Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
Управление персоналом на предприятии - это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.
Первый - иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия - это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.
Итак, методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Административные методы;
Экономические методы;
Социально-психологические методы.
Вопрос №7 Управление предприятием и политика предприятия
Финансовая политика -- это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) организации.
Задачами финансово-хозяйственн
В условиях нестабильности экономической среды, растущих темпов инфляции, несовершенства налогового и финансового законодательства многие предприятия вынуждены решать текущие финансовые проблемы в целях выживания, а не в целях развития своей деятельности. Неопределенные макроэкономические установки государственной политики порождают ряд противоречий между интересами корпоративных групп и интересами государства, интересами производственных и финансовых менеджеров и несоответствий между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства; доходностью собственного капитала и фондового рынка.
Финансовая политика предусматривает:
получение прибыли в целях экономического роста;
оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности предприятия;
достижение финансовой открытости организации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;
использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования;
разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям;
обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств предприятия.
Для достижения сбалансированности между движением материально-вещественных и денежных потоков предприятие должно осуществлять следующие меры:
1. определить наиболее
рациональные способы
2. сформировать организационную
структуру финансового
3. разработать учетную
политику для оптимизации
4. определить условия
хозяйственных договоров, связа
5. внедрить систему
бюджетного управления на
6. организовать учет и контроль движения денежных потоков между центральной компанией и ее филиалами.
При разработке системы управления финансами постоянно возникает проблема гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из продолжительности и характера решаемых задач, выделяются финансовые стратегические и тактические задачи.
В основе современной
концепции стратегического
Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).
Объектом финансового управления выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Организация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.
Следовательно, финансовая стратегия -- это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации.
В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).
При стратегическом планировании
намечают альтернативные пути развития
организации, используя прогнозы опытных
специалистов (менеджеров). Следует
отметить, что обеспечение долговременног
* формирование оптимальной величины уставного капитала;
* привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);
* аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);
* формирование нераспределенной
прибыли, направляемой на
* привлечение специальных целевых средств;
* учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.
Исходя из принятой стратегии,
определяются конкретные цели и задачи
производственной и финансовой деятельности
и принимаются оперативные
Важнейшие направления разработки финансовой стратегии предприятия следующие:
- анализ и оценка
финансово-экономического
- разработка учетной и налоговой политики;
- формирование кредитной политики;
- управление основным
капиталом и выбор метода
- управление оборотным
капиталом и кредиторской
- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
- определение ценовой политики;
- выбор дивидендной и инвестиционной политики;
- оценка достижений
корпорации и ее рыночной
Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозного дохода в связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.
Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.
Финансовая тактика -- это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.
При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).
Стратегия и тактика
финансовой политики тесно взаимосвязаны.
Правильно выбранная стратегия
создает благоприятные
Финансовую политику должны осуществлять профессионалы -- главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.
Вопрос №8 Маркетинг в управлении предприятием
Основными функциями маркетинга являются:
1) аналитическая, состоящая
в изучении рынка, его
2) производственная, предполагающая разработку новых товаров; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;
3) сбытовая, «ведающая»
организацией системы
4) управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем маркетинговых мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных отношений с посредниками и покупателями.
Деятельность по управлению
маркетингом заключается в
Известный американский исследователь Ф. Котлер выделяет пять концепций управления маркетингом.
Концепция совершенствования производства, утверждающая, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Это требует усилий по улучшению техники, технологии и организации их производства и распределения, снижению затрат. Такой подход целесообразен, если спрос превышает предложение и имеются реальные возможности уменьшить себестоимость.
Концепция совершенствования товара, полагающая, что потребители будут более благосклонны к товарам наивысшего качества с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.
Концепция интенсификации
коммерческих усилий, суть которой
состоит в том, что потребители
не станут приобретать товары в достаточных
количествах без активной рекламы
и дополнительного
Информация о работе Государственное и муниципальное управление