Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Управление  персоналом на предприятии - это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

Первый - иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия - это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.

При переходе к рынку  происходит медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.

Итак, методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

В системе методов  управления персоналом выделяют:

Административные методы;

Экономические методы;

Социально-психологические  методы.

 

Вопрос №7 Управление предприятием и политика предприятия

Финансовая политика -- это целенаправленное использование  финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) организации.

Задачами финансово-хозяйственной деятельности организации могут являться, например: усиление позиций на рынке товаров (услуг); достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса; увеличение богатства собственников (акционеров) и т. д.

В условиях нестабильности экономической среды, растущих темпов инфляции, несовершенства налогового и финансового законодательства многие предприятия вынуждены решать текущие финансовые проблемы в целях выживания, а не в целях развития своей деятельности. Неопределенные макроэкономические установки государственной политики порождают ряд противоречий между интересами корпоративных групп и интересами государства, интересами производственных и финансовых менеджеров и несоответствий между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства; доходностью собственного капитала и фондового рынка.

Финансовая политика предусматривает:

получение прибыли в  целях экономического роста;

оптимизацию структуры  и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности предприятия;

достижение финансовой открытости организации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;

использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования;

разработку механизма  управления финансами (финансового  менеджмента) на основе диагностики  финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям;

обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков  и формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств предприятия.

Для достижения сбалансированности между движением материально-вещественных и денежных потоков предприятие должно осуществлять следующие меры:

1. определить наиболее  рациональные способы формирования  уставного капитала (в денежной  и неденежной формах) и привлечения  дополнительных средств в свой хозяйственный оборот;

2. сформировать организационную  структуру финансового управления, позволяющую оптимизировать денежные  потоки;

3. разработать учетную  политику для оптимизации налоговых  платежей;

4. определить условия  хозяйственных договоров, связанные со способами и сроками расчетов с контрагентами, уплатой штрафных санкций;

5. внедрить систему  бюджетного управления на основе  создания центров ответственности  затрат, доходов, прибыли и инвестиций;

6. организовать учет  и контроль движения денежных  потоков между центральной компанией и ее филиалами.

При разработке системы  управления финансами постоянно  возникает проблема гармонизации развития интересов предприятия, наличия  достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из продолжительности и характера решаемых задач, выделяются финансовые стратегические и тактические задачи.

В основе современной  концепции стратегического управления -- теория конкурентной стратегии и  конкурентного преимущества, разработанная  ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.

Финансовая стратегия  является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Объектом финансового  управления выступают капитал и  денежные потоки. Эти стоимостные  категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Организация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Следовательно, финансовая стратегия -- это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации.

В процессе разработки стратегии  прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации  финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).

При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных  специалистов (менеджеров). Следует  отметить, что обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает:

* формирование оптимальной  величины уставного капитала;

* привлечение дополнительных  источников финансирования с  рынка капитала (в форме кредитов  и займов);

* аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);

* формирование нераспределенной  прибыли, направляемой на капиталовложения;

* привлечение специальных  целевых средств;

* учет и контроль  формирования капитала, доходов и денежных фондов.

Исходя из принятой стратегии, определяются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

Важнейшие направления  разработки финансовой стратегии предприятия  следующие:

- анализ и оценка  финансово-экономического состояния;

- разработка учетной  и налоговой политики;

- формирование кредитной  политики;

- управление основным  капиталом и выбор метода амортизации;

- управление оборотным  капиталом и кредиторской задолженностью;

- управление текущими  издержками, сбытом продукции и  прибылью;

- определение ценовой  политики;

- выбор дивидендной  и инвестиционной политики;

- оценка достижений  корпорации и ее рыночной стоимости  (цены).

Однако выбор той  или иной стратегии не гарантирует получения прогнозного дохода в связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное  финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика -- это решение частных задач  конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика  должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).

Стратегия и тактика  финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия  создает благоприятные возможности  для решения тактических задач.

Финансовую политику должны осуществлять профессионалы -- главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о  стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений  используют информацию, приведенную  в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.

 

Вопрос  №8 Маркетинг в управлении предприятием

Основными функциями  маркетинга являются:

1) аналитическая, состоящая  в изучении рынка, его структуры,  которую образуют контрагенты,  конкуренты, посредники, а также  общей (внутренней и внешней)  ситуации деятельности фирмы;

2) производственная, предполагающая разработку новых товаров; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;

3) сбытовая, «ведающая»  организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики  цен;

4) управленческая, связанная  с планированием, организацией, контролем маркетинговых мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных отношений с посредниками и покупателями.

Деятельность по управлению маркетингом заключается в анализе  рыночных возможностей, отборе целевых  рынков, выборе и разработке конкретного товара, нахождении для него рыночной «ниши», определении основ ценовой политики, методов распространения товара; создании комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию потребителей; координации маркетинговых мероприятий (организация служб маркетинга, планирование, контроль и пр.).

Известный американский исследователь Ф. Котлер выделяет пять концепций управления маркетингом.

Концепция совершенствования  производства, утверждающая, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Это требует усилий по улучшению техники, технологии и организации их производства и распределения, снижению затрат. Такой подход целесообразен, если спрос превышает предложение и имеются реальные возможности уменьшить себестоимость.

Концепция совершенствования  товара, полагающая, что потребители  будут более благосклонны к товарам  наивысшего качества с лучшими эксплуатационными  свойствами и характеристиками.

Концепция интенсификации коммерческих усилий, суть которой  состоит в том, что потребители  не станут приобретать товары в достаточных  количествах без активной рекламы  и дополнительного стимулирования со стороны продавцов.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление