Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 01:45, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить и проанализировать роль государства и степень его вмешательства в рыночную экономику, а так же механизмы, помогающие справляться задачами перераспределения доходов граждан, хозяйственных организаций, ресурсов страны в интересах общества в целом, а также организации производства общественных товаров и услуг.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
o Определить методы, пути и формы государственного регулирования экономики с точки зрения теории.
o Описать роль государства в современной экономике.
o Рассмотреть причины вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.
o Анализировать некоторые последствия такого вмешательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы и оценка последствий государственного регулирования рынка
Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач 2.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

     Заключение.

     Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы.

     Этих  сфер с развитием экономики становилось  все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы.

     На  нынешнем уровне развития рыночного  способа производства формы вмешательства  государства приобрели настолько  сложный вид, что рассмотреть  все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это:

    • перераспределение доходов и ресурсов,
    • регулирование занятости,
    • антимонопольная политика,
    • исправление последствий внешних эффектов и многое другое.

     Рассмотрим  границы необходимого вмешательства  государства в экономику. Прежде всего это области, где перестает  эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное  вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения. Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, так как в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах.

     Вмешательство государства в экономику носит  прямой и косвенный характер. К  прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов.

     К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, и т.д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные.

     Экономические осуществляются при помощи экономических  рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям.

     Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики - основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы. 

     1.  Экономическая школа : научно-популярный  иллюстрированный журнал. Выпуск 1.-СПб 1993г. 

     2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов  В.И. «Микроэкономика». 

     3. Евстигнеев Е.Н. «Налоги и налогообложение».2-е  изд.- СПб.: Питер,2006 

     4. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия)//Вопр.экономики.-1996.-N9.-С.28-40. 

     5.  Экономическая наука современной России / Учредители: ВИНИТИ РАН и Мин. науки РФ и др. - М.: ВИНИТИ, 1998 -

Информация о работе Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий