Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:39, курсовая работа
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства .
Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.1)Границы государственного регулирования 9
1.2)Субъекты экономической политики 14
1.3)Цели государственного регулирования экономики 17
1.4)Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы 18
1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28
1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования 42
1.7)Разгосударствление и его формы 43
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное регулирование экономики в США 46
2.2)Государственное регулирование экономики в России 52
2.3)Сравнительный анализ
Заключение
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех , кто может и хочет работать . Заметим , что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами . Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы , по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица , что ставит перед государством немало сложных проблем . Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости , материального обеспечения людей , утративших рабочие места .
Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики , которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики .
Суть
государственной антициклическо
Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости , высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму . Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс . Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии .
Государство проводит региональную политику , решая вопросы , возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических , национальных , демографических и других нерыночных факторов . Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений , которые обеспечивают привелегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам , находящимся в состоянии затяжного кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно - технического прогресса , призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей , между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом , к повышению его эффективности и конкурентоспособности . В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства .
Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики , контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы , воздействие на валютные курсы , управление платежными балансами и многое другое .
Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику . Эти рамки достаточно широки для того , чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества .
Если
же государство пытается делать больше
, чем ему отмерено рыночной экономикой
, - продолжает распределять производственные
ресурсы , удерживает административный
контроль над ценами , прощает предприятиям
задолженность , сохраняет рабочие места
в технологически отсталых производствах
, ведет фискальную налоговую политику
, пытается обеспечить высокую социальную
защищенность населения без учета реальных
возможностей экономики , то в народном
хозяйстве консервируется отсталая структура
производства , низкое качество продукции
, увеличивается отставание от развитых
стран в области научно-технического прогресса
и уровня жизни народа . В результате страдают
те , ради которых государство шло на превышение
пределов разумного вмешательства в экономику
. Тогда рано или поздно становится необходимым
разгосударствление
экономики , избавление ее от чрезмерной
государственной активности .
1.2)Субъекты экономической политики .
Субъектами экономической политики являются носители , выразители и исполнители хозяйственных интересов .
Носители хозяйственных интересов – это социальные группы , отличающиеся друг от друга по ряду признаков : имущественному , по доходам , по видам деятельности при аналогичных доходах , по профессиям , отраслевым и региональным интересам . Это наемные рабочие и хозяева предприятий , фермеры и земельные собственники , мелкие и крупные предприниматели , государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы , обусловленные их социально - экономическим положением , а также принадлежностью к тому или иному региону , виду деятельности .
Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой .
Носители
экономических интересов
Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой .
Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти , построенные по иерархическому принципу , а также центральный национальный банк . Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики . В государствах с федеративным устройством (США , Канада , ФРГ , Испания , Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства , соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы . Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики , все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы . Это главная , третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике .
Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов , не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики . Например , создается орган из представителей профсоюзов , союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися .
Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность , но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику . К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве , министерствах финансов и т.п.
Другая группа государственно - частных органов хозяйственного регулирования – это советы по сферам деятельности , например , научно - технический , по региональной политике , по профессиональному образованию . В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов , отраслей , банков , различных организаций и общественных движений .
Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики : носители (в данном случае заинтересованные фирмы) – выразители (союзы предпринимателей) – советы при государственных регулирующих органах . По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных , профессиональных , общественных групп .
Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая . Во-первых , успех регулирования проявляется в темпах роста , улучшении структуры хозяйства , росте занятости , здоровом платежном балансе , снижении темпов инфляции , повышении жизненного уровня .
Во-вторых , успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях , не всегда поддающихся точному количественному измерению : в уровне социальной напряженности (забастовки , выступления профсоюзов и т.д.) , оценка деятельности государства средствами массовой информации , состояние окружающей среды , качество жизни в городах .
В-третьих , носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство . Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами . Наконец , союзы – выразители хозяйственных интересов своих членов , так же как и отдельные лица , финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах , избиратели голосуют за партию , а значит и за экономическую часть программы этой партии , или нет .
Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов .
Одной
из форм обратной связи является анкетирование
. Органы государственного регулирования
экономики не могут позволить себе выяснят
реакцию носителей государственных интересов
на общую направленность и конкретные
меры государственной экономической политики
во время выборов , дожидаться , когда недовольство
экономической ситуацией примет крайние
формы (забастовки , бегство капитала )
. Правительственным органам нужна оперативная
информация , по возможности достоверный
прогноз поведения хозяйственных субъектов
в случае осуществления той или иной меры
государственного регулирования . Для
этого существует отработанный механизм
в виде анкетных опросов , которые проводятся
специализированными научно-исследовательскими
центрами . Он сыграл значительную роль
в разработке арсенала средств государственного
регулирования экономики и государственной
экономической политики , завоевал
большой авторитет не только в научных
кругах , но и в государственном аппарате
, занимающемся хозяйственными вопросами
. Этот метод превратился в рабочий инструмент
государственного регулирования экономики
, обеспечивающий обратную связь между
регулирующими органами и носителями
экономических интересов .
Мы
рассмотрели идеальную картину
зависимости государственного регулирования
экономики от экономических интересов
, механизм этой зависимости от обратной
связи . В реальной жизни наблюдается масса
отклонений от модели – идет борьба между
отдельными группами интересов за влияние
на органы регулирования , широкое распространение
получил лоббизм , известны факты коррупции
в органах государственной экономической
политики в разных странах . Но механизм
государственного регулирования экономики
функционирует все-таки по правилам , а
не по отклонениям .
1.3)Цели государственного регулирования экономики .
Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом , адаптация его к изменяющимся условиям .
От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей , без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута . Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики . Цель – выравнивание экономического цикла -- направлена на объект , т.е. на экономический цикл ; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на секторальную и отраслевую , региональную структуру ; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. п.
Названные цели , во-первых , неодинаковы по значению и масштабам и , во-вторых , находятся в тесной взаимосвязи . Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других . Например , невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала , без выравнивания конъюнктуры , совершенствования отраслевой структуры экономики , стабильного денежного обращения .
Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других , более высоких для данного момента текущих целей . Так , конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт – может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности .
Цели могут частично перекрывать друг друга , одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей .