Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
Развивая данную теорию, Д. Роулз характеризует блага как "то, чего хотят люди, будучи свободными и равными гражданами, а также нормальными членами общества, сотрудничающими всю жизнь". Эта теория позволяет выделить особую группу благ - общественные блага, как блага "высшего" порядка, опосредованно удовлетворяющих либо все человеческие потребности (выживание, безопасность, материальная удовлетворенность, статус и положение в обществе, оценка собственной значимости и моральная удовлетворенность) либо отдельные ее виды. Наиболее заметная традиция экономической науки девятнадцатого века - британская традиция laisser-faire - ограничивала теорию общественных благ. Фактом является то, что большинство наиболее известных экономистов перечисляли функции, которые, как они считали, должно представлять государство. Этот общий список включал, по крайней мере, обеспечение национальной безопасности, законности и правопорядка. Однако они не пояснили, какие общие черты заключены в этих функциях государства. В логике теории Маркса и Энгельса государство не может обеспечивать общественные блага, так как признается первичность классовых интересов и их доминирующее влияние на жизнь общества и политику государства. В целом государство выступает как инструмент, посредством которого господствующий класс управляет другим угнетенным классом. В капиталистический период истории государство является "исполнительным комитетом буржуазии": оно защищает собственность капиталистического класса и проводит политику, в которой заинтересована буржуазия. "Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого". Таким образом, согласно марксистской экономической теории, блага, производимые государством, не могут быть использованы приоритетно в интересах отдельной личности, а только в интересах определенного класса. Такое положение может иметь и имело отрицательные последствия в форме подавления интересов личности вплоть до репрессий. Современные экономисты, развивая принципы неоклассики, провозглашают первичными индивидуальные интересы (индивидуальные потребности). Многие из них поддерживают минималистский подход к функциям государства - laisser-faire (оправдание существования государства в рамках "ночного сторожа"). В качестве примера такого подхода можно привести работу Нозика, чьи воззрения подытожены во введении к "Анархии, государству и утопии": "минимальное государство, сведенное к узким функциям защиты против насилия, воровства, мошенничества, к инфорсменту контрактов и т.д., оправдано; более экстенсивное по функциям государство неизбежно нарушит право личности не быть принужденным к выполнению определенных вещей, оно неоправданно". Можно отметить: почему более широкое предоставление общественных благ в обстоятельствах, когда это способствует повышению благосостояния по Парето, непозволительно?
Исследование общественных товаров экономистами на основе предельного анализа позволило выделить два существенных свойства этих благ. Экономисты используют концепцию общественных товаров и услуг, чтобы обозначить класс товаров и услуг, где выгоды коллективны и доступны для всего общества, а не отдельного индивидуума или частного лица. При такой форме осмысления "чистый" общественный товар, или продукт, имеет два признака. Общественный продукт создает атмосферу выгоды, которой могут наслаждаться все, общественные товары не соперничают при использовании. Первый признак - несоперничество или неконкурентность в потреблении. Польза от общественного продукта одного потребителя не преуменьшает способность другого извлечь выгоду. "Неконкурентные товары доступны каждому, что не отражается на возможности потребления их отдельными лицами". Этот признак экономически объясняется так: для большинства товаров, которые производятся в частном секторе, предельные издержки производства большого объема благ положительны. Но для таких товаров как общественные блага дополнительное потребление не увеличивает издержек. Таким образом "товар является неконкурентным, если при любом заданном объеме его производства дополнительные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю". Второй признак состоит в том, что если товар или услуга обеспечивается вообще, нет никакой возможности отрицать "ее доступность любому человеку или требовать прямой платы за доступ". Второй признак - неисключаемостъ. "Товар является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или вовсе невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми товарами - ими можно пользоваться без прямой оплаты". Сложность осмысления категории "общественные блага" заключается в ряде причин. Во-первых, в экономике не встречается "чисто" общественных товаров. Во-вторых, отсутствие соперничества в использовании и неспособность перекрыть доступ или заставить платить услугой за услугу взаимосвязаны. Эти два основных используемых признака можно объединить одним понятием - общедоступность. "Общественным благом называют товар, который, став доступным для одних потребителей, становится практически доступным и для всех остальных". Не случайно именно доступность используется у Р. Нельсона в контексте признака неисключаемостии, Р. Пиндайка в контексте признака неконкурентности. В-третьих, доступность (или общедоступность) - "это вопрос степени, в обоих измерениях". Р.Нельсон, к сожалению, не указывает, что значит "вопрос степени в обоих измерениях". Видимо автор подразумевал такие степени измерения как пространство и время. Этот вопрос также может рассматриваться с точки зрения степени (предела) не исключаемости и степени (предела) неконкурентности. В-четвертых, сложность осмысления категории "общественные блага", заключенной в признаке неисключаемости. Характеристика неисключаемости общественного блага означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Взимание платы за использование конкретного блага невозможно, или другими словами, невозможно исключить из его пользования тех, кто не платил за него. Сложность состоит в том, что важно различать два качества понятия неисключаемость: исключение, относящееся к техническим возможностям; исключение с точки зрения экономической и социальной целесообразности. В целом с экономическим развитием государства (появлением новых технологий и ростом благосостояния) исключение с технической точки зрения не является невозможным. Таким образом, когда исключение не является технически невозможным, может быть все-таки принято решение о государственном обеспечении этого блага на основании второго, выделенного нами, качества неисключаемости.
Используя эти два качества понятия неисключаемости М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев выделяют смешанное благо как "технически возможное к исключению при определенной выгоде общества общественное благо". При этом они выделяют такие разновидности смешанного блага как перегружаемое общественное благо и клубное благо. Перегружаемое общественное благо В.В. Чекмарев определяет как неисключаемое до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, его перегрузка. (Понятие "пороговый уровень" аналогично понятию Аткинсона "определенный минимум предоставления общественных благ"). Для рассматриваемых смешанных благ можно построить оптимальную нелинейную функцию, где будет включена характеристика, "по которой не взимается никакой цены за потребление данного общественного блага в пределах определенного минимума". "Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления". Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами "чистого" общественного блага. (Доступ к нему всех членов общества бесплатен). За пределами этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. "Клубное" благо может использоваться совместно также лишь до определенного предела. Полезность "клубного" блага для каждого из его пользователей зависит от их численности, начиная с определенной величины, называемой границей несоперничества. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые причиняют друг другу потребители начинают нарастать.
Общественные блага возникали в различное время, можно проследить и хронологию их появления, при этом подтверждается один факт - развитие общественных благ шло одновременно с развитием государства. Не случайно П. Самуэльсон выделяет государственные или общественные блага, выражая тем самым их тождественность. В данную совокупность он включает товары и услуги, которые "мы (представители общества, граждане) потребляем коллективно, с помощью государства". Общественные блага - это блага, отражающие объективные экономические интересы и обладающие свойствами неисключаемостии конкурентности в силу закрепления данных свойств формальными институтами. Общественные блага удовлетворяют объективные потребности субъектов различных масштабов, поскольку общество - это "не масса независимых атомов, абсолютно не связанных органически друг с другом". Поэтому в отличие от производства частных благ, которые удовлетворяют частные потребности, производство общественных благ - это реализация общественных интересов разных уровней. У большинства авторов в роли классификационного признака системы общественных благ выступает территориальный охват полезного действия блага. На наш взгляд в этом случае явно недостаточно отражается межуровневая взаимосвязь интересов при производстве общественных благ и проявление индивидуального интереса на каждом уровне. В нашей классификации интерес отдельного индивида становится основой производства, направленного на удовлетворение потребностей конкретного человека. Глобальные общественные блага в связи с процессами глобализации, усиливающейся всеобщей взаимосвязи отражают планетарный межгосударственный уровень интересов. Мобилизация экономических средств требуется на производство таких благ, как: борьба с мировым терроризмом; защита окружающей среды обитания человека (в планетарном масштабе это, например, защита озонового слоя, борьба с планетарным потеплением, защита от падения на Землю космических тел (метеоритов) и др.); разработка методов лечения СПИДа. Такие проблемы можно решить только на данном уровне. Он характеризуется низким уровнем проявления индивидуального интереса, высокой неоднородностью интересов и низкой вероятностью прямого воздействия внешнего положительного эффекта при производстве данных благ. Вероятность прямого воздействия внешнего положительного эффекта зависит от того, насколько отдельный индивид считает производство данного блага целесообразным, выгодным для себя (пострадал он от терроризма или нет, болен он СПИДом или нет, и.т.д.); а также от вероятности реализации антиблага (такие данные можно получить в смежных науках). Потери же для человечества оказываются не просто огромными, а подчас невосполнимыми. Институционализация производства данных благ (правовое обеспечение и организации, управляющие производством) представлена международным правом, межправительственными и международными организациями. Вышесказанное определяет и уровень финансирования.
Национальные общественные блага обособляются на уровне государства. Национальные интересы в производстве данных благ оказываются зависимыми от интересов граждан страны, а также встроены в конкурирующую межгосударственную систему. Если при производстве глобальных благ страны объединяются на основе общих интересов, то при производстве национальных благ они конкурируют друг с другом. Для производства национальных благ требуется не только убеждение гражданина, но и принуждение (законная принудительная сила государства) вследствие недостаточно высокого проявления индивидуального интереса, неоднородности интересов. Потери от непроизводства общественных благ на данном уровне ограничиваются в большей степени потерями для отдельного государства. Обязанности государства по обеспечению данных благ прописаны, прежде всего, в Конституции, под защитой которой находится каждый гражданин. Одобрение положений Конституции всем многонациональным народом Российской Федерации дает право утверждать, что Конституция - это отражение интересов каждого гражданина России по поводу обеспечения как политических прав и свобод, так и экономических благ, потребляемых совместно. Локальные общественные блага. На данном уровне наиболее отчетливо проявляется противоречивая взаимосвязь интересов регионов, муниципальных образований (части) и государства (целого). Целостность государства предполагает значительную однородность в реализации интересов по производству общественных благ для всех территориальных образований. Местные органы власти, не нарушая целостности, также могут реализовывать интересы граждан отдельной территории в рамках своих финансовых и административных полномочий. В соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Конституцией, Федеративными и иными договорами разграничиваются предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Каждый край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой Устав, где закреплено производство местных общественных благ. Данный уровень производства общественных благ встроен в конкурентную межрегиональную систему. Региональный, местный уровень самоуправления напрямую связан с функционированием субъектов институциональной среды, поэтому могут быть найдены пути активизации индивидуального интереса при производстве общественных благ через воздействие на данные субъекты.
Групповые общественные блага - это блага, которые производят индивиды, объединяясь в неформальные союзы. (Могут быть выделены устойчивые группы (например, профсоюзы), которые формализовались через институты государства, имеющие долговременную динамику интересов, и неустойчивые группы (само объединение происходит ради производства единичного общественного блага). Данный уровень характеризуется высокой заинтересованностью индивида в производстве общественных благ, высокой однородностью интересов группы, высокой вероятностью воздействия внешнего положительного эффекта 100%). Потери локализуются на уровне членов группы. Неформальный лидер выполняет те же функции, что и государство при производстве общественных благ, только на другом уровне.
Таким образом, каждое из общественных благ образует особую распределительную сферу, внутри которой действуют особые критерии, но общие соглашения, заключенные между гражданами в обществе. Общие проблемы, потребности и интересы - причины воспроизводства общественных благ.
Вопрос №4 Основные направления реформирования межбюджетных отношений в РФ
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
В РФ бюджетный федерализм, как особая система межбюджетных отношений, начал развиваться с 1991 года, после образования РФ как самостоятельного государства. Бюджетный федерализм прошел несколько этапов.
Первый этап - 91-93 год. Этап стихийной децентрализации бюджетной системы.
В первый период развития бюджетной системы РФ не была создана законодательная база, которая устанавливала бы принципы и правила взаимоотношений между органами государственной и местной власти по распределению бюджетных средств. Это все привело к тому, что субъекты РФ начали проводить самостоятельную бюджетную политику и во взаимоотношениях с федеральным бюджетом появилась практика индивидуальных соглашений по объему финансовой помощи, передаваемой в региональные бюджеты.
Регулирующие доходы формировались также на основе индивидуальных нормативов для каждого субъекта РФ. В этот же период начался стихийный процесс распределения бюджетных полномочий. На региональный уровень были переданы функции по финансовой поддержке сельского хозяйства, финансирования капитального строительства, полномочия по социальной защите населения и финансированию образования. Все это привело к достаточно резкому увеличению расходов субъектов РФ. Сочетание такого увеличения расходов и индивидуальных форм финансовой помощи привело к тому, что органы власти субъектов РФ не были заинтересованы в поиске дополнительных собственных доходов, т.к. всегда можно было получить большой размер финансовой помощи из федерального бюджета, и в сокращении и оптимизации расходов.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление