Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Концепция маркетинга, в соответствии с которой залогом достижения целей организации является правильное определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их удовлетворения более эффективным и продуктивным, чем у конкурентов, способом. Таким образом, эта концепция исходит из нужд потребителей и их суверенитета.

5. Концепция социально-этического  маркетинга, которая дополняет положения  предыдущей концепции такими  условиями, как одновременное  сохранение и укрепление благополучия  каждого потребителя и общества  в целом.

 

Вопрос  №9 Общая характеристика социальной сферы

Сущность социальной сферы Общество представляет собой  множество людей. Но это не простая  сумма отдельных индивидов. В  этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе, которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства.Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации, микросоциальной структуре общества -- первичных коллективах, семье и т. д. Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1: Учебник.-М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 90. Философское понятие социальной сферы фиксирует ту область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей, их интересами и, взаимоотношениями, ролью в общественной жизни. Каждому конкретно-историческому типу общества соответствует своя, специфическая социальная жизнь. Можно сказать, что социальная сфера жизни - это мир классов и слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных, половых и иных групп (общностей) людей, связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей и интересов, мотивов поведения и активности этих групп. Она предполагает определенный социальный строй в обществе, который можно определить как социальное пространство общественной жизни. Данная сфера имеет собственную структуру, т.е. совокупность элементов, каждый из которых имеет собственные характеристики и занимает определенное место в социальном пространстве. Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но, тем не менее, довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т. д. Большое теоретическое значение имеет и марксистский подход к исследованию социальной сферы общественной жизни. В его рамках принято исходить из тезиса о том, что объективным основанием социальной сферы является материальная (экономическая) жизнь общества. В.С. Горбачев Основы философии-курс лекций, изд. Центр ВЛАДОС. Москва 1998. С.45. С точки зрения марксизма, в социальной сфере зарождаются самые разнообразные интересы людей, которые затем находят свое проявление в политической, культурной, духовной жизни общества. Как уже отмечалось, общество, как и природа, представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития. Островский Э. В. Основы философских знаний: Учебное пособие.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 227. Чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого - это следующие свойства: самодеятельность; самоорганизация; саморазвитие; самодостаточность. Самодостаточность-это способность социальной системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Философия: учебник /под. ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.-4-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 95. В разумно организованным экономически и духовно развитом обществе в той или иной степени осуществляется мудрый христианский принцип, метко сформулированный А.Сен-Симоном: «От каждого по способностям, каждому по его делам». Но, к сожалению, этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе.

2. Социальная  общность и ее характеристики Что касается такого понятия, как социальная общность, то под ней в философии принято понимать объективно сложившиеся в обществе целостное образование людей, которому присущи общие коренные интересы и сфера деятельности, психологические характеристики и образ жизни, отношение к другим общностям. Эти группы являются исходными «единицами» социального пространства общества. А.Г. Спиркин Философия: Учебник - М: Гардарики, 2002. С.85. Класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т. д. -- это не что иное, как социальные общности. Поэтому нам представляется уместным начать анализ социальной жизни с общего определения социальной общности как таковой. «Общность, -- считают авторы «Философского энциклопедического словаря», -- совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие». Соглашаясь в целом с таким определением, рассмотрим подробнее характеристики социальной общности. Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием между людьми. Главный объединенный признак социальных общностей и групп - это общность потребностей и интересов определенных их объективным положением в обществе. Бучило Н Ф. , Чумаков А.Н. Философия: Учебн. Пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 312. Основа этой связи всегда объективна. Это могут быть и тип деятельности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических интересов, и место в производительных отношениях, и определенная территория, и другие параметры объективной общественной реальности. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе. Они возникают и функционируют в силу действия объективных законов. Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и ее признаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания. Природа этих сознательно-духовных факторов общности весьма разнообразна. Это могут быть общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т. д. и т. п. Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения и т. п. составляющих ее людей. Социальная общность воплощается в определенном сходстве, идентичности черт личностей, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании определенных социальных типов. В отечественной философии большое внимание идее социальной неоднородности было уделено П. Сорокиным. Свой исходный тезис П. Сорокин излагал так: «Любая организованная социальная группа всегда стратифицирована. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества». По мнению Сорокина, существует три формы социальной стратификации. Первая - профессиональная, т.е. деление людей по технологическому признаку (руководитель, подчиненные и др.). Вторая - это экономическое расслоение людей, т.е. неравенство в их доходах, уровне жизни. И третья форма расслоения - политическая стратификация, что означает неизбежное деление населения общества на правителей (элита) и управляемых (масса). Социальная стратификация - это естественная дифференциация населения общества на слои (страты), которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются права и привилегии, обязанности и ответственность, власть и влияние в обществе. Основы философии: Учебное пособие /Под.ред. Е.В. Попова-М.: Гуманит. Москва 1997. С.134. Так же изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Социальная общность проявляется далее в существовании определенной внутренней границы данной общности, ее качественной целостности, т. е. в определенном отделении данной группы от других объединений. Это может быть размежевание общностей как одного порядка, скажем, отделение класса от класса, так и разных порядков, скажем, разделение класса и народности и т. д. На этой почве складывается общность связей представителей данной общности с представителями других общностей, т. е. складываются устойчивые отношения между социальными общностями. И, наконец, социальная общность выражается в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

Итак, социальная общность представляет собой объективно складывающиеся в  обществе качественно целостные  социальные образования, включающие устойчивые связи людей, выражающиеся в единстве их объективных и субъективных характеристик, в отношении к другим общностям, в определенном единстве образа жизни, тенденций и перспектив развития.

Анализ природы характеристик  социальных общностей позволяет  отделить их от других общественных явлений. Так, поскольку социальная общность -- это именно объединение людей, постольку в число социальных общностей нельзя включать ни производительные силы, ни производственные отношения, ни политические институты, ни общественное сознание и его элементы, ибо все эти общественные явления принадлежат к другим -- материальной, политической, духовной -- сферам общественной жизни. Более того, те ракурсы рассмотрения человека, которые свойственны этим сферам, также нельзя характеризовать как социальные общности. Так, в области материальной сферы ставится вопрос о человеке как производительной силе общества, о совокупном работнике и т. д. Эти определения раскрывают производственный потенциал общественного субъекта, но отнюдь не характеризуют именно социальную общность. В области политической и духовной жизни мы также имеем дело с определенными объединениями людей, например, политическая партия -- это союз людей, религиозная секта -- это также определенная форма объединения людей. Эти общности сращены с политическими структурами и функционированием фрагментов общественного сознания и могут быть обозначены как политические, духовные общности.

 

Вопрос  №10 Государство как социальный институт

На  современном этапе развития российского  общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству как "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие".      

Сам термин "государство" впервые  применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

 Государство является социальным институтом организации  жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в  отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

  Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим  образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

 Центральным пунктом  для  разработки теории государства  является интерпретация  понятия  власти. Для  социологов, разрабатывающих   проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.

 Определение понятия  и  характера  власти в  обществе имеет  важнейшее  значение для  понимания  природы  политики и  государства. В.И. Ленин, объясняя, что  власть существовала задолго  до появления  государства, проводил разграничение  между  властью   и  государством. Петр Струве утверждал, что государство  сохранится и  после уничтожения  классов.      

С точки зрения долженствования государство - гарант уверенности граждан в  обладании своей собственностью. "Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное, и национальное, так и частное богатство, - часто  оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения  общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации" (1).     

Государство представляет собой устойчивый тип  и форму социальной практики, посредством  которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство  как социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного  типа государства.     

Совокупная  сущностная характеристика государства  включает в себя: социальное назначение государства; его организационную  структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении  с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование  хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений  и духовной жизни.     

Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие  признаки государства: 1) право государства  употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право  обязательного привлечения к  его членству всех граждан; 4) наличие  своей территории; 5) независимость  и суверенность.     

"К  сожалению, россияне из поколения  в поколение сталкиваются с  такими формами государства, которые  не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики" (2).     

Ф.Энгельс главным  признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.      

Информация о работе Государственное и муниципальное управление