Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 01:45, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить и проанализировать роль государства и степень его вмешательства в рыночную экономику, а так же механизмы, помогающие справляться задачами перераспределения доходов граждан, хозяйственных организаций, ресурсов страны в интересах общества в целом, а также организации производства общественных товаров и услуг.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
o Определить методы, пути и формы государственного регулирования экономики с точки зрения теории.
o Описать роль государства в современной экономике.
o Рассмотреть причины вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.
o Анализировать некоторые последствия такого вмешательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы и оценка последствий государственного регулирования рынка
Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач 2.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

     Провал  рынка - это неспособность рынка  обеспечить эффективное распределение  ограниченных ресурсов.

     Из  многих возможных причин провала  рынка три заслуживают особого  внимания: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция.

     В случаях, когда рынки неспособны обеспечить предложение общественных благ, правительство просто становится производителем общественного блага, как это имеет место в ситуации с национальной обороной. В других случаях, таких, например, как образование, правительству нет необходимости выступать в качестве единственного производителя. Здесь увеличение объемов предложения образовательных услуг решается за счет предоставления учебным заведениям субсидий и налоговых льгот.

     Для предупреждения провалов рынка, происходящих вследствие недостаточности конкуренции, используются самые разнообразные виды целенаправленных правительственных мероприятий: 

         * принятие антимонопольного законодательства

         * требование опубликования цен

         * отмена дискриминационных цен для предпочтительных групп клиентов

         * обеспечение отдельных публикуемых  счетов в отношении:

         * сетей (телефонных линий, электрических  кабелей, газопроводов)

         * добавленной стоимости (прибыли,  извлеченные из телефонных разговоров, электричества, газа)

         * поставка аппаратуры (телефонные  аппараты, телевизоры, духовки)

         * регулирование ценообразования  (см. выше)

         * разделение процесса продажи  продукции и ее доставки и  их регулирование по отдельности  (проблема взаимодействия)

     Возвращаясь к современной России, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.

     1. Прежде всего, это отрасли,  где перестаёт эффективно действовать  механизм рыночной саморегуляции. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона, охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций и т.д., здесь без государственного вмешательства не обойтись. Так же особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить те сферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальные хозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не  уделяет ему должного внимания.

     2. Ещё одной из важнейших функций  государства в рыночной экономике  является перераспределение доходов. Рынок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынке, в обществе же  есть люди,  не владеющие ни землёй, ни капиталом и не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получают доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных случаях оно имеет право вмешаться в перераспределение доходов.

     3. Государство обязано брать на  себя задачу обеспечения правовой базы: предоставление законного статуса частным предприятиям, соблюдение права частной собственности и т.д.

     4. Одной из главнейших обязанностей  государства является финансирование оборонной промышленности и связанных с ней научно-технической базы.

     Проанализировав вышеперечисленные функции, можно  сделать вывод: государство в условиях рынка должно контролировать и поддерживать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно. Как правило, это отрасли общенационального значения – военная промышленность, научные разработки и т.д. С монополиями и олигополиями всё гораздо сложнее. Они создают проблемы больше  населению, чем государству. Последнему скорее выгодно существование монополий, так как чем больше они повышают цены, тем больше налогов  платят. При этом потребители никак не способны повлиять на уровень цен своим спросом. Игнорирование данной проблемы со стороны государства может привести к серьёзным последствиям, в частности к социальным взрывам. 
 

     2.1 Основные недостатки  российской экономики. 

     Стратегия государственного регулирования экономики  направлена                   сегодня на постепенное сокращение прямого вмешательства                   государства при усилении косвенного воздействия. Размеры      поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий   за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом    происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний.  Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а  масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять  контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое                   присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными.

     К факторам, обусловливающим масштабы и способы государственного регулирования  российской экономики, относятся ее разгосударствление, формирование многоукладной  структуры, демонтаж системы директивного планового управления и резкое снижение возможностей прямого государственного вмешательства в работу предприятий.

                       Приходится признать, что механизм  рыночного саморегулирования создать не удалось. Причины не только в трудностях самой задачи, но и в недоработанности исходной концепции реформ, в      том числе и в оценке целесообразных границ свертывания  государственного управления экономикой и его замены рыночными  инструментами.

     В практическом плане предпринимался ряд мер                   государственного регулирования, в том числе и административного, по ограничению негативных последствий стихийного развития рыночных отношений, прежде всего там, где оно сопровождалось усилением нестабильности и кризисных   тенденций. Эти меры касались усиления контроля за сбором налогов,   денежными расчетами и платежами, ценообразованием на продукцию  естественных монополий (энерго- и топливоснабжение,   транспортные тарифы на перевозки грузов) и т.д. 

     Наиболее  важными из нерешенных задач являются:

                       • преодоление кризиса неплатежей  и ликвидация массовой                   просроченной задолженности;

                       • оздоровление экономического  положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под   его контролем, включая улучшение управления принадлежащими                   государству пакетами акций акционерных предприятий; 

                       • активизация инвестиционной  деятельности, проведение                   структурной перестройки экономики, повышение ее технического    уровня, эффективности и конкурентоспособности;

                       • поддержка потенциально жизнеспособных  отечественных                   предприятий, в первую очередь  в обрабатывающей промышленности  и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности   страны;

                        • создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

     Таким образом, существующая в настоящее  время система                   государственного регулирования носит  переходный и   незавершенный  характер. Ход реформ уже показал  невозможность  эффективного развития экономики в режиме автоматического     саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен   инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не                   срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим   интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ    будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

     Прямое  участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы. 

     В заключение отметим, что реального  перелома в тенденции                   снижения государственных инвестиций в экономику до сих пор не                   произошло. За последние годы доля затрат на финансирование                   промышленности, энергетики и строительства в расходах  федерального бюджета сократилась более чем в 4 раза. В то же  время для большинства госпредприятий кредитные ресурсы   по-прежнему недоступны из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений. Доля их собственных средств, направляемых на развитие производства, незначительна, а стимулирующий потенциал косвенных регуляторов остается ниже возможного. В этих условиях прямые инвестиции в госсектор      должны сохранять свое значение, а бюджет развития в ближайшей     перспективе может стать одним из основных инструментов,  регулирующих восстановление инвестиционного процесса в его   рамках.

     Функции государства здесь будут следующими:

  • Создание общих законодательных и правовых предпосылок, действующих в рыночной экономике
 
  • Прямое  государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными  монополиями, особо важными в  политическом, экономическом и финансовом  отношении производствами;
 

     Разработка  и проведение активной промышленной политики, участие в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики. 

     Основные  задачи государства:

     (а)  снижения затрат;  

     (б)  обеспечения повышения качества услуг

     (в)  совершенствования механизма их   предоставления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Система дотаций, субсидий, субвенций и их роль в условиях рыночной экономики России. 

         В федеральном бюджете России на 1996 г. дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований, в пределах которых расположены объекты Министерства обороны РФ и Министерства РФ по атомной энергии, и дотация на содержание инфраструктуры г. Ленинска (Республика Казахстан), связанной с арендой космодрома Байконур и др, составляют 2,8 трлн. руб.; субвенции г. Москве для осуществления ею функций столицы РФ — 2,7 трлн. руб.

     Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или  без них.

     В 1994 г. был введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их стал выступать Целевой  фонд финансовой поддержки регионов. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу.

     Из  Фонда финансовой поддержки субъектов  Федерации оказывается помощь тем  субъектам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в среднем по Российской Федерации (субъекты Федерации, нуждающиеся в поддержке), и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке)'.

     Регионы, получающие финансовую помощь из федерального бюджета, обязаны представлять в  Министерство финансов РФ для контроля подробные плановые и фактические  данные о всех расходах и доходах  своих бюджетов и внебюджетных фондах. Если какие-либо расходы регионального бюджета будут признаны нецелесообразными или излишними, то на их сумму уменьшаются перечисления из федерального бюджета. Такие регионы обязаны также ввести на своей территории все регио-нальыне налоги, утвержденные законодательством России, — по ставкам не ниже средних.

Информация о работе Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий