Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Центробежная  тенденция выражается в аккумулировании  средств внутри региона и направлена на уменьшение зависимости от помощи центра в экономическом и политическом смысле. Для нормальных условий экономического развития, для уровня, близкого к равновесию, экономическая политика центра с регионом может предусматривать чередование периодов господства то центробежных, то центростремительных тенденций, давая таким образом в одни периоды возможность быстрого форсированного развития центру (или другим регионам), а в другие – отдельному региону.

Такой механизм позволит всякий раз сосредоточивать  внимание на том варианте социально-экономического развития единого экономического пространства, который в наибольшей степени созрел для прорывного скачка в развитии инновационных технологий и снижении издержек производства.

Следует отличать цели региональной политики от целей развития единого народного хозяйства. Основными инструментами реализации этих целей выступают региональные планы, программы и прогнозы. Комплексные планы и программы развития региона обязательно содержат три группы целей, реализующих важнейшие стороны жизнедеятельности любого регионального образования: социально-экономические, хозяйственные и ресурсно-экологические. Основой их формирования выступают прогнозы по соответствующим направлениям. Ведущую роль в определении путей развития и средств реализации региональных планов и программ играют глобальные прогнозы развития национального хозяйства и направлений научно-технического прогресса, так как хозяйство любого региона представляет собой открытую систему для проникновения продукции, капиталов, рабочей силы и информации.

Основная цель развития региона заключается в создании условий для реализации существующих долговременных позитивных факторов развития субъектов Федерации. Эти условия призваны конкретизировать в случае региона общую цель государства, которая провозглашена как в Конституции, так и в последнем послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней, а также эффективный метод воздействия на экономику. 
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и региональные. 
Региональные программы бывают узкоспециализированные (отраслевые) и комплексные. Узкоспециализированные программы разрабатываются в составе целевых федеральных программ и могут касаться одной отрасли производственного или социального развития в регионе. В комплексные программы социально-экономического развития региона включаются все узкоспециализированные программы. Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №34 Роль природных ресурсов в развитии социально-экономического региона

 

Природные ресурсы и  их основная часть – минеральные ресурсы – база и основа человеческой цивилизации на всех фазах ее развития. Человек может черпать нужные ему ресурсы только из природной среды. Несомненно, развитие технологии, изменение экономической ситуации иногда радикально меняют направления, формы и масштабы использования природных ресурсов и формируют растущий фонд вторичных (производственных от них ресурсов, созданных уже трудом человека. Но все же первоисточником современного материального и энергетического потенциала человеческого общества остаются природные – в значительной мере минеральные – ресурсы Земли.

Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание  определяют природно-ресурсный потенциал  территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития. Классификация природных ресурсов

Залежи полезных ископаемых имеют различную степень изученности  и различную степень точности оценки. В зависимости от степени разведанности запасы России подразделяются на четыре категории: A, D, C1, C2: A – это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; B и C1 – запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; C2 – запасы, оцененные предварительно. Кроме запасов этих категорий, которые подсчитываются обычно по отдельным месторождениям, выделяются прогнозные запасы (т.е. предполагаемые, неизученные) для оценки потенциальных возможностей новых рудных зон или районов, бассейнов и перспективных территорий. Суммарные запасы полезных ископаемых района, бассейна, республики или страны в целом (т.е. все запасы, изученные или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общие геологические запасы.

С развитием научно-технического прогресса роль природных ресурсов в жизни общества не ослабевает. Прежде всего, в связи с ростом потребностей населения и производствам из природы извлекаются все большие массы первичного сырья. Значимость тех или иных элементов природы для общественного производства не остается неизменной. Если в XVIII в. природную основу хозяйства составляли обрабатываемые земли и лес, то в XIX в. на первое место вышли каменный уголь и железная руда. К середине XX в. неизмеримо возросла роль нефти, природного газа, цветных металлов. В настоящее время все большую ценность приобретают ресурсы пресной воды, нетронутые ландшафты, пригодные для отдыха населения, участки земли для размещения нового строительства и земледелия, ресурсы атомного сырья и редких металлов.

На современном уровне развития производительных сил специализация  и хозяйственный комплекс регионов зависят прежде всего от наличия  минерального сырья и топлива, гидоэнергоресурсов, а также биологических ресурсов.

Основу минерально-сырьевой базы Республика Калмыкия составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, конденсат), строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), пресные и минеральные подземные воды, агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты), бишофитное сырье и другие.  
Впервые комплексное геологическое картирование территории республики с составлением карт геологической, гидрогеологической, геоморфологической, полезных ископаемых было проведено в 1960 году. Были выделены запасы нефти и газа на юго-востоке территории и западной части республики, запасы йодо-бромных вод, поваренной и калийной соли - на севере.

Калмыкия относится  к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной  территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. 
Начальные ресурсы Республики оцениваются в 2,81 млрд тонн нефти и газа. Но при этом разведана только малая ее часть, всего около 3% от всех ресурсов. В Калмыкии имеются 40 месторождений нефти и газа с общими запасами 64 млн тонн, при этом остаточные извлекаемые запасы — менее 10 млн тонн, что на порядок ниже, чем в соседних регионах. То есть реальные возможности по добыче нефти и газа у нас ограничены. Все месторождения Калмыкии — мелкие и находятся на последних стадиях разработки, т.е. 70 и более процентов запасов выработаны и добыча падает. Без открытий новых месторождений и прироста запасов по имеющимся рост добычи весьма затруднителен.

 

Вопрос  №35 Условия и факторы межрегиональной торговли

Теоретические принципы производственной специализации  регионов и межрегиональной торговли формально (понятийно, терминологически) были впервые выведены в рамках теорий международных экономических отношений, т.е. международниками а не регионалистами. В связи с этим необходимо назвать классиков английской политической экономики А. Смита и Д. Рикардо и шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина. Почему же полученные ими научные результаты правомерно относят к теоретическим основам региональной экономики? В гл. 1 мы отмечали наличие многих общих черт и проблем в межрегиональном и международном разделении труда, в межрегиональной и международной торговле, однако имеются и качественные различия.

Межрегиональное разделение труда и международная  торговля — процессы, происходящие в рамках различных частей одной национальной зоны свободной торговли, одной таможенной территории, одной валютной системы, одного национального рынка труда и капитала. В межрегиональной торговле, как правило, отсутствуют административные, таможенные, политические, языковые и другие барьеры, в той или иной степени сохраняющиеся в международных экономических отношениях, несмотря на превалирующую тенденцию либерализации и глобализации.

Основные выводы международных теорий Смита — Рикардо и Хекшера — Олина получены в системе постулатов межрегиональных отношений, несмотря на то, что их авторы в своих поясняющих ситуациях упоминают об Англии, Шотландии, Португалии и приводят другие международные примеры. Безусловно, выводы, о которых идет речь, применимы и к международным отношениям (в большей степени это касается валютных и торговых союзов, общих рынков), но они требуют дополнений и корректировок, учитывающих специфику именно международных отношений (включение валютных, таможенных, институциональных и других условий). Б. Олин, лауреат Нобелевской премии, свою главную работу назвал "Межрегиональная и международная торговля" (1933 г.), подчеркивая общность и различия двух типов торговли.

Теория абсолютных и сравнительных преимуществ  Смита — Рикардо

Названные классики политической экономии были идеологами свободной торговли (фритредерства), противостоящими сторонникам экономического меркантилизма. В этом отношении  они, безусловно, родственны всем теоретикам региональной экономики. Международная (межрегиональная) торговля — способ получения выгоды для каждого участника. Международное разделение труда, полагал А. Смит, целесообразно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна (имеется в виду регион). Каждая страна (регион) должна специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным преимуществом. Если она сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства товаров, по которым страна (регион) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах (регионах).

Рассмотрим условную ситуацию, когда два региона (А  и В) производят два продукта (металл и хлеб) с разными трудовыми затратами.

В каждом регионе  имеется по 10 единиц трудовых ресурсов, которые являются единственным ограничивающим фактором. При изолированном (автаркическом) функционировании регионы могут  производить продукты в разных соотношениях, сообразуясь со своими внутренними потребностями. В частности, регион А может произвести 1 ед. металла и 5 ед. хлеба, регион В — 0,5 ед. металла и 4 ед. хлеба. Оба региона при этом полностью используют свои трудовые ресурсы.

Товары

Затраты труда  на производство единицы

продукта в  регионе

А

В

Металл

5

4

Хлеб

1

2


Исходя из принципа абсолютных преимуществ региону  А целесообразно специализироваться на производстве хлеба (разница издержек 1 - 2 = - 1), а региону В — на производстве металла (разница издержек 4 - 5 = - 1). Тогда регион А сможет произвести 10 ед. хлеба, а регион В — 2,5 ед. металла. При этом возникает множество вариантов обмена.

Допустим, оба  региона намерены в результате специализации  и обмена увеличить потребление  обоих продуктов по сравнению с изолированным развитием. Пусть регион А из произведенных 10 ед. желает 5,2 ед. использовать внутри региона, а 4,8 ед. продать в обмен на металл. Регион В намерен из 2,5 ед. металла использовать у себя 1,3 ед., а 1,2 ед. обменять на хлеб. Очевидно, здесь возникает вопрос о ценах обмена. Один из компромиссов — справедливые цены, пропорциональные трудовым затратам на производство металла и хлеба, т.е. 4:1. В этом случае предлагаемые на продажу регионом А 4,8 ед. хлеба эквивалентны 1,2 ед. металла, предлагаемых регионом В.

В итоге в  регионе А потребление составит: 1,2 ед. металла (+0,2) и 5,2 ед. хлеба (+0,2), в  регионе В — 1,3 ед. металла (+0,8) и 4,8 ед. хлеба (+0,8). Существует достаточно широкий  диапазон цен обмена, позволяющий  обоим регионам получить выгоду от торговли.

Д. Рикардо продвинулся  в теории существенно дальше А. Смита. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря игре, на разнице издержек.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление