Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:39, курсовая работа
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства .
Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.1)Границы государственного регулирования 9
1.2)Субъекты экономической политики 14
1.3)Цели государственного регулирования экономики 17
1.4)Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы 18
1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28
1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования 42
1.7)Разгосударствление и его формы 43
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное регулирование экономики в США 46
2.2)Государственное регулирование экономики в России 52
2.3)Сравнительный анализ
Заключение
Для бывших социалистических стран ныне предстоит огромная работа по трансформации сверхмонополистических структур в конкурентные предпринимательские образования. Этот процесс, получивший название "разгосударствление", очень даже не прост. Он труден и длителен. Именно на активизацию этого процесса и был направлен закон Союза СССР "Об ограничении монополистической деятельности СССР" (июль 1991 г.). В Законе четко проводится идея о необходимости конкуренции, ее защиты и поощрения. Так, в документе отмечается: "Запрещаются действия хозяйствующих субьектов, занимающих доминирующее положение на рынке, если они имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции или реализации законных интересов других хозяйствующих субьектов или потребителей".
Как следует из мирового опыта , хорошо себя зарекомендовали четыре способа разгосударствления .
На практике наблюдаются комбинации различных способов , однако главными считаются приватизация и либерализация рынков. Рассмотрим их поподробнее .
При либерализации государственное предприятие теряет власть над рынком , который превращается из монопольного в конкурентный . Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации . Либерализация цен вызывает два эффекта – демонополизацию и относительное сокращение сферы государственного предпринимательства . В этом ее преимущество перед приватизацией , ничего не меняющей в структуре рынков .
Однако у приватизации свои преимущества .
Во - первых , она дает собственности реального хозяина , что позволяет включить рыночные механизмы .
Во - вторых , она сопровождается значительным ростом предложения акций приватизируемых государственных предприятий на финансовых рынках . Это ведет к увеличению предложения , не влекущего за собой расширения спроса
В - третьих , приватизация обладает противоинфляционным эффектом . Появление на финансовом рынке акций приватизируемых предприятий берет на себя часть свободных средств .
В
- четвертых, приватизация существенно
ослабляет финансовое напряжение в
расходной части бюджета , а продажа
государственных предприятий
Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий .
В
условиях современной рыночной экономики
приватизация государственной собственности
не является самоцелью или воплощением
идеологических симпатий или антипатий
. Осуществляя приватизацию , государство
стремится вместить свою деятельность
в очерченные рынком границы , добиваясь
высокой эффективности рыночного хозяйства
.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В США И РОССИИ .
2.1) Государственное регулирование экономики в США .
Государственное
регулирование давно стало
Из-за особого положения США и их валюты в мировой экономике даже непроизводительное использование средств , составляющих и пополняющих государственный долг , не останавливает поступательное развитие американской экономики .
В США ограничение негативных последствий деятельности монополий осуществляется по двум направлениям . В структурных отраслях , где существуют “естественные монополии” , государство осуществляет прямое регулирование тарифов , цен , уровня прибыли и т. д. В других секторах инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское законодательство , которое распространяется на все формы хозяйственных объединений , дает возможность регулировать число конкурентов на рынке , влиять на фирменную структуру отраслей , воздействовать на размеры и направления оста корпораций .
Антитрестовское законодательство .
Антитрестовское
законодательство не содержит детальных
регулирующих требований , а состоит
из нескольких сформулированных в общем
виде положений , содержащих основные
юридический условия
Положения антитрестовского законодательства были развиты и уточнены в акте Клеймана в 1914 году . Закон , в частности , объявил вне закона ценовую дискриминацию , то есть продажу товаров или предоставление услуг различным потребителям на неэквивалентных условиях . Закон также запрещает исключительные или привязывающие соглашения , посредством которых производитель продавал бы продукт при условии , что покупатель приобретает другие продукты у этого же продавца , а не у его конкурентов ; запрещает образование взаимопереплетающихся директоратов . Закон 1914 года о Федеральной торговой комиссии (ФТК) предусматривал создание регулирующего органа и возлагал на ФТК ответственность за проведение в жизнь антитрестовского законодательства . Ей дано право собирать , хранить и периодически проверять информацию о предпринимательской активности любой корпорации , занятой торговлей .
Закон Виллера - Ли 1938 года возложил на ФТК ответственность за контроль над “вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле” и ответственность по защите прав потребителей .
Экономическая доктрина , лежащая в основе применения антитрестовского законодательства , утверждает , что структура отрасли или рынка определяет поведение фирм на рынке , которое, в свою очередь , определяет экономические показатели развития этой отрасли .
С точки зрения антитрестовских органов и судов главным в “поведении” фирмы является ее стратегия . Стремление фирм к сотрудничеству , проведению согласованной экономической политики расценивается как тенденция к монополизации .
В
США понятие монополия
В деле против компании “Ю. С. Стил” (“U. S. Steel”) , проходившем в 1920 году суд исходил из правила разумности , то есть из того , что не каждое соглашение или объединение с целью ограничения торговли является противозаконным , и антитрестовскому преследованию подлежат только те , которые чрезмерно ограничивают торговлю . Компания была признана невиновной .
В деле компании “Алкоа” (“Alkoa” - 1945 год) суд признал , что поведение компании может быть законным , простое обладание монопольной властью (“Алкоа” контролировала 90% рынка алюминия) является нарушением антитрестовских законов .
Из практики также известно, что в соответствии с антитрестовским законодательством в США, в 1984 году от АТ&Т (American Telephone & Telegraph) - одной из крупнейших американских компаний были отделены 22 региональные телефонные компании. Это разделение имело своей целью ликвидацию монополий АТТ на обслуживание континентальных телефонных линий. При разделении фирма со столетней историей, оценивавшаяся в 150 млрд. долларов была преобразавана в компанию величиной 1/4 прошлого размера .
Государственные финансы в хозяйственном механизме США .
Государственные
финансы представляют собой тот
инструмент , с помощью которого
правительственная
Таким образом , характерным в США является сосредоточение гражданский закупок и заказов в руках не федерального , а местного уровня власти . Основу федеральных закупок составляют закупки военно - промышленного комплекса .
Наиболее
общая группировка тех
Государство
выступает на рынке в качестве
крупнейшего потребителя
В США трудно провести грань между государственным потреблением и инвестированием . В основной своей массе государственные инвестиции в США вкладываются в административные здания , принадлежащие федеральному правительству или местным властям дороги , а в последние годы в средства связи и компьютерную технику . Относительно низкая доля бюджетных инвестиций в США , составляющая около 1,2% ВНП , непосредственно связана с ограниченностью государственного предпринимательства в этой стране .
В практике США прямое субсидирование промышленных и торговых компаний за счет бюджетных средств представляет собой довольно ограниченное явление . Основные получатели субсидий в США – сельское хозяйство , морской транспорт . Однако в последнее время правительство встало на путь резкого сокращения всех видов гражданских расходов (на сельское хозяйство – с 2,6% всех бюджетных средств в 1970 финансовом году до 1,9% -- в 1989 фин. г. , на транспорт – с 3,6% до 2,5% соответственно) 4.