Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 01:45, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить и проанализировать роль государства и степень его вмешательства в рыночную экономику, а так же механизмы, помогающие справляться задачами перераспределения доходов граждан, хозяйственных организаций, ресурсов страны в интересах общества в целом, а также организации производства общественных товаров и услуг.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
o Определить методы, пути и формы государственного регулирования экономики с точки зрения теории.
o Описать роль государства в современной экономике.
o Рассмотреть причины вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.
o Анализировать некоторые последствия такого вмешательства.
Введение
Глава 1. Формы и оценка последствий государственного регулирования рынка
Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка в России
Заключение
Список использованной литературы
Рис.
4. Распределение
налогового бремени
между покупателями
и продавцами в зависимости
от соотношения наклонов
линий
спроса и предложения.
Дотации.
Дотация - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.
Рассмотрим
рис. 6. Допустим, что линии спроса
и предложения сначала занимали
положения соответственно D1 и S1. Равновесный
объем продаж составлял Q1, а равновесная
цена - P1.
Рис.6.Воздействие
на рыночное
равновесие нетоварной
дотации.
Предположим,
правительство ввело дотации
из госбюджета производителям данного
товара размером V руб. в расчете на единицу
продукции. Это приведет к сдвигу линии
предложения на V руб. вниз. Действительно,
если ранее производители согласны были
предложить на рынке количество товара,
скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся
предложить на рынке то же количество
товара, если цена без дотации будет на
V руб. ниже P1. В результате объем продаж
увеличивается до Q2 цена для покупателей
снижается до P-, цена, фактически получаемая
производителями, повышается до P+.
Фиксированные цены
Помимо
использования налогов и
Рассмотрим
рис. 7. Государство может установить
фиксированную цену на уровне как
превышающем цену равновесия (Р' >
PE), так и ниже ее (Р"< PE). В первом случае
это приведет к избытку продукции (Q'S-Q'D),
во втором случае - к дефициту (Q''D - Q''S).
В обоих случаях объем продаж будет ниже
равновесного объема QE. В первом случае
будет реализовано Q'D единиц продукции,
во втором - Q''S.
Рис.
7. Фиксированные
цены.
Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q'DABQ'S
Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.
Пытаясь сократить избыток продукции, правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии S на рис. 7 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д.
Рассмотрим теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р", т. е. ниже цены равновесия -PE (рис. 7). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р"), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P1), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой - появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями.
Рассмотрим еще два сюжета, связанных с товарным дефицитом.
Допустим
(рис. 8), правительство установило предельную
цену некоторого товара на уровне Рmax.
Это значит, что производители могут назначать
цену на свой товар ниже Рmax, но не имеют
права устанавливать ее выше, чем PE. Предельная
цена Pmax ниже равновесной цены PE. Объем
продаж при цене Pmax равен Q.
Рис.
8. Дефицит и черный
рынок.
Допустим далее, что производители имеют нелегальную возможность продавать свой товар по повышенной цене на черном рынке. Предположим, что в случае разоблачения санкции несут только продавцы. Кривая предложения товара на черном рынке принимает положение S1. Эта линия расположена выше линии S, т. е. линии предложения при отсутствии государственного вмешательства. Почему? Например, объем продукции Q' прозводители согласны поставить на легальный рынок по цене Р', тот же объем они согласны поставить на черный рынок по более высокой цене Р". Разница Р" - Р' представляет собой компенсацию за риск разоблачения. Вертикальная разность между линиями S1 и S определяется строгостью санкций за нарушения дисциплины цен.
На черном рынке установится цена P1, превышающая как предельную цену Рmax, так и равновесную цену PE. Объем продаж Q1 больше того объема Q, который был бы реализован на легальном рынке по предельной цене Pmax, но меньше равновесного объема QE.
В
рассмотренном примере
Функции спроса и предложения обычно формулируются применительно к товару вполне определенного качества. Сейчас мы сделаем исключение и предположим, что качество товара не фиксировано, а может изменяться. Возьмем, например, такой товар, как сосиски. В принципе в этот товар можно включить различное количество (больше или меньше) влаги, жиров, крахмала и других компонентов.
Рассмотрим
рис. 9. Предположим, первоначально линия
спроса на сосиски занимала положение
D, линия предложения - положение S. Пусть
цена сосисок зафиксирована государством
на уровне Р, что ниже равновесной цены
PE. Объем продаж при этом равен Q1, дефицит
- Q2-Q1.
Рис.
9. Дефицит и качество.
В условиях дефицита производители могут несколько ухудшить качество сосисок (например, включив в них больше влаги и крахмала), не опасаясь трудностей с реализацией. В результате ухудшения качества сосисок спрос на них уменьшается, кривая спроса сдвигается влево, последовательно принимая положения D1 и D2. Наоборот, предложение сосисок увеличивается, поскольку менее качественный товар требует, как правило, меньших затрат на производство (вода и крахмал дешевле мяса) и производители согласны поставить на рынок по той же цене большее количество менее качественного товара. Линия предложения сдвигается вправо, последовательно принимая положения S1 и S2. Движение линий спроса и предложения в противоположных направлениях происходит до тех пор, пока точка их пересечения не опустится до уровня фиксированной цены Р.
С
целью предотвращения снижения качества
товаров государство может
1.2 Внешние эффекты и затраты. Общественные блага. Дифференциация доходов населения.
В рыночной экономике возникают ситуации, когда чисто рыночные механизмы оказываются несостоятельными. В этих случаях государственное вмешательство в экономические процессы может быть вполне оправданным.
Внешние эффекты и затраты
Процессы
производства и потребления некоторых
видов товаров и услуг
Приведем примеры внешних затрат. Химическое предприятие загрязняет окружающую среду. Потребитель алкогольных напитков подрывает свое здоровье, а лечится в нашей стране за общественный счет. Владелец автомобиля пользуется дорогами, которые содержатся за счет государственного бюджета, загрязняет окружающую среду, создает опасность для пешеходов.
Приведем примеры внешних эффектов. Тот, кто занимается туризмом, укрепляет свое здоровье, тем самым экономит общественные средства на здравоохранение. Человек, прошедший вакцинацию против инфекционной болезни, уменьшает опасность ее распространения.
Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате этого (при отсутствии государственного вмешательства в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускается слишком много. Наоборот, товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается слишком мало.
Меры воздействия на рыночное равновесие со стороны государства могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если внешние затраты слишком высоки (например, установить запрет на промышленное производство в курортной местности, на производство и потребление наркотиков и т. д.). Государство может установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными веществами. Могут использоваться и налоги.
Предположим, что производство некоторого химического продукта сопровождается загрязнением воздуха. Удалось подсчитать денежную оценку этого ущерба. Допустим, производство одной тонны продукта наносит ущерб окружающей среде в 40 р. Эта сумма представляет собой оценку внешних затрат. Она не входит в частные затраты собственников химического предприятия и поэтому не учитывается ими при принятии решений об объемах производства, о новых инвестициях и т. д. Производство продукта представляется собственникам предприятия слишком дешевым, что может привести к избыточному с общественной точки зрения объему выпуска этой продукции.
Правительство может ввести потоварный налог размером 40 р. на тонну данного химического продукта. В результате внешние затраты превращаются в частные затраты.Налоговое бремя частично ляжет на собственников данного завода, частично - на потребителей данного химического продукта, а возможно, и на потребителей той продукции, в производстве которой используется данный химический продукт.
Если производство продукта наносит ущерб окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, т. е. ввести в бюджет платежи, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению экологически чистых технологий.
Если
производство или потребление некоторого
товара сопровождается полезными внешними
эффектами, государство может установить
дотацию его производителям или
потребителям.
Общественные блага
Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается несостоятельным, связана с так называемыми общественными благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое другое.
Общественные блага отличаются от обычных "необщественных" благ следующими двумя характеристиками.
Первая. Отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и ничуть не ухудшает качества передачи. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним морским судном не ограничивает одновременного использования этого маяка другими кораблями.