Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью работы являются:
1) раскрыть сущность такого явления как инфляция,
2) рассмотрение основных методов и средств борьбы с инфляцией, используемых в политико-экономической практике, в том числе с учетом их особенностей в России (антиинфляционная политика нашего правительства).
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Инфляция…………………………………………………………………..5
1. Сущность инфляции……………………………………………………….5
2. Причины и формы проявления инфляции……………………………….7
Глава 2. Экономическое содержание антиинфляционной политики государства………………………………………………….……………….……..12
2.1 Сущность антиинфляционной политики …………….…………………12
2.2 Модели антиинфляционной политики…………………………………..14
Глава 3. Мировой опыт результативной антиинфляционной политики………..19
3.1 Антиинфляционная политика развитых стран. Таргетированние……..20
3.2 Антиинфляционная политика Латиноамериканских стран…………….26
Глава 4. Антиинфляционная политика России…………………………………..29
4.1 Инфляционное таргетирование в России…………………………………....29
4.2 Антиинфляционная политика 90-х годов………………………..……..31
4.3 Антиинфляционная политика 1999- первой половины 2000-х годов……….37
4.4 Проблемы современной антиинфляционной политики в России и их решение…………………………………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………....44
Библиографический список………...……………………………………………..47
моделей. Как это не парадоксально, эти условия в настоящее время отсутствуют.
В условиях России индекс потребительских цен можно рассматривать как общий измеритель инфляционных процессов лишь с определённой долей условности. Назрела необходимость очистки индекса от величин, изменение которых подвержено краткосрочным случайным колебаниям.
Однако
в Банке РФ имеются исследовательские
структуры, которые обладают собственным
достаточно эффективным экономическим
аппаратом анализа и
В этой связи необходимо сопоставить принципы, подходы, аппарат, привлекаемый для построения моделей анализа и прогнозирования инфляции, получаемые на его основе результаты. Кроме того, можно и нужно узнать какие, исходя из имеющейся статистики, индикаторы, инфляционных процессов следовало бы использовать для получения более полной и достоверной оценки складывающейся в стране ценовой ситуации. Чрезвычайно полезным было бы участие в работе такого совещания представителей Госкомстата России, в недрах которого имеется много информации, важной для информационной проблематики14.
Оценивая перспективы перехода
к инфляционному таргетированию
в России, отмечается, что Банк России
давно изучил опыт прямого инфляционного
таргетирования и использует его элементы
при формировании своей денежно-кредитной
политики. Интерес к этой проблеме усилился
в связи с тем, что в 1999-2000 годах отмечалось
снижение тесноты взаимосвязи между агрегатом
денежной массы и инфляцией. Превышение
расчётных целевых ориентиров обусловливалось
более быстрым, чем предполагалось, спросом
на
деньги под воздействием тенденции роста объёма производства товаров и услуг.
По этой причине была сделана попытка ввести элементы инфляционного таргетирования при формировании денежно-кредитной политики на 2001 год. Основной целью оставалось снижение и удержание инфляции на уровне, обеспечивающем устойчивый экономический рост. При этом на 2001 год темп роста денежной массы рассматривался как один из важнейших индикаторов в ряду других показателей, используемых в процессе формирования и проведения денежно-кредитной политики.
При сильном платёжном балансе в условиях режима плавающего валютного курса рубля и накопления Банком России золотовалютных резервов по средствам покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, важнейшим элементом денежно-кредитной политики оставался контроль Банка России за денежным предложением и, при необходимости, проведение стерилизационных мероприятий.
Обязательства
по достижению целевых ориентиров инфляции
Банком России могут оказаться невыполнимыми,
если будут приниматься
Таргетирование
инфляции является весьма перспективным
для России, но требует достаточно
длительного подготовительного
периода, прежде всего для проработки
технической стороны такой
4.2. Антиинфляционная политика 90-х годов.
Переход
России от плановой системы хозяйствования
к рыночной экономике определил необходимость
исследования целого ряда проблем, не
вызывавших в предшествующий период интереса
российских экономистов. Одной из них
является
проблема инфляции, а поскольку серьёзные отечественные разработки в данной области отсутствовали, то теоретической базой конкретных антиинфляционных действий правительства был монетаризм.
