Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Вернемся к  предыдущему примеру. Вместо региона  В введем в рассмотрение регион С, где издержки выше, чем в регионе А,по обоим товарам.

Товары

Затраты труда  на производство единицы

продукта в  регионе

А

С

Металл

5

6

Хлеб

1

2


Если придерживаться принципа А. Смита, то торговля региона  А с регионом С бессмысленна ("там  все дороже"), а для региона С с регионом А безнадежна ("нашу дорогую продукцию не купят"). На самом деле это не так.

Сохраним все  прежние условия по региону А. Регион С при изолированном развитии производит и потребляет 0,4 ед. металла  и 3,8 ед. хлеба, он также располагает 10 ед. трудовых ресурсов.

Замечаем, что  регионы А и С имеют существенно  разные соотношения издержек. В регионе  А металл дороже хлеба в 5 раз, а  в регионе С — только в 3 раза. Таким образом, регион А имеет  относительное (и абсолютное) преимущество по производству хлеба, а регион С — относительное (но не абсолютное) преимущество по производству металла. На использовании относительных преимуществ основаны рациональная специализация регионов и межрегиональная торговля.

Допустим, что  в условиях разделения труда регион А будет производить 10 ед. хлеба, а регион С — 12/з ед. металла (10 : 6 = 12/з). Существует множество вариантов обмена, при которых оба региона, безусловно, выигрывают в том смысле, что могут увеличить внутреннее потребление обоих товаров по сравнению с автаркической ситуацией. Например:

Bариант 1. Регион  А вывозит 4,6 ед. хлеба, регион  С — 12/9 ед. металла. В регионе А потребление составит: металла — 12/9 (+2/9), хлеба — 5,4 (+0,4). В регионе С потребление составит: металла — 4/9[+ 0,04 (4)], хлеба — 4,6 (+0,8);

Bариант 2. Регион  А вывозит 4,8 ед. хлеба, регион  С — 12/9 металла. Тогда потребление в регионе А:металла — 12/9 (+1/9), хлеба — 5,2 (+0,2). Потребление в регионе С: металла — 5/9[+0,15 (5)], хлеба — 4,8 (+1,0).

Отметим, что  обмен по ценам, пропорциональным региональным трудовым издержкам (6 : I),невыгоден для региона А. При таких ценах он в результате обмена не может получить выигрыш в потреблении по обоим продуктам.

Из анализа, проведенного Д. Рикардо, следуют два вывода:

выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных регионах различны;

производство  и потребление всех товаров может  быть увеличено, если регионы будут  специализироваться на производстве и  торговле теми товарами, по которым они обладают сравнительными преимуществами.

К сожалению, имеется  масса свидетельств того, что обыденное  экономическое мышление по-прежнему тяготеет к представлениям А. Смита, но не Д. Рикардо.

Теория Хекшера — Олина

В теориях А. Смита и Д. Рикардо главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и обмена, являются трудовые издержки. В 30-х годах XX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение соотношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.). Их основные теоретические положения сводятся к следующему:

страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов;

в международной (межрегиональной) торговле при соответствующих  условиях осуществляется тенденция  выравнивания факторных цен;

вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением факторов производства.

Хекшер и Олин обосновывали целесообразность либерализации  не только торговли, но и международного (межрегионального) перемещения факторов производства. Отметим снова, что  в приведенных постулатах и выводах  отсутствует какая-либо международная  специфика. Эта теория находится полностью в рамках условий межрегиональных отношений, тем более что по сравнению с товарообменом перемещение труда и капитала между регионами одной страны встречает гораздо меньше препятствий, чем между разными странами.

Из выводов  Хекшера и Олина следует, что отсталые или развивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализироваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции. Заметим, что земля и другие естественные ресурсы являются немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их использования.

 

Вопрос  №36 Социально-экономический комплекс региона: формирование и функционирование

Региональные концепции  развития являются в настоящее время  самым динамичным участком теоретических  исследований в экономике. Цель этих исследований - разработать комплексный  механизм решения проблем регионального  развития, включающий в себя выравнивание уровней отдельных регионов, создание межрегиональных производственных комплексов, эффективное использование внутренних ресурсов региона.

Классификация региональных программ (по данным Института макроэкономики):

1 Уровень значимости: межгосударственные, государственные(федеральные), собственно региональные.

2 Территориальная принадлежность: республиканские, краевые, областные,  краевые, автономные образования.

3 Функциональная ориентация: научно-технические (инновационные), социально-экономические, производственно-технические, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологические).

4 Содержание решаемых  проблем (основные назначение): полное  и эффективное использование  производственного потенциала; формирование  ТПК; сглаживание порегиональных различий по показателям уровня развития и условий жизни; создание новых производств и рабочих мест.

5 Масштабность программной  проблемы: комплексные (многоаспектные), узкоспециализированные (моноцелевые).

6 Отраслевая локализация:  межотраслевые, отраслевые, подотраслевые.

7 Характер возникновения  проблемы: планово-прогнозные, экстренные, конъюнктурные.

8 Период действия: долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), краткосрочные (до 1 года).

9 Источник финансирования: централизованно финансируемые, финансируемые из средств местного бюджета, прочие источники финансирования, смешанное финансирование.

10 Эффективность финансирования: самоокупаемые, дотируемые.

11 Временной аспект  реализации проблемы: перманентные, ограниченные во времени (разовые).

12 Приоритетность: первоочередные, временноотложенные.

13 Включение внешних  связей: внутренние, внешние.

14 Статус: государственная,  межгосударственная; самостоятельная  (местная).

С одной стороны, каждый регион занимает определенное место  в системе общественного разделения труда и должен быть нацелен на реализацию общегосударственной стратегии развития, а с другой - разработка эффективной государственной стратегии должна осуществляться исходя как из первоначальной оценки потенциала и перспектив развития регионов, так и из возможностей формирования межрегиональных научно-производственных комплексов. Это позволит решить задачи укрепления экономической целостности страны, снижения степени дифференциации регионов по уровню развития, ускорения межрегиональной интеграции и одновременно создать условия для реализации потенциалов развития отдельных регионов. К числу наиболее успешных программ такого рода следует отнести федеральные целевые программы «Дальний Восток», «Калининград», «Юг России».

Возможно, такой путь построения государственных программ экономического развития представляется более сложным, но затраты времени и средств компенсируются открывающимися возможностями наиболее полного использования квалифицированных кадров на местах, ресурсов региона, совершенствования отраслевой структуры экономики на региональном и, как следствие, на общегосударственном уровне. Благодаря разработке индивидуальных программ отдельных субъектов РФ и их последующей интеграции в общегосударственные появляется также реальная возможность более широкого и детального информационного охвата сложившейся ситуации, получения преимуществ четкой и взаимосвязанной системы государственного программирования.

Разработка регионального  аспекта в ходе государственного программирования должна включать шесть этапов:

1-й этап: определяется  базовый ресурсный потенциал,  сложившийся под влиянием как  природно-климатических факторов, так  и в результате проведенных  политических, социальных и экономических  преобразований. Рассматриваются данные  о природных, трудовых, инвестиционных

ресурсах, а также инновационный  потенциал анализируемого субъекта.

2-й этап: выделяются  приоритетные отрасли региона,  составляющие его специализацию,  рассматривается их место и  роль в социально-экономическом  развитии на региональном и общегосударственном уровнях.

3-й этап: анализируется  уровень развития отраслей специализации,  их доля в экспортно-импортных  операциях, численность занятого  трудоспособного населения, влияние  на социально-экономическое положение  региона и формирование его рыночной инфраструктуры.

4-й этап: в случае  если отрасль специализации не  является единственной, но в ней  занято около 50 % всех трудовых  ресурсов региона, целесообразно  разработать программу поддержки  отрасли в финансовой и научно-технической области, а в случае узкой специализации экономически важно развивать другие направления отраслевой структуры, что позволит не только расширить возможности региона, но и избежать структурного кризиса, тотальной безработицы и, как результат, падения социально-экономического уровня субъекта.

5-й этап: на основе  обработки полученных на предыдущих  этапах данных разрабатывается  программа социально-экономического  развития субъекта, предусматривающая  привлечение как государственных,  так и частных капиталовложений.

6-й этап: определяются  механизм и инструментарий реализации  региональной программы развития.

Применительно к региону  речь идет о четырех этапах создания условий его устойчивого развития и экономического роста.

1. Преодоление недооценки  перспектив экономического развития региона отечественными и иностранными инвесторами. Такая ситуация возникает в случае, когда власти региона уделяют недостаточно внимания пропаганде его достижений и возможностей.

2. Повышение привлекательности  региона за счет реализации  внутрирегиональных программ реформирования. Такие программы могут, например, включать:

· проведение мер по минимизации  бюджетных расходов и предоставлению на этой основе налоговых льгот наиболее выгодным инвесторам;

· анализ структуры хозяйственного комплекса региона и выделение в нем экономически полезных (производящих положительную добавленную стоимость) и экономически вредных (производящих отрицательную добавленную стоимость) предприятий с целью последующего принятия мер по быстрейшей реструктуризации или ликвидации последних;

· анализ сильных и  слабых сторон хозяйственного комплекса  региона, а также возможностей и  угроз его развитию, создаваемых  внешней средой (SWOT-анализ), с тем  чтобы на этой базе найти реальные схемы формирования в регионе  «кластеров развития» или групп взаимодополняющих предприятий, способных совместно производить конкурентоспособную продукцию;

· осуществление мер  по повышению информационной прозрачности региона для деловых партнеров, заинтересованных предприятий и  инвесторов;

· ускорение подготовки и переподготовки управленческих кадров для региона.

Улучшение условий для  развития региона за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Оптимизация бюджетной  системы региона и его подготовка к привлечению средств на инфраструктурные проекты с помощью инструментов денежного рынка.

Развитие инфраструктуры региона значительно повышает его  привлекательность для инвесторов и создает основу для притока  в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и регионального бюджета.

Каждый регион в силу специфичности природных, экономических  и социальных условий обладает собственными экономическими интересами, понимаемыми  как совокупность экономических интересов населения, проживающего на его территории. Они выражают сложную, многоуровневую систему экономических отношений, в которые вступает регион (как субъект) с другими субъектами внутри и вне региональной системы по поводу удовлетворения потребностей функционирования и развития всех субъектов Федерации.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление