Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 01:45, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить и проанализировать роль государства и степень его вмешательства в рыночную экономику, а так же механизмы, помогающие справляться задачами перераспределения доходов граждан, хозяйственных организаций, ресурсов страны в интересах общества в целом, а также организации производства общественных товаров и услуг.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
o Определить методы, пути и формы государственного регулирования экономики с точки зрения теории.
o Описать роль государства в современной экономике.
o Рассмотреть причины вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.
o Анализировать некоторые последствия такого вмешательства.
Введение
Глава 1. Формы и оценка последствий государственного регулирования рынка
Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка в России
Заключение
Список использованной литературы
Статус
региона, "особо нуждающегося в
поддержке", предоставляется тем
регионам, у которых сумма федеральных
налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов
и подоходного налога с физических
лиц), собираемых на их территории и подлежащих
зачислению в региональный бюджет, в расчете
на одного жителя региона оказываются
меньше 95% от средней аналогичной величины
по Российской Федерации в целом и условная
сумма расходов окажется менее 100% плановых
расходов регионального бюджета.
2.3 Фиксированные цены
Ярким примером фиксации цен в России является регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию.
Цель регулирования – создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам, охрана окружающей среды.
Можно
выделить меры прямого и косвенного
государственного субсидирования.
К мерам прямого государственного субсидирования
относится поддержка доходов сельхозпроизводителей,
которая заключается в:
- прямых государственных компенсационных
платежах;
- платежах при ущербе от стихийных бедствий;
- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией
производства (выплаты за сокращение посевных
площадей, вынужденный забой скота и т.д.).
К мерам косвенного государственного
регулирования АПК относятся:
- ценовое вмешательство на рынке продовольствия
посредством поддержки внутренних цен
на сельскохозяйственную продукцию, установления
квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт
продовольствия;
- компенсация издержек
- содействие развитию рынка,
- содействие развитию
Система
государственного регулирования цен
предусматривает:
- установление верхних и нижних пределов
колебания цен и индикативной или условной
цены, которую стремится поддерживать
государство;
- скупку либо продажу нескоропортящейся
продукции в целях товарной интервенции
и поддержания желаемого уровня цен.
Так, с 1995 г. в соответствии с федеральным законодательством сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие для государственных нужд закупается по свободным (договорным) ценам, но не ниже гарантированных закупочных цен.
Уровень
гарантированных закупочных цен
на продукцию федерального госзаказа
разрабатывают федеральные
Минэкономики
и Минсельхоз России в 1995 г. разработали
Методические рекомендации по расчету
и индексации гарантированных закупочных
цен на сельскохозяйственную продукцию,
закупаемую для государственных нужд.
В соответствии с этими рекомендациями
целью гарантированных закупочных цен
является поддержка доходов товаропроизводителей.
Гарантированные закупочные цены должны
обеспечивать нормально работающим товаропроизводителям,
расположенным в специализированных зонах
товарного производства, возмещение материальных
затрат на производство сельскохозяйственной
продукции и получение дохода.
2.4
Дифференциация доходов
населения России.
За годы реформ произошли кардинальные изменения в распределении доходов и национального богатства страны между различными слоями населения России. С 1992 года началась постоянно усиливающаяся дифференциация населения по уровню доходов, как с точки зрения социальных групп, так и с территориальной точки зрения. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов, вырос с 0.256 в 1991 году до 0.379 в первом полугодии 1996 года.
Распределение имеет явно асимметричный характер. С учётом низкого среднего уровня доходов это свидетельствует о почти полном отсутствии в России так называемого среднего слоя, который является основой стабильности и экономического процветания.
В России за чертой бедности проживает четвёртая часть населения
Постоянно
увеличивается дифференциация в
оплате труда в различных сферах
занятости.
Дифференциация и потребление.
Дифференциация доходов особенно сильно сказывается на потреблении платных услуг: предоставляющие их учреждения всё больше ориентируются на группы с высокими доходами и становятся недоступными для подавляющего числа граждан.
Можно
выделить следующие причины данной ситуации.
На начальной стадии реформ государство
почти полностью отстранилось от установления
и регулирования цен, оплаты труда, и, следовательно,
уровней реальных доходов населения. это
вызвало резкое снижение уровня жизни
большинства групп населения. В результате
использования неэффективных методов
приватизации, значительная часть богатства
оказалась в руках узкой прослойки населения.
Последствия неравенства доходов.
Изменения
в доходах населения и
Пути решения проблем.
Основной целью социальной политики является уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В рыночной экономике влияние государства на уровень доходов носит посреднический характер, поэтому большое значение имеет создание с помощью экономической политики условий для повышения доходов населения.
Среди способов прямого воздействия на уровень доходов населения и их распределение основным является законодательное установление минимального уровня заработной платы. Она должна быть связана с прожиточным минимумом и, по крайней мере, равняться ему. В таком случае она послужит надёжной основой построения системы оплаты труда. В условиях инфляции периодический пересмотр величины минимальной оплаты труда сможет компенсировать рост цен. Государство в условиях рыночной экономики влияет на уровень жизни населения через оплату труда занятых в государственном секторе. Заработная плата работников здравоохранения и культуры, государственных служащих должна быть существенно увеличена, приведена в соответствие с квалификацией. Причём, в связи с дефицитом бюджета, это повышение следует рассматривать, как долговременную целенаправленную политику поддержания социальной сферы и систем управления.
Также следует не допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции. Такая практика приводит к дестабилизации производства и банкротству потенциально эффективных предприятий, создаёт взрывоопасную социальную обстановку.
Уровень пособий, выплачиваемых пенсионерам, инвалидам, матерям, воспитывающим детей обязательно должен обеспечивать прожиточный минимум.
Особое внимание следует уделить повышению доходов занятых в сельском хозяйстве. Должна быть оказана поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании производства конкурентно способной продукции. Большое значение имеет совершенствование налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения.
Любое
развитое общество должно обеспечить
всем своим гражданам возможность
получения жизненно важных социальных
услуг, которые предоставляются
учреждениями социальной сферы. Особенно
важно сохранить доступность таких услуг
в условиях дифференциации доходов населения,
гарантировать всем россиянам минимальный
стандарт жилищных условий. Только такие
меры способны обеспечить необходимое
качество рабочей силы. Примерно одинаковый
стартовый уровень для молодёжи, социальную
защиту населения в экстремальных случаях.
Государственной
поддержки требую также депрессивные
регионы, города, для чего необходимо предусматривать
необходимые резервные средства в бюджете.
На такие регионы должны распространяться
налоговые льготы, льготы по отчислению
в федеральный бюджет.
2.5
Производство общественных
благ в РФ.
Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.
К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.
Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.
В зависимости от способа организации производства выделяется две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.
Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект – государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.
Выводы:
Итак,
государственное вмешательство
в рыночную экономику всё же необходимо.
Вопрос стоит только в том, в какой степени
и какими методами это вмешательство нужно
проводить. Государство в условиях рынка
должно контролировать только те отрасли
экономики, в развитии которых частные
фирмы не заинтересованы или куда деньги
вкладывать опасно (медицина, образование,
национальная оборона, научно-технические
отрасли). В современной российской экономике
многие инструменты, применяемые во всех
странах мира для регулирования экономических
процессов не работают или оказываются
неэффективными. Дело в том, что российская
экономика имеет много особенностей и,
выбирая способы регулирования, нельзя
слепо копировать модели, используемые
в других странах, неприменимые в российских
условиях.