Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
Концепция маркетинга, в соответствии с которой залогом достижения целей организации является правильное определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их удовлетворения более эффективным и продуктивным, чем у конкурентов, способом. Таким образом, эта концепция исходит из нужд потребителей и их суверенитета.
5. Концепция социально-
Вопрос №9 Общая характеристика социальной сферы
Сущность социальной
сферы Общество представляет собой
множество людей. Но это не простая
сумма отдельных индивидов. В
этом множестве возникают
2. Социальная общность и ее характеристики Что касается такого понятия, как социальная общность, то под ней в философии принято понимать объективно сложившиеся в обществе целостное образование людей, которому присущи общие коренные интересы и сфера деятельности, психологические характеристики и образ жизни, отношение к другим общностям. Эти группы являются исходными «единицами» социального пространства общества. А.Г. Спиркин Философия: Учебник - М: Гардарики, 2002. С.85. Класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т. д. -- это не что иное, как социальные общности. Поэтому нам представляется уместным начать анализ социальной жизни с общего определения социальной общности как таковой. «Общность, -- считают авторы «Философского энциклопедического словаря», -- совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие». Соглашаясь в целом с таким определением, рассмотрим подробнее характеристики социальной общности. Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием между людьми. Главный объединенный признак социальных общностей и групп - это общность потребностей и интересов определенных их объективным положением в обществе. Бучило Н Ф. , Чумаков А.Н. Философия: Учебн. Пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 312. Основа этой связи всегда объективна. Это могут быть и тип деятельности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических интересов, и место в производительных отношениях, и определенная территория, и другие параметры объективной общественной реальности. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе. Они возникают и функционируют в силу действия объективных законов. Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и ее признаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания. Природа этих сознательно-духовных факторов общности весьма разнообразна. Это могут быть общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т. д. и т. п. Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения и т. п. составляющих ее людей. Социальная общность воплощается в определенном сходстве, идентичности черт личностей, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании определенных социальных типов. В отечественной философии большое внимание идее социальной неоднородности было уделено П. Сорокиным. Свой исходный тезис П. Сорокин излагал так: «Любая организованная социальная группа всегда стратифицирована. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества». По мнению Сорокина, существует три формы социальной стратификации. Первая - профессиональная, т.е. деление людей по технологическому признаку (руководитель, подчиненные и др.). Вторая - это экономическое расслоение людей, т.е. неравенство в их доходах, уровне жизни. И третья форма расслоения - политическая стратификация, что означает неизбежное деление населения общества на правителей (элита) и управляемых (масса). Социальная стратификация - это естественная дифференциация населения общества на слои (страты), которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются права и привилегии, обязанности и ответственность, власть и влияние в обществе. Основы философии: Учебное пособие /Под.ред. Е.В. Попова-М.: Гуманит. Москва 1997. С.134. Так же изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Социальная общность проявляется далее в существовании определенной внутренней границы данной общности, ее качественной целостности, т. е. в определенном отделении данной группы от других объединений. Это может быть размежевание общностей как одного порядка, скажем, отделение класса от класса, так и разных порядков, скажем, разделение класса и народности и т. д. На этой почве складывается общность связей представителей данной общности с представителями других общностей, т. е. складываются устойчивые отношения между социальными общностями. И, наконец, социальная общность выражается в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.
Вопрос №10 Государство как социальный институт
На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству как "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие".
Сам термин "государство" впервые применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.
Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).
Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.
Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.
Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.
С точки зрения долженствования государство
- гарант уверенности граждан в обладании своей
Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.
Совокупная сущностная
характеристика государства включает
в себя: социальное назначение государства;
его организационную структуру; специфические возможности,
права и полномочия в сравнении с другими общественными
Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право государства употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность.
"К сожалению, россияне из
Ф.Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление