Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью работы являются:
1) раскрыть сущность такого явления как инфляция,
2) рассмотрение основных методов и средств борьбы с инфляцией, используемых в политико-экономической практике, в том числе с учетом их особенностей в России (антиинфляционная политика нашего правительства).
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Инфляция…………………………………………………………………..5
1. Сущность инфляции……………………………………………………….5
2. Причины и формы проявления инфляции……………………………….7
Глава 2. Экономическое содержание антиинфляционной политики государства………………………………………………….……………….……..12
2.1 Сущность антиинфляционной политики …………….…………………12
2.2 Модели антиинфляционной политики…………………………………..14
Глава 3. Мировой опыт результативной антиинфляционной политики………..19
3.1 Антиинфляционная политика развитых стран. Таргетированние……..20
3.2 Антиинфляционная политика Латиноамериканских стран…………….26
Глава 4. Антиинфляционная политика России…………………………………..29
4.1 Инфляционное таргетирование в России…………………………………....29
4.2 Антиинфляционная политика 90-х годов………………………..……..31
4.3 Антиинфляционная политика 1999- первой половины 2000-х годов……….37
4.4 Проблемы современной антиинфляционной политики в России и их решение…………………………………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………....44
Библиографический список………...……………………………………………..47
Сторонники монетарных концепций считают инфляцию чисто денежным феноменом. Известно, что естественный прирост совокупной производственной мощности и реального ВВП составляет примерно 4% в год. Следовательно, всякий прирост количества денег и (или) скорости их оборота сверх этой величины будет вызывать инфляцию. Поэтому монетаристы полагают, что неравенство отражает основную причину инфляционного процесса.
Согласно монетарному подходу первый канал развития инфляции – это рост денежной массы в обращении, превышающий рост производства и влекущий за собой рост совокупного спроса. Рост денежной массы может быть вызван следующими причинами:
В этом случае виновником инфляции выступает кредитно – банковская система, осуществляющая неэффективный контроль за денежными агрегатами. Данный способ развития инфляционного процесса характерен для «классической» инфляции эпохи домонополистического капитализма. Схематически этот процесс можно представить следующим образом: отказ от золотого обращения резкое увеличение государственных расходов
дефицит государственного
бюджета дополнительная
эмиссия банкнот
рост цен новый рост государственных расходов и так далее по кругу5. Восстановление золотого стандарта останавливало инфляцию.
Другой
канал развития инфляции связан с
ростом скорости обращения денег, превышающим
рост производства. Увеличение скорости
оборота денег могут вызвать различные
причины:
Быстрый рост цен также сокращает реальные кассовые остатки. Это связано с тем, что альтернативные затраты поддержания реальной кассы на прежнем уровне становятся очень высокими. Население и фирмы стремятся быстрее совершать покупки, происходит «бегство» от денег. Скорость обращения денег имеет тенденцию к периодическому повышению.
В немонетарных концепциях инфляция рассматривается как многофакторное явление. Здесь неравенство выступает лишь необходимым условием инфляции. Причины же инфляционного роста цен лежат на стороне как денежного обращения, так и производственной сферы. К последним относятся факторы, вызывающие рост затрат производства, изменение структуры спроса, перераспределение национального дохода. Инфляция может возникнуть в результате роста заработной платы, прибылей или налогов сверх роста производительности труда и (или) реального дохода. В этом случае развертывается борьба за перераспределение национального дохода между рабочими (занятыми), предпринимателями и государством. Экономические субъекты осуществляют рост доходов за счет увеличения цен6. Развитие данного процесса происходит по принципу «гонка за лидером»: как только экономический субъект обнаруживает снижение своего реального дохода в связи с увеличением дохода других субъектов, он повышает цены, стремясь компенсировать снижение дохода.
Причиной инфляционного шока может быть рыночная власть монополий, олигополии и государства, реализующаяся в административном повышении цен.
Немаловажными причинами
военные
расходы и инфляционные
Таким образом, основными причинами инфляции являются:
Следует
отметить, что инфляция приобретает
особый характер в результате так
называемых инфляционных ожиданий. Если
люди привыкли жить в ожидании роста цен
и учитывать это в планах на будущее, то
инфляция встраивается в ожидания и сама
себя подхлестывает. Потребители берут
товары впрок, усиливая давление на рынок,
производители закладывают ожидания в
цену производимой продукции, идет цепная реакция. Конечно, нужна ясная правительственная политика: стабильные темпы роста денежной массы, положительное сальдо государственного бюджета и платежного баланса, обменный валютный курс должен отражать реальное состояние экономики.7
Таким образом, мы выяснили, что причины
инфляции разнообразны. А повышение
цен и появление излишнего количества
денег – это лишь внешние проявления инфляции;
ее глубинной причиной является нарушение
пропорций национального хозяйства, т.
е. нарушение общего равновесия.
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1 Сущность антиинфляционной политики.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Экономисты время от времени расходятся во мнениях по поводу двух стратегий противодействия инфляции. Некоторые говорят, что нам следует приспособиться жить в условиях инфляции путём поиска адаптационной политики. Другие стремятся ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами. Рассмотрим кратко первый вариант, а затем вернёмся ко второму.
Адаптационная политика.
На
первый взгляд может показаться, что
улучшая приспособленность
Антиинфляционная политика.
Негативные
социальные и экономические последствия
инфляции
вынуждают правительства разных стран
проводить антиинфляционную политику8.
Значительное внимание всегда уделялось
государством
регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика имеет богатый
выбор самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию доходов.
Таким образом, антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Влияние Центрального банка значительно, но нельзя сказать, что он имеет определяющее значение. Проводя политику по преодолению инфляции, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, Центрального банка, без других комплексных мер могут и не привести к желаемым результатам, и даже вызвать обратный эффект.
Тем не менее, повышение регулирующей роли Центрального банка важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.
Различаются
антиинфляционная стратегия, соединяющая
цели и методы долговременного характера,
и тактика, которая дает результаты в краткосрочном
периоде времени. Стратегическая цель
антиинфляционной политики – привести
темпы роста денежной массы в соответствие
с темпами роста товарной массы (или реального
ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру
совокупного предложения с объемом и структурой
совокупного спроса в долгосрочном плане.
Национальная антиинфляционная стратегия
должна быть построена так, чтобы свести
к минимуму влияние на экономику внешних
воздействий.
2.2 Модели антиинфляционной политики.
Оценивая характер антиинфляционной политики, в ней можно выделить следующие общие модели.
В рамках первой (предлагаемой сторонниками современного кейнсианства) предусматривается комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путём: а) дефляционной политики (или регулирование спроса)
б) «политики доходов» (или регулирование издержек)
Дефляционная
политика - это методы ограничения
денежного спроса через конфискационную
денежную реформу, денежно- кредитный
и налоговый механизмы путём маневрирования
государственными расходами и налогами:
государство ограничивает свои расходы
и повышает налоги, ограничивает денежную
массу, проводит рестриктивную денежно
- кредитную политику. В результате сокращается
спрос, снижаются темпы инфляции. Однако
одновременно может произойти спад инвестиций
и производства, что может привести к застою
и даже к явлениям, обратным первоначально
поставленным целям, развиться безработица.
Таким образом, особенность действия дефляционной
политики заключается в том, что она, как
правило, вызывает замедление экономического
роста и даже кризисные явления. В условиях
спада, для расширения спроса, проводится
бюджетная политика. При недостаточном
спросе осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов (даже
в условиях значительного бюджетного
дефицита), понижаются налоги. Считается,
что таким образом расширяется спрос на
потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами,
как показал опыт многих стран в 60-70е годы,
может усиливать инфляцию. К тому же большие
бюджетные дефициты ограничивают правительственные
возможности маневрировать налогами и
расходами. Поэтому тогда большинство
правительств при проведении данной
политики проявляли сдержанность или
вовсе отказывались от неё.
«Политика доходов»
используется для подавления инфляции
издержек, предполагает параллельный
контроль над ценами и заработной платой
путём полного их замораживания или установления
пределов их роста. По социальным мотивам
этот вид антиинфляционной политики применяется
редко. Очень важно определить соотношение
между темпами роста цен и индексами доходов
(предельно допустимое около 0,2, которое
не вызовет более высоких темпов инфляции).
Тогда как наиболее распространённое
соотношение между инфляцией и темпами
роста оплаты труда 2:1. Также, как значимый
инструмент данной модели, используются
ценовые соглашения. Субъектами данных
соглашений выдвигаются государство,
профсоюзы и предприниматели. Последние
дают обещание изменять цены только при
увеличении издержек производства, связанных
с ростом заработной платы. Профсоюзы
обязуются требовать увеличения заработной
платы в соответствии с темпами роста
производительности труда. Государство
осуществляет контроль за достигнутыми
ценовыми соглашениями, задаёт предельный
уровень роста цен и ответственность субъектов
за нарушения своих обязанностей. Использовать
данный инструмент очень сложно, так как
интересы субъектов разнонаправлены.
Данный подход, как и дефляционная политика,
в 60-70-х гг. не помог избавиться от галопирующей
инфляции9.
Информация о работе Инфляция и антииифляционная политика государства