По
темпам роста цен российская экономика
в 1992 – 1995 гг. была одним из мировых
лидеров. Инфляция приобрела хронический,
самовоспроизводящийся
В период с 1992 по 1995 гг. было сделано четыре попытки преодолеть инфляцию – и лишь одну из них можно (хотя и с оговорками) считать успешной. Первая была предпринята в I полугодии 1992 года (после либерализации цен), тогда последовательно проводилась жесткая денежная политика, которая была направленная на снижение темпов инфляции. Несмотря на то, что экономика имела резерв прочности (запасы сырья и материалов, оплаченные по дореформенным ценам и др.), жесткая денежная политика очень быстро вызвала резкое увеличение неплатежей и сокращение конечного спроса. Возникли серьезные затруднения с реализацией товаров. В итоге инфляция в 3 квартале снизилась до 10,7% в месяц по сравнению с 17,6% во 2-м, но одновременно резко ускорился спад производства (1-2 кварталы – 13 - 14% к уровню предшествующего года, 3 квартал – 24%)15.
Таким образом, за снижение среднемесячной инфляции на один пункт было «заплачено» спадом производства на 1,4 пункта. Затем с помощью эмиссии было замедлено сокращение производства. Однако месячный уровень инфляции превышал 20%16. Таким образом, провал экономической политики 1992 года привел к первому серьезному кризису в России.
Все это было связано с допущенной правительством ошибкой. Она заключалась в неверном представлении о природе инфляции в России и соответственно в неправильном выборе средств борьбы с ней. Была взята на
вооружение одна из разновидностей количественной теории денег
(монетаризм).
Вторая попытка справиться с инфляцией
началась на рубеже 1992-1993 годов. От предыдущей
она отличалась только тактикой: если
сначала правительство пыталось победить
инфляцию с помощью шоков, то теперь курс
был взят на постепенное, последовательное
сокращение денежной массы и, соответственно,
плавное снижение темпов инфляции. И действительно,
в начале 1993 года удалось обеспечить стабильное
снижение темпов инфляции. В целом, это
не сопровождалось ни спадом промышленности,
ни ситуации с неплатежами. Правительство
всё ещё продолжало снижать денежную массу.
Все это опять привело к снижению объемов
производства и ухудшению финансового
положения предприятий. Таким образом,
наши радикальные реформаторы настойчиво
стремились доказать возможность сокращения
инфляции, используя для этого исключительно
монетарные методы. И вроде бы события
развивались в желаемом направлении, то
есть в течение 1993 года темпы инфляции
заметно сократились, но при этом стали
проявляться последствия слишком жесткой
денежной политики. И первым таким следствием
явилось быстрое нарастание взаимных
неплатежей между предприятиями и наряду
с этим, активно сокращались объемы производства.
Следующая попытка была предпринята в 4 квартале 1994 г. – 1 квартале 1995г. Характер денежной политики правительства в 1994 году не изменился. Имело место дальнейшее снижение темпов роста денежной массы, и вновь было достигнуто существенное снижение темпов инфляции. Ужесточение денежной политики, значительная задолженность со стороны государства по закупленной, но не оплаченной в 1994 году продукции, способствовали дальнейшему ухудшению финансового положения предприятий. И экономика
не выдержала столь жестких финансовых ограничений и ответила колоссальным сокращением объемов промышленного производства. Таким образом, дефляционный шок 1994 года явился, по сути, закономерным
следствием
правительственных попыток
продолжали последовательно снижаться, а среднемесячные темпы роста денежной массы росли. Наверное, этот парадокс объясняется тем, что на весну-лето 1994 года пришелся пик строительства финансовых пирамид в российской экономике, это был период своего рода экономики "мыльного пузыря" (bubble economy). Деньги населения, предназначенные для потребительского рынка, в значительной степени отошли на рынок спекулятивных финансовых операций, следствием этого стал скачок доли сбережений в доходах населения весной-летом 1994 года. Примером является известная МММ. Масштабы деятельности этой пирамиды испугали даже правительство. Возможно, именно развал МММ в определенной степени и спровоцировал черный вторник 11 октября на валютной бирже и дальнейшее отнюдь немалое падение курса рубля.
Наконец, с окончанием периода действия пирамид, инфляция в конце 1994 года подскочила до 15,5%17 в месяц. Это стало закономерным следствием всех тех ошибок, которые были допущены на протяжении тех лет. При этом не было достигнуто ощутимого подъема производства, потому что, рост производства требует долгосрочного периода, а отклик инфляции на политику правительства произошел очень быстро.
Начиная уже со 2 квартала 1995г. Правительство фактически отказалось от жесткой денежной политики. Чтобы сдержать падение курса доллара и хоть как-то сохранить конкурентоспособность отечественного экспорта, оно вновь прибегло к масштабным рублевым интервенциям на валютном рынке. Ежемесячные темпы прироста денежной массы возросли по сравнению с 1 кварталом 1995г. в 4,6 раза и почти вдвое превысили уровень инфляции. Инерционный прогноз, сделанный в середине прошлого года, показывал, что ежемесячный темп инфляции в конце года (4 квартале 1995г.) составит 5-6%. И действительно, во втором полугодии удалось избежать усиления инфляции, сохранить снижающуюся тенденцию ее темпов и к
концу
года сократить их до 3-4% в месяц.
Это связано с четвертой
всего,
впервые за годы реформ снижение инфляции
произошло в условиях относительной
мягкой денежной политики. Начиная
с 3 квартала в динамике инфляции наметился
перелом – темпы роста
Летом 1995г. был введен «валютный коридор», что повлекло за собой стабилизацию курса рубля по отношению к доллару. В результате, замедлился рост цен на импортные товары, что, в свою очередь, сказалось на динамике потребительских цен, причем не только непосредственно, но и через замедление роста цен на конкурирующие товары отечественного производства. Стабильный курс сдерживал инфляционные ожидания экономических субъектов, реализующиеся через индексацию контрактов.
Сокращение инфляции в 1995г. было достигнуто в условиях сравнительно мягкой денежной политики с использованием, в частности, немонетарных антиинфляционных мер типа ограничения роста цен на энергоносители. Эти меры оказались достаточно эффективными, что подтверждает преимущественно немонетарный характер отечественной инфляции. Полученный результат, во-первых, весьма неустойчив, а во-вторых – «куплен» слишком дорогой ценой. Продолжилось уменьшение инвестиций, что было отчасти связано с инфляционным снижением доходов предприятий. Ухудшилось также положение в социальной сфере и отечественных производителей потребительских товаров.
Начиная с 1996 г. одной из основных целей денежно-кредитной политики в России стало установление значений обменного курса рубля по отношению к доллару США в рамках «валютного коридора». Подобная мера позволила ЦБ в 1996 г. – начале 1998 г. обеспечить контроль над динамикой внутренних цен товаров, продаваемых на мировых рынках, и на этой основе резко снизить инфляционные ожидания и инфляцию. Однако эти положительные моменты имели оборотную сторону: была потеряна независимость денежной политики, последняя стала мириться с внешними
шоками и ничего не могла противопоставить негативным процессам в национальном
хозяйстве.
Объективная причина августовского кризиса 1998 г. была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета.
После отказа правительства платить по государственным ценным бумагам произошел крах на финансовом рынке России. Это выявило тот факт, что создававшаяся на рынке “стабилизация” и снижение темпов инфляции были в лучшем случае внешними признаками улучшения положения дел. В течение этого времени продолжался спад производства, рос процент экспортного товара, причем даже многие вновь созданные производства в России работали на зарубежном сырье. На рынок России было привлечено множество иностранных инвесторов, которым государство продавало свои государственные краткосрочные бумаги по высоким ставкам. Это же в значительной мере поддерживало функционирование многих банковских учреждений. России охотно давали кредиты, в то же время проценты по кредитам росли быстрыми темпами.
Информация о работе Инфляция и антииифляционная политика государства