Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:39, курсовая работа
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства .
Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.1)Границы государственного регулирования 9
1.2)Субъекты экономической политики 14
1.3)Цели государственного регулирования экономики 17
1.4)Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы 18
1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28
1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования 42
1.7)Разгосударствление и его формы 43
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное регулирование экономики в США 46
2.2)Государственное регулирование экономики в России 52
2.3)Сравнительный анализ
Заключение
В области платежного баланса и отношений с кредиторами принимаются меры по стимулированию экспорта , соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) . Планируется и привлечение иностранных инвестиций путем :
В
области внешней
торговли намечается как можно более
быстрая либерализация режима внешней
торговли с целью дальнейшей интеграции
России в мировую экономику . Роль государства
в регулировании внешней торговли будет
ограничиваться признанными международными
стандартами и осуществляться в полном
соответствии с правилами и нормами ВТО
и ГАТТ . Здесь планируется вмешательство
государства , причем недискриминационное
, основанное на цене , точное и временное
, в целях защиты отечественных производителей
товаров , аналогичных импортируемым .
Сравнительный анализ .
Начиная сравнительный анализ систем государственного регулирования экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени , в течение которого формировалась эта сложная система . Если в США развитие экономики происходило по рыночному пути с самого появления государства , то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования , за неучетом некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики , закончившихся неудачей . Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия . Однако она все - таки имеет временный , переходный характер , и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры .
В чем же схожи и различны системы государственного регулирования США и России? Рассмотрим некоторые существенные различия в формах , методах и объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах .
В сфере основных задач государственной экономической политики с первого взгляда видна стабильность американской экономики и пока лишь стремление к этому необходимому условию экономического роста экономики российской . Главной задачей государства в экономической сфере в США является сокращение государственного долга , достигшего астрономической суммы . Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции , избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня . Однако общей для обоих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета . Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по - разному . Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства (в основном за счет свертывания некоторых социальных программ) , то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования , такие как займы у населения (яркий пример - ГКО - государственные краткосрочные обязательства) и улучшение собираемости налогов .
Интересным является различие между законодательными основами государственного регулирования . В США законы , относящиеся к этой сфере , как правило , приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем . Поэтому нередка очень туманная постановка основных проблем , оставляющая простор для двоякого толкования (в качестве примера в части , посвященной государственному регулированию экономики в США приводились противоположные решения суда по антитрестовскому законодательству в аналогичных ситуациях) . В законодательстве России (в частности , в антимонопольном законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно , однако отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий .
В разделении сфер экономического вмешательства между федеральным и местным уровнем власти наблюдается довольно резкое различие : государственные закупки в США сосредоточены на местном уровне власти , т. е. в руках правительств отдельных штатов , в России же большинство закупок государства осуществляется на федеральном уровне . Это объясняется жесткой подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и довольно свободной позицией органов самоуправления штатов , заложенной в законодательство США .
Заметна разница и в инвестировании отдельных отраслей народного хозяйства , нерентабельных или малоприбыльных . В России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства , льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий , эти меры необходимы , чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей , помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия . В США проводится крупномасштабная политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих отраслей , планируется сведение их к абсолютному минимуму . Субсидирование же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского правительства не используется совсем либо используется в крайних случаях , например , при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным количеством людей . Однако надо заметить , что и в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования .
Сравнение государственной экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность : нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования , применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов . Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров , таких как нефть , газ и т. д. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии . В случае их применения одновременно устанавливаются и некоторые другие нормы : например , норма прибыли . В России же пока эти методы находят широкое применение .
Это
основные сферы хозяйственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак
, государственное вмешательство
в рыночную экономику необходимо
в тех сферах , в которых механизм
рынка не в состоянии устранить
различные последствия внешних
эффектов либо несправедливостей самой
рыночной системы . Этих сфер с развитием
экономики становилось все больше , и тем
сложнее становились формы государственного
вмешательства в экономические процессы
. На нынешнем уровне развития рыночного
способа производства формы вмешательства
государства приобрели настолько сложный
вид , что рассмотреть все последствия
экономической деятельности государства
невозможно . Тем не менее существует ряд
сфер , вмешательство государства в которые
жизненно необходимо . Это : перераспределение
доходов и ресурсов , регулирование занятости
, антиинфляционная и антимонопольная
политика , исправление последствий внешних
эффектов и многое другое . Вмешательство
государства в экономику носит прямой
и косвенных характер . К прямым мерам
государственного регулирования нужно
в первую очередь отнести государственный
сектор экономики (также и долевое участие
государства в АО) , кредитование или льготное
налогообложение отдельных субъектов
, принятие регулирующих законодательных
актов . К косвенным мерам относятся стимулирование
инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение
, стимулирование экспорта/импорта и т.
д. Средства государственного вмешательства
подразделяются на экономические и административные
. Экономические осуществляются при помощи
экономических рычагов , находящихся в
распоряжении государства , а административные
используют законодательную власть и
осуществляются в приказном порядке .
Генеральной целью государственного регулирования
экономики является стабильность национальной
экономики , приспособление ее к изменяющимся
внешним условиям . Кроме того , на современном
этапе именно от государственной экономической
политики зависит здоровье частного сектора
экономики – основы рыночного хозяйства
, а значит и всей страны.
Список литературы