Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:39, курсовая работа
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства .
Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.1)Границы государственного регулирования 9
1.2)Субъекты экономической политики 14
1.3)Цели государственного регулирования экономики 17
1.4)Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы 18
1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28
1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования 42
1.7)Разгосударствление и его формы 43
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное регулирование экономики в США 46
2.2)Государственное регулирование экономики в России 52
2.3)Сравнительный анализ
Заключение
Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов сводятся к следующему :
Это
расширяет экономические
Подобный подход используется при установлении “справедливой цены” в мировой торговле . В соответствии с этой концепцией цены на экспортные изделия развивающихся стран должны включать в себя не только полные издержки и компенсацию за импорт инфляции , но и компенсацию за прошлую эксплуатацию , а также “социальные издержки” , гарантирующие минимальный уровень благосостояния и необходимый темп экономического развития . Такой подход к ценообразованию сейчас официально признан ООН и считается ею наиболее приемлемым для международных экономических отношений .
Перераспределение ресурсов.
Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, связанные с распределением ресурсов . Это ситуации, когда рыночная система либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой - с государственными, или социальными, благами.
Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный обьем ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров и услуг . Вывод же о том , что конкурентные рынки автоматически делают распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги.
Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. В качестве примера здесь можно привести случай , когда предприятие загрязняет окружающую среду (например, реку) . В этом случае часть издержек предприятия несут купальщики , рыбаки и т. д. Предприятие несет издержки намного меньшие , чем все издержки, связанные с производством данного товара , повышает предложение своего товара , получает большую прибыль , привлекает больше ресурсов для расширения своего производства . Возникает нелогичное распределение ресурсов .
Государственная политика перераспределения доходов .
Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности . В этом состоит некая социальная “несправедливость” рынка . Государство , принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь , организует перераспределение доходов . Но , вторгаясь в сферу распределения доходов , государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов . Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы , только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию .
Активность
государства в
Поскольку социальный критерий – наделение каждого доходом , обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности , -- допускает различные толкования , то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования . Но невозможно четко , с использованием количественных показателей , очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов . Возможны лишь качественные ориентиры .
Минимальная граница подвижна , на нее влияют текущее состояние экономики , уровень жизни в стране , определяющий потребительские стереотипы , модель регулирования экономики. Большую роль здесь играет понимание людьми понятия достойная жизнь и его критериев .
Максимально допустимая граница , через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики , -- одна из самых трудных проблем в современном рыночном хозяйстве , -- далека от удовлетворительного решения. Вот некоторые положения , очерчивающие верхний предел :
Более того , когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышение уровня налогообложения , то возникает макроэкономический эффект , связанный с дефицитом сбережений . Нарушается макроэкономическое равновесие инвестиций и сбережений на товарных рынках , ограничиваются возможности расширения производства .
Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами .
Прямые каналы перераспределения идут от бюджета . Государство , взимая налоги , аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть) , чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы , пособия выплаты и т. п.
К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике можно отнести благотворительные фонды , льготное налогообложение неимущих слоев населения , предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным , государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы . Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед остальными способами , т. к. полностью согласуются с господствующим в рыночной экономике принципом рационального поведения : решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием , а не навязано извне . В свою очередь , государство освобождает от налогообложения доходы , идущие на благотворительные цели .
Государственное регулирование рынка труда .
Существует два подхода к регулированию рынка труда : кейнсианский и монетаристский . Рассмотрим каждый из них .
Английский
экономист А. У. Филлипс (Phillips A. U.) указал
на существование некой
Филлипса не получила практического
W
не входит в разряд основных целей
W= f(U) для оптимизации политических
решений .
Е П. Сэмюэльсон и Р. Солоу до-
PE
U заработной платы можно заменить на
UE G темп роста цен (P) и привести
рис. 1 кривую к виду P=h(U) . Таким образом , они получили зависимость между темпами роста цен и уровнем безработицы .
Они же дали кейнсианскую трактовку кривой Филлипса . В последнее время кривая подверглась многократным проверкам , в результате которых было установлено , что кривая Филлипса достоверно описывает только краткосрочную динамику инфляции и безработицы , измеряемую текущими показателями .
По кейнсианской теории инфляция выступает как плата за низкую безработицу и высокую занятость . Выбор определенной комбинации темпа инфляции и безработицы зависит от основной цели экономической политики , задаваемой кривой государственного предпочтения GG (см. рис.1) . Точка касания краткосрочной кривой Филлипса и кривой государственного предпочтения (точка Е) и дает оптимальные значения темпа инфляции РЕ и безработицы UE . Задача государства состоит в том , чтобы , основываясь на своих предпочтениях , перевести экономику в положение , характеризуемое точкой Е , используя для этого бюджетные , налоговые и денежные инструменты экономической политики .
Монетаристы подвергли всю неокейнсианскую версию кривой Филлипса сомнению . Они подчеркивали краткосрочность кейнсианской интерпретации и указывали на игнорирование Дж.М.Кейнсом случайного характера инфляции и ее восприятие субъектами экономики , что также немаловажно . Они ввели понятие ожидаемого темпа инфляции , который представляет собой оценку различными субъектами развития инфляции в будущем , их прогноз .
Монетаристы выделили точку , в которой достигнут естественный уровень безработицы . Это значит , что государству надо полностью прекратить макроэкономическое регулирование занятости , дать ей возможность совершать рыночные колебания , при необходимости корректируя их микроэкономическими методами . Главной заботой государства становится поддержание темпа роста цен на сравнительно низком уровне посредством правильной денежной политики .
Монетаристы
выделили , что , пытаясь установить
полную занятость , государство в
состоянии добиться лишь кратковременного
снижения уровня безработицы , за которым
последует немедленный его рост . Однако
даже этот результат приходится оплачивать
нарастающим темпом инфляции .
Таким образом , можно утверждать , что в каких бы формах ни выступала экономическая политика , направленная на поддержание искусственно низкой безработицы , она в конечном счете обязательно оборачивается стагфляцией .
Если же безработица превышает естественный уровень , то необходимо вмешательство государства , деятельность которого развивается по двум основным направлениям .
Первое направление – регулирование уровня и продолжительности безработицы . Задача государства заключается в том , чтобы снизить безработицу до естественного уровня . Вторгаясь в область занятости , оно вправе пользоваться такими методами , которые , сохраняя свою высокую эффективность , одновременно являются нейтральными по отношению к инфляции или вызывают минимальные инфляционные экономические последствия . Хорошие результаты дают целевые программы как регионального характера , так и облегчающие трудоустройство определенных социальных групп (например, молодежи) . К тому же все они инфляционно нейтральны .
Второе направление – социальная защита безработных . От государства потребуется немалая осмотрительность в определении форм и размеров социальной защиты , а также способов ее распределения . Социальная политика даст определенный эффект , если будет строиться на реальных возможностях экономики . Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того , к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение . В первую очередь стоит позаботиться о потерявших рабочее место не по своей воле или вынужденно .
Антимонопольная политика .