнными в таблице 2:
Таблица 2 — Объёмы аккумулированных в бюджетной системе финансовых ресурсов
Январь-май 2008 года |
Январь-июль 2009 года | |||
млрд р. |
% к ВВП |
млрд р. |
% к ВВП | |
Доходы — всего: |
24561,5 |
55,4 |
33839,8 |
46,6 |
из них: | ||||
подоходный налог |
1418,2 |
3,2 |
2489,5 |
3,4 |
налог на прибыль |
2059,5 |
4,6 |
2443,8 |
3,4 |
налог на добавленную стоимость |
4293,7 |
9,7 |
6553,8 |
9 |
акцизы |
1387,3 |
3,1 |
1857,7 |
2,6 |
налог на собственность |
974,8 |
2,2 |
1018,6 |
1,4 |
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
3972,2 |
9 |
3793 |
5,2 |
взносы на государственное социальное страхование |
5383,5 |
12,2 |
9020 |
12,4 |
Примечание — Источник: [17, с. 132].
Рисунок 5 ― Доля налогов в общем объёме аккумулированных доходов в январе-мае 2008 года
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе имеющихся данных.
Рисунок 6 ― Доля налогов в общем объёме аккумулированных доходов в январе-июле 2009 года
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе имеющихся данных.
Объёмы аккумулированных в бюджетной системе республики финансовых ресурсов и произведённых расходов за январь-июль 2009 года характеризуются данными, приведёнными в приложении Б.
Расходы консолидированного бюджета в январе-июле 2009 года составили 35,7 трлн р., или на 11,6 % больше, чем за январь-июль 2008 года. По отношению к ВВП они составили 49,2 % в 2009 году (47,6 % — в 2008). В реальном выражении расходы увеличились на 2,4 %.
Основная
доля в общих расходах
Доходы
республиканского бюджета в
Расходы
республиканского бюджета в
Республиканский бюджет в январе-июле 2009 года исполнен по доходам на 45,1 % к годовому плану, по расходам — на 46,8 %.
По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 августа 2009 года задолженность по платежам в бюджет (без взносов на государственное социальное страхование) составила 83,9 млрд р. и уменьшилась по сравнению с 1 августа 2008 года на 18,2 %. За январь-июль 2009 года она выросла на 43,3 %, в том числе за июль — на 17,7 %. Наибольшие суммы задолженности приходятся на налог на добавленную стоимость (40,6 %), налог на недвижимость организаций (11,5 %) и налог на прибыль (9,8 %). Объём отсроченных (рассроченных) сумм задолженности на 1 августа 2009 года составил 272 млрд р. и снизился по сравнению с 2008 годом на 10,4 %, в том числе за январь-июль 2009 года — на 1,9 % [17, с. 134-135].
Отличительной
особенностью бюджетно-
Таким образом, за прошедшие годы наблюдается значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих, главным образом, функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Проект бюджета на 2010 год формировался исходя из роста инфляции на 9% и роста ВВП на 2 %. Документ предусматривает реализацию ряда мер налогового характера, что «приводит к сокращению ресурсов бюджета на 2,3 трлн р.». По словам главы Министерства финансов Республики Беларусь, «для частичной компенсации потерь предлагается повысить ставку НДС с 18 до 20%. Это позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет 1,4 трлн р. Изменения в налоговой сфере и рост ВВП позволяют достичь объёмов консолидированного бюджета по доходам в сумме 49,6 трлн р., расходам ― 52,3 трлн р.». Дефицит консолидированного бюджета сформирован на уровне 2,7 трлн р. В 2010 году основными задачами останутся социальная поддержка населения и реального сектора экономики. Планируется обеспечить сохранение реального уровня зарплат, защитив его от влияния инфляционных процессов. Базовые отрасли социальной сферы, здравоохранение и образование, будут обеспечены бюджетными ассигнованиями с ростом на 7%, социальная политика ― на 15%. Расходы бюджета на обеспечение деятельности отраслей социальной защиты и финансирование мероприятий социальной политики сформированы в сумме 575 млрд р. (рост составляет 107%). При этом расходы на выплату адресной помощи малоимущим гражданам запланированы в размере 77 млрд р. Расходы на поддержку реального сектора экономики планируется сохранить на уровне 2009 года. Ресурсы бюджета предлагается перераспределить в пользу субсидирования процентных ставок по кредитам. Прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд будет осуществляться только по принятым решениям главы государства и правительства. Расходы шести областей и города Минска прогнозируются на уровне 27 трлн р. По словам главы Минфина, «с учётом дотаций, выделяемых из республиканского бюджета, и субвенций местные бюджеты будут обеспечены достаточными ресурсами для финансирования своих расходов в режиме жёсткой экономии средств». «Только такая политика позволит обеспечить социальные расходы бюджета, направлять государственные средства на поддержку эффективных экспортоориентированных производств, сохранить производственный потенциал валообразующих предприятий и создать прочную основу для достижения повышенных темпов развития экономики».
Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