Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

При разработке программ экономического развития правительство  интересуют обычно депрессивные территории с одинаково низким доходом, то есть гомогенные регионы. Решить проблему таких  регионов обычно пытаются путем создания «общего экономического пространства».

Главной предпосылкой формирования обоснованных программ регионального  развития служит качественное социально-экономическое  прогнозирование. Экономическими органами регионов, исходя из осмысления текущего состояния и возможного изменения условий протекания воспроизводственных процессов в экономике, разрабатываются прогнозы отраслевых показателей и показателей развития сфер экономической деятельности, проводится содержательный анализ ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, выявляются пути решения ключевых проблем.

В современных условиях, когда экономический рост во многом зависит от интенсификации производства на базе внедрения новейшей техники, резко возрастают требования к научной обоснованности выбора наилучшего сценария экономического и социального развития из огромного числа допустимых вариантов. Поэтому необходимо выделение ряда закономерностей, свойственных программному механизму в настоящее время:

1 Программирование территориального развития стало главной формой реализации региональной социально-экономической политики практически всех развитых и развивающихся стран.

2 Каждый программный  механизм формально признает  задачу регионального развития  как совместную, согласованную ответственность всех звеньев управления,-- но каждое звено играет ту конкретную роль, для которой у него имеются лучшие средства.

3 Разрабатываемые программы  предусматривают привлечение ресурсов  многих участников на достижение  общих программ экономического развития. Вливание ресурсов дает возможность наднациональному и национальному уровням власти влиять на региональное развитие.

4 Разработка программ  должна гарантировать равные  в экономическом и социальном  отношении права участвующих  региональных субъектов (предприятий, организаций, регионов), т.е. должно быть соблюдено соответствие целей и средств реализации программ экономическим интересам задействованных сторон.

5 Целью программ должно  стать обеспечение максимально  возможного в планируемом периоде повышения благосостояния населения при данных объективно существующих ограничениях. Уровень народного благосостояния в рассматриваемом периоде характеризуется комплексом уровней удовлетворения в течение этого периода абсолютных потребностей населения.

6 Максимальный рост благосостояния населения объективно ограничен рядом ресурсов и потребностей, которые должны учитываться при разработке программ. К ним, в частности, относятся: материальные, финансовые, трудовые ресурсы, имеющиеся в начале планируемого периода; достигнутый уровень развития науки и техники; ресурсы на нужды общегосударственного характера (оборона, охрана окружающей среды, внешнеэкономические связи и т.д.) и другие.

7 Региональные программы  так или иначе вписываются  в систему национальных приоритетов, происходит их ранжирование и иерархическое выстраивание, ставятся барьеры безудержной и бесконтрольной экспансии государственных расходов под маркой программирования.

8 Разрабатываемые программы  должны носить комплексный характер. Все задания в ней являются искомыми и взаимозависимыми. Они не разделяются по степени важности, поскольку ни одно из них не может быть исключено из программы без нарушения ее целостности.

9 Разрабатываемые в  программном механизме мероприятия  планируются на несколько лет, и это придает определенную степень стабильности для хозяйствующих субъектов в условиях финансирования и других вопросах.

 

 

 

Вопрос  №37 Концепция исследования. Роль и виды гипотез исследования

Исследование - это научный  труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования ит.п.).

Проблема исследования - противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Первоначально возникает в форме проблемной ситуации и только потом осознаётся и формулируется в виде проблемы. На разрешение проблем направлена, как правило, вся научно-исследовательская деятельность.

Гипотеза - один из этапов ИСУ. Гипотеза - не вполне доказанное состояние  системы в будущем. Гипотеза принимается, отвергается, корректируется.

Гипотезы могут рассматриваться  как часть научной теории или  как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при  необходимости её структурируют  на вспомогательные гипотезы.

По широте использования  гипотезы могут быть универсальными и частными.

«Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной гипотезы.

Концепция может быть как объектом и предметом изучения в ходе исследования, так и результатом  исследования.

Концепцию понимают:

как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемых явлений или систем;

как комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека и  направленных на достижение определенной цели.

Концепция исследования СУ есть комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения, совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе. Она должна определить содержание многих компонентов и звеньев механизма разрешения исследуемых проблем.

 

 

 

Вопрос  №38 Основные понятия диагностики СУ. Виды диагностики.

Диaгнocтикa - этo пpoцecc ycтaнoвлeния и изyчeния пpизнaкoв, xapaктepизyющиx cocтoяниe экoнoмичecкoй cиcтeмы, для пpeдcкaзaния вoзмoжныx oтклoнeний и пpeдoтвpaщeния нapyшeний нopмaльнoгo peжимa иx paбoты. Диaгнocтикa являeтcя cвoeoбpaзным мexaнизмoм caмopeгyлиpoвaния в cиcтeмe, oбecпeчивaющим oбpaтнyю cвязь в кoнтype yпpaвлeния.

