Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле.
Однако в использовании земель наметились устойчивые негативные процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и определяет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции.
Земля находится в государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования.
Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия расширения оборота земли, необходимо законодательное закрепление положений о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафиксировать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений только путем аренды земли. Земля особо охраняемых территорий иностранным гражданам и лицам без гражданства, юридическим лицам не предоставляется.
Использование земли является платным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков.
Платежи направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на проведение землеустройства, ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
Достижение стабилизации и развитие АПК включают и решение социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально зарегистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их состояния.
Вопрос №43 Оценка экономической эффективности управленческих решений
Конечная цель системы
менеджмента - увеличение массы прибыли
за счёт повышения
Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчёта экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к этим расчётам.
К принципам оценки экономической эффективности относятся:
1) учёт фактора времени;
2) учёт затрат и результатов за жизненный цикл товара;
3) применение к расчёту системного подхода;
4) применение к расчёту комплексного подхода;
5) обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
6) обеспечение сопоставимости
вариантов по исходной
7) учёт факторов
Рассмотрим подробнее эти требования (или принципы). Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Отняв от этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений. Фактор времени выражается через коэффициент дисконтирования. Приведём пример учёта фактора времени при процентной ставке, равной 0,1 (табл. 1):
Таблица 1. Пример расчёта
экономического эффекта сокращения
продолжительности
Из таблицы 1 видно, что реальный экономический эффект получен в размере 2,6 млрд. руб. за счёт того, что по варианту 1 в году t было вложено 10 млрд. руб., а отдачи не получено. Инвестиции были заморожены. В это время по варианту 2 инвестиции в этот объект не осуществлялись, они не были заморожены, а «работали» на другой объект. В году (t + 1) по варианту 2 тоже был освоен меньший объём инвестиций, за счёт чего потери по этому варианту были меньше на 0,5 млрд. руб. (по первому варианту потери составили 11,0 - 10,0 = 1,0 млрд. руб., по второму 5,5 - 5,0 = 0,5 млрд. руб.). Таким образом, при равных первоначальных инвестициях за счёт сокращения продолжительности строительства получен экономический эффект в размере около 9% от инвестиций.
Примеры экономической эффективности управленческих решений по повышению качества компонентов системы менеджмента
Характеристика ситуации. Анализ качества выпускаемой фирмой продукции показал, что в последние годы снизился объём продаж товара А. Товар фирмы стал уступать аналогичным товарам конкурентов. Фирма исследовала изменение конкурентных преимуществ, конкурентоспособность технологии, организационного уровня производства, рекламации и предложения по выпускаемой продукции, тенденции научно-технического прогресса в области производства данной продукции, качество поставляемых на фирму сырья, материалов, комплектующих изделий, информации. Анализ показал, что «узким местом» в системе менеджмента является её вход. Процесс, технология, организация производства и труда отвечают требованиям конкурентоспособности. Более подробный анализ системы менеджмента выявил самое «узкое место» во входе системы. Этим компонентом оказался электродвигатель как комплектующее изделие к товару.
На втором этапе анализа был изучен рынок электродвигателей данного класса и были определены три лучших варианта качественных электродвигателей, выпускаемых другими фирмами. В конечном счёте замена электродвигателя должна обеспечить высокое качество входа, что соответственно при высоком качестве процесса в системе обеспечит высокое качество и конкурентоспособность выпускаемого товара. Потенциалом и временем для самостоятельного производства электродвигателей необходимого качества и класса фирма не располагает.
Важнейшие параметры альтернативных вариантов управленческого решения по повышению качества товара приведены в табл. 2:
Таблица 2. Исходные данные для экономического обоснования мероприятий по повышению качества «входа» фирмы 3
Требуется выбрать наилучший из трёх альтернативных вариантов повышения качества товара.
Альтернативные варианты отличаются друг от друга по следующим параметрам:
Фактору времени. Единовременные затраты (инвестиции на маркетинговые исследования и организационный проект перехода на производство нового электродвигателя для выпускаемого товара осуществлены в году t, расчётный год и внедрения мероприятия - год (t + 1), мероприятие будет действовать в течение [(t + 1)…(t + 3)] годов. Размеры единовременных и текущих затрат по альтернативным вариантам неодинаковы. Поэтому необходимо единовременные затраты приводить к году (t + 1) (расчётному) путём их увеличения на коэффициент дисконтирования, а текущие затраты на комплектующие, которые будут поставляться в году (t + 2) и году (t + 3), - путём уменьшения на коэффициент накопления;
Фактору качества комплектующего изделия (электродвигателя) для товара;
Фактору качества изготовления товара, влияющему напрямую на величину потерь от брака;
Фактору объёма продаж;
Уровню освоенности электродвигателей в серийном производстве. Поскольку эти электродвигатели в годы поставки [(t + 1)…(t + 3)] уже освоены в серийном производстве, то можно ожидать, что в эти годы цена электродвигателей по вариантам 2 и 3 уменьшится на коэффициент освоенности, т.е. цену электродвигателя. Например, по варианту 2 в годах
[(t + 1)…(t + 3)] экономию по фактору освоенности следует уменьшить на коэффициент 1,1. За счёт инфляции цена ежегодно будет повышаться на коэффициент, равный 1,08;
Фактору условий поставок комплектующих;
Сложности маркетинговых исследований рынка электродвигателей: по этому фактору наиболее неопределённым является вариант 2, так как у изготовителя электродвигателей по этому варианту наименьший коэффициент финансовой надёжности ( расчёт этого коэффициента здесь не приводится).
Вопрос №44 Принятие супероптимального решения
Принятие супероптимального решения. Оптимальными решениями являются те, которые наилучшим образом удовлетворяют заданным критериям для достижения намеченных целей, при условии, что все заинтересованные стороны достигают запланированных результатов. Обычно на уровне одной организации или ее подразделений отсутствует противоречие целей. Однако бывает, что в систему организационных, экономических и технологических целей вторгаются политические, социальные и иные цели. Супероптимальное решение (СОР) -- набор мероприятий, одновременно и наилучшим образом обеспечивающий достижение двух отдельных групп целей: либеральных и консервативных. Супероптимальное решение представляет собой такое решение, которое превосходит то, которое обычно считалось наилучшим для проблем данного типа.
Существуют следующие способы разработки СОР:
ориентация на более крупные цели, включение в перечень целей, связанных с международными программами устойчивого развития, создания информационных технологий, что обусловливает новое качество глобального мышления и информационного пространства;
разработка мероприятий, при которых преимущества одной стороны по результатам переговоров не потребуют убытков для другой;
привлечение к переговорам заинтересованных партнеров;
поиск общих черт в диаметрально противоположных, но не взаимоисключающих проблемах.
При формировании СОР часто используются дискуссии. При обсуждении противоположных точек зрения нельзя спорить и доказывать свою правоту, так как в спорах обычно рождается вражда, но не истина. Споры заменяют следующими приемами ведения беседы:
принимают точку зрения собеседника, а затем доводят ее до абсурда, чтобы он сам понял ее несостоятельность;
находят приемлемые аспекты точки зрения оппонента, развивают их и убеждают собеседника в том, что именно они и представляют ценность;
пропускают обсуждение идеи "противника" и сразу переходят к обоснованию своих взглядов, наглядно показывают их преимущества.
Вопрос №45 Основные формы подготовки и реализации управленческих решений
Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами. К формам разработки управленческих решений относят [5, 55]: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию, договор, соглашение, план, контракт, оферту, положение, правила, модель.
Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона, например Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», Указ губернатора Ростовской области «О регламенте Администрации Ростовской области».
Указание — решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление