Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание

Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной политики ……………………………………………………… 6
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………… 11
2.1 Мультипликатор государственных расходов ……………………………… 11
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические последствия фискальной политики … 15
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности и социально-экономическая эффективность фискальной политики в Республике Беларусь ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32

Работа состоит из  1 файл

Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ.docx

— 118.20 Кб (Скачать документ)

       Трансфертные платежи ведут себя прямо противоположным образом. Выплаты пособий по безработице, социальному обеспечению, субсидии сокращаются в периоды экономического роста и возрастают в периоды спада производства [7, с. 256].

       Экономический смысл прямой взаимосвязи налоговых поступлений и величины ВВП становится очевидным из-за двух обстоятельств:

1) налоги сокращают расходы и совокупный спрос;

2) с точки зрения стабильности, сокращение расходов желательно, когда экономика движется к инфляции, и напротив, в периоды резкого падения деловой активности желательно увеличивать расходы.

1.3 Цели фискальной политики

       Фискальная политика призвана:

1) способствовать эффективному размещению ресурсов в тех сферах деятельности, где, согласно теоретическим положениям, государство может сделать это более эффективно, чем рынок;

2) перераспределять ресурсы, поскольку рынок производит меньшее количество продукции, чем требуется потребителям, и, значит, государство с помощью системы налогообложения доходов и косвенных налогов частично исправляет ситуацию;

3) стабилизировать колебания в ходе бизнес-цикла [19, с. 11-16].

       Основными целями фискальной политики является:

- достижение полной занятости;

- стабильный уровень цен;

- экономический рост;

- равновесие платёжного баланса;

- стабильный уровень ВВП [16, с. 161].

1.4 Инструменты фискальной политики

       Государственный бюджет ― это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооружённых сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

       К фискальной политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

       Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований [5, с. 188-189].

       Государственные расходы ― это инструмент краткосрочного регулирования. Их величина и направления использования отражают желаемую перспективу развития общества.

       Доходы  государственного бюджета формируются, прежде всего, за счёт налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счёт поступлений по социальному страхованию;  за счёт доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности [5, с. 190-191].

       Доля налогов в бюджетах развитых стран достигает 90% . Налоги ― это обязательные (принудительные) сборы, осуществляемые государством с физических и юридических лиц на основе соответствующего законодательства. Эффективная налоговая система требует, с одной стороны, обеспечения достаточных  поступлений в бюджет государства, их стабильности,  с другой ― снижения налоговой нагрузки на экономику и реализацию стимулирующей функции налогообложения.

       Основные функции налогов:

1) содержание органов власти и управления;

2) защита определённых отраслей;

3) ограничение или фактический запрет на виды деятельности, вредные или опасные, с точки зрения государства;

4) поощрение некоторых видов деятельности;

5) регулирование уровня экономической активности.

       Все  налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги ― это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. Основными среди них являются: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и доход предприятий. Прямые налоги обладают рядом преимуществ: выплачиваются из дохода, чётко определён круг плательщиков, сумма налога и дата уплаты.

       К косвенным налогам относятся те, которые включаются в цену товара или услуги и увеличивают её. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги (налог на пиво касается только любителей пива, налог на табак ― курильщиков и т.д.). К ним относятся: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

       Таким образом, основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы. Максимально разумное применение инструментов фискальной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

       В заключение  можно сделать вывод, что фискальная  политика ― это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета. В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику делят на стимулирующую и сдерживающую. В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают дискреционную и недискреционную фискальную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Мультипликатор  государственных расходов и налогов,  мультипликатор сбалансированного  бюджета

 

       Государственная фискальная политика является таким же мощным инструментом влияния на совокупные расходы, как и инвестиции. Подобное сравнение наводит на мысль, что, как и инвестиции, фискальная политика должна оказывать мультипликативный эффект на объём производства.

       В краткосрочном периоде меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

 

2.1 Мультипликатор  государственных расходов

 

Планируемые расходы (Е)

                                                                                                                                              


 

                                                                Y=E              E2= С+I+G+ Xn                                                                                                                 

                                E2 =                                                         В              DG        E1 =C+I+G+Xn


                                                                                                                   

                                                E1 =                  А                                                   


                                                    DY          

                                     E1 =   E2 =                                            Доход, выпуск (Y)             

Рисунок 1 ― Мультипликатор государственных расходов

Примечание ― Источник: [9, с. 102].

 

       Если государственные расходы увеличиваются на DG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (это показано на рисунке 1), а равновесный объём производства возрастает с Y1 до Y2 на величину

DY = DG*,                                                     (1)

где        DY ― изменение реального совокупного дохода (выпуска);

              DG ― изменение государственных закупок;

  мультипликатор государственных расходов.

       Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на DG и увеличивают доход на эту же величину, что, в свою очередь, даёт прирост потребления. Прирост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину DG и т.д.

 

 =DDD                        (2)

 

       Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВВП, вызванный увеличением государственных pacходов на 1 ден. ед. [15, с. 417]. Покупка государством на рынке какого-либо товара порождает целую серию вторичных покупок. Если, например, правительство строит автомагистраль, то дорожные строители часть заработанных денег потратят на потребление, которые, в свою очередь, будут потрачены на приобретение других товаров, что обеспечит дополнительными доходами других людей, и т.д. В простейшей модели мультипликатора, влияние первоначального изменения расходов государства аналогично влиянию изменения уровня инвестиций:

 

                                                            = ,                                            (3)

 

где   мультипликатор государственных расходов;

         МРС ― предельная склонность к потреблению.

 

       Аналогично  изменению государственных закупок на объём дохода (выпуска) влияют изменения трансфертных платежей, которые являются составляющей государственных расходов. Однако эффективность их воздействия на совокупные расходы, а значит и на объём дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск аналогичен механизму, действующему при изменении налогов [10, с. 95].

      

2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов

 

       Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов T. Если налоговые отчисления снижаются на DT, то располагаемый доход Yd = Y – T возрастёт на величину DT (показано на рисунке 2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства с Y1 до Y2.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые расходы (Е)

                                                                                                                                              


 

                                                                Y=E                                                                                                                              

                                 E2 =                                                         В                     МРС * DТ


                                                                                                                   

                                                E1 =                  А                                                     


                                                    DY          

                                     E1 =   E2 =                                            Доход, выпуск (Y)             

Рисунок 2 ― Налоговый мультипликатор

Примечание ― Источник: [9, с. 104].

      

       Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов. Абсолютная величина мультипликатора чистых налогов (MT ) определяется по формуле:

 

                                  MT = - МРС*M    или    MT =                                     (4)        

 

       Следует обратить особое внимание на то, что налоговый мультипликатор всегда меньше мультипликатора государственных расходов. Объяснение этому весьма простое: при снижении налогов экономические субъекты не пускают всю высвободившуюся часть своих доходов на потребление, а часть сберегают в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению [16, с. 165]. Объясняется это ещё и тем, что изменение государственных закупок на 1 ден. ед. приводит к аналогичному изменению совокупных расходов, а изменение автономного (аккордного) налога (налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остаётся постоянной при изменении совокупного дохода) на такую же величину сопровождается первоначальным изменением совокупных расходов на величину произведения МРС * 1.

       Знак  «минус» объясняется тем, что  увеличение налогов приводит  к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.

       По формуле  (4) можно рассчитать и мультипликатор  трансфертных выплат. Однако если  увеличение налогов приводит  к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансфертных  платежей способствует их возрастанию  [10, с. 97].   

 

 

 

2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета

 

       Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идёт о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета.

Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