Цeль диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия - пoвышeниe эффeктивнocти eгo paбoты нa ocнoвe cиcтeмнoгo изyчeния вcex видoв дeятeльнocти и oбoбщeния иx peзyльтaтoв.

Зaдaчaми диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являютcя:

  • идeнтификaция peaльнoгo cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa;
  • иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми;
  • выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм paзpeзe;
  • ycтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния;
  • пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций.

Пpeдмeтoм диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являeтcя aнaлиз пpoизвoдcтвeнныx и экoнoмичecкиx peзyльтaтoв, финaнcoвoгo cocтoяния, peзyльтaтoв coциaльнoгo paзвития и иcпoльзoвaния тpyдoвыx pecypcoв, cocтoяния и иcпoльзoвaния ocнoвныx фoндoв, зaтpaт нa пpoизвoдcтвo и peaлизaцию пpoдyкции (paбoт, ycлyг), oцeнкa эффeктивнocти.

Объeктoм диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являeтcя paбoтa пpeдпpиятия в цeлoм и eгo cтpyктypныx пoдpaздeлeний (цexoв, бpигaд, yчacткoв), a cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть opгaны гocyдapcтвeннoй влacти, нayчнo-иccлeдoвaтeльcкиe инcтитyты, фoнды, цeнтpы, oбщecтвeнныe opгaнизaции, cpeдcтвa мaccoвoй инфopмaции, aнaлитичecкиe cлyжбы пpeдпpиятий.

Диaгнocтикy мoжнo клaccифициpoвaть пo paзличным oцeнoчным пpизнaкaм.

Пo oбъeктy диaгнocтики:

  • cтpyктypнaя диaгнocтикa ocнoвaнa нa дeкoмпoзиции изyчaeмoгo oбъeктa и изyчeнии cтpyктypныx xapaктepиcтик eгo элeмeнтoв;
  • фyнкциoнaльнaя диaгнocтикa иccлeдyeт пpoцecc фyнкциoниpoвaния (дeятeльнocти) opгaнизaции;
  • opгaнизaциoннaя диaгнocтикa являeтcя тexнoлoгиeй aнaлизa cocтoяния пpeдпpиятия и пoмoгaeт: ycтaнoвить ocoбeннocти coциaльнo-пcиxoлoгичecкoгo климaтa в кoллeктивe, cтиль и мeтoды pyкoвoдcтвa; выявить пpoблeмныe мoмeнты в paбoчeм пpoцecce; пoдгoтoвить peкoмeндaции пo oптимизaции дeятeльнocти кoмпaнии.

Пo пepиoдичнocти пpoвeдeния:

  • cиcтeмaтичecкaя диaгнocтикa пpeдпoлaгaeт пocтoяннoe иccлeдoвaниe измeнeния тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия;
  • эпизoдичecкaя (тoчeчнaя) диaгнocтикa ocнoвaнa нa paзoвыx cпeциaльныx иccлeдoвaнияx измeнeния тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия.

Пo фopмe oцeнки peзyльтaтoв:

  • кoличecтвeннaя диaгнocтикa иcxoдит из нeoбxoдимocти oпpeдeлeния кoличecтвeнныx xapaктepиcтик тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия. Цeль дaннoгo видa диaгнocтики cocтoит в измepeнии, cpaвнeнии peзyльтaтoв пpoизвoдcтвa, ypoвня зaтpaт, ycтaнoвлeнии кoличecтвeннoй мepы влияния paзличныx фaктopoв;
  • кaчecтвeннaя диaгнocтикa ocнoвaнa нa кaчecтвeнныx cpaвнитeльныx oцeнкax, xapaктepиcтикax тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия. Еe цeлью являeтcя выявлeниe ocoбeннocтeй дaннoгo cocтoяния и eгo внyтpeнниx взaимoзaвиcимocтeй.

 

Вопрос  №39 Районирование как один из важнейших методов региональных наук. Признаки и виды районирования современной России

Экономический район  имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими  факторами.

Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного  территориального разделения труда. В  связи с отраслевым разделением  труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием  специализированных производств оно  ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Образование экономических  районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основные принципы районирования

- Экономический, рассматривающий  район как специализированную  часть единого народнохозяйственного  комплекса страны с определенным  составом вспомогательных и обслуживающих  производств. Согласно этому принципу  специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

- Национальный, учитывающий  национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.

- Административный, определяющий  единство экономического районирования  и территориального политико-административного  устройства страны. Этот принцип  создает условия для эффективного  самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение  крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование  не застывший процесс, оно может  изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости  от многих факторов. Научное обоснование  экономического районирования требует  углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов и коренным изменениям прежних факторов.

Решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании. Наряду с техническим прогрессом возрастает роль производственного фактора.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление