Инфляция и антииифляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью работы являются:
1) раскрыть сущность такого явления как инфляция,
2) рассмотрение основных методов и средств борьбы с инфляцией, используемых в политико-экономической практике, в том числе с учетом их особенностей в России (антиинфляционная политика нашего правительства).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Инфляция…………………………………………………………………..5
1. Сущность инфляции……………………………………………………….5
2. Причины и формы проявления инфляции……………………………….7
Глава 2. Экономическое содержание антиинфляционной политики государства………………………………………………….……………….……..12
2.1 Сущность антиинфляционной политики …………….…………………12
2.2 Модели антиинфляционной политики…………………………………..14
Глава 3. Мировой опыт результативной антиинфляционной политики………..19
3.1 Антиинфляционная политика развитых стран. Таргетированние……..20
3.2 Антиинфляционная политика Латиноамериканских стран…………….26
Глава 4. Антиинфляционная политика России…………………………………..29
4.1 Инфляционное таргетирование в России…………………………………....29
4.2 Антиинфляционная политика 90-х годов………………………..……..31
4.3 Антиинфляционная политика 1999- первой половины 2000-х годов……….37
4.4 Проблемы современной антиинфляционной политики в России и их решение…………………………………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………....44
Библиографический список………...……………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая антиинф пол гос-ва .doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)

    Крах  всей системы ГКО, невозможность  ЦБ удержать доллар в рамках валютного  коридора, невозможность государства выплатить по своим внешним и внутренним долгам показали всю критичность сложившейся в экономике ситуации.

    Немаловажная  причина заключалась в общем  мировом кризисе и мировом  падении цен на нефть. Жесткая  привязка к курсу доллара на рынке  страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Рухнула вся банковская система, т.к. большинство банков имели своими активами ГКО, осложнилось

проведение  платежей и расчетов. Вслед за этим рынок стали покидать импортеры. Результатом произошедшего стало  разорение более половины всех  

средних и малых предприятий, занимающихся импортом. Вдобавок к массовому обесцениванию  денег у населения, добавились потери по вкладам банков, из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения.

    Основной  вывод из всего вышеизложенного: нельзя подавлять инфляцию любой ценой, и, прежде всего за счет падения производства, отрывать денежно-кредитную сферу от реального сектора, конвертируемость рубля должна следовать за достижением устойчивого и значительного по своим объемам экспорта товаров и услуг, а обратная последовательность событий ведет к бесконечному обесценению национальной валюты. Как минимум экспорт должен покрывать импорт, взятые иностранные кредиты должны использоваться так, чтобы создавать предпосылки возврата денег и уплаты процентов, а не проедаться и тем более не разворовываться.

          4.3. Антиинфляционная политика 1999- первой половины  2000-х годов.

     Монетаризм, утверждающий будто рынок лучше  осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско на западе и в чистом виде ни в одной стране (кроме России) никогда не был возведен в ранг официальной доктрины. Наша односторонняя ставка на саморегулирование рыночной силы способствовала десятилетнему экономическому спаду, в связи с чем, Россия была отброшена на годы назад в своем экономическом развитии.

  Наметившийся  с конца 1998г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселил надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики. 

             В 1999г. наметились позитивные  условия для сдерживания инфляции, такие как увеличение бюджетных  доходов, повышение собираемости налогов, ориентация

расходов  на возрождение российской экономики.

          Очередное спасение пришло также и благодаря внешней конъюнктуре 

(рост  цен на нефть в 2000 г.), и оживлению  импортозамещающих отраслей. В результате  девальвации произошло существенное ослабление конкуренции импортных товаров на отечественном рынке. На инфляционных процессах экономическое оживление отразилось самым реальным образом – в XXI веке Россия является государством с вполне приемлемым уровнем инфляции.

     В 1998 – 2000 гг. расширение конечного спроса потребовало особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержать  плавное сокращение инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики являлось снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности. Для решения этих задач предполагалось осуществлять сдерживание и регулирование всех факторов инфляции (введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах; регулярная установка ориентиров (“коридор”) инфляции, разработка действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры и т. п.).

     Инфляционные  процессы в 2000г. развивались в условиях экономического роста, сопровождавшегося  улучшением финансового положения большинства отраслей, усилением инвестиционной активности предприятий и расширением покупательного спроса населения, устойчивой динамикой валютного курса рубля, благоприятной конъюнктурой зарубежных рынков энергоресурсов для отечественных производителей, ускоренным ростом цен на продукцию отраслей естественных монополий.

     Все эти обстоятельства оказывали неодинаковое влияние на характер изменения ценовой  ситуации в стране. Причем различия касались не только

интенсивности, но и направления их воздействия на динамику параметров инфляции в отдельных секторах экономики. Так, наиболее весомое влияние на инфляционные процессы оказало резкое увеличение инвестиционного спроса и

спроса  сектора домашних хозяйств. Взятые в совокупности, эти два момента  послужили одной из главных причин того, что инфляция, равная в 2000г. –  

20,2%, несколько  превысила соответствующий целевой  ориентир, зафиксированный в «Основных  направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2000 год»19.

     Определенному усилию инфляционных процессов способствовали еще два фактора: определяющие темпы роста цен в отраслях – естественных монополиях и выгодная для отечественных производителей ситуация на  мировом рынке энергоносителей. Последнее имело результатом ускоренное повышение цен на продукцию отраслей топливного комплекса на внутреннем рынке, прежде всего на нефтедобывающую промышленность.

     Опережающими  были также темпы роста цен  газодобывающих предприятий, входящих в состав топливного комплекса. Однако причины подобного положения дел были преимущественно другими. Они обусловлены необходимостью поддержания инфраструктуры газовой отрасли и практически никак не связаны с конъюнктурой мировых рынков энергоносителей.

     Существенное сдерживающее влияние на динамику инфляционных процессов в 2000г. оказывала устойчивая и вполне предсказуемая валютная политика банка России, а также снижающиеся инфляционные ожидания, которые определяли в конечном счете мотивации и поведенческие установки хозяйствующих субъектов. И здесь необходимо отметить, что решающим условием для снижения инфляционных ожиданий было достижение интенсивного экономического роста. В плане стабилизации ценовой обстановки этот фактор играл в определенном смысле двойственную роль.

     С одной стороны, заметное улучшение  финансового положения участников общественного производства в определенной степени способствовало активизации инфляционных процессов. С другой же стороны, реально экономический рост имел первостепенное значение для достижения

эффекта стабилизации  и последующего снижения инфляционных ожиданий, а значит и общего замедления темпов роста цен. 

     Специфическим направлением для антиинфляционной политики России считается преодоление кризиса неплатежей.

       Составной частью антиинфляционной  политики нашего государства является регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижения курса рубля, порождая валютные кризисы.

     Инфляционным  фактором является не только внутреннее бегство от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж, что характерно для стран переживающие экономические и политические трудности. Из-за бегства капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной программы сдерживания «бегства» капиталов.

     Серьёзные претензии в антиинфляционном аспекте можно предъявить российскому правительству и Центральному банку РФ, по поводу их отношений к национальной валюте. Если Центральный банк РФ, как он заявляет, проводит жёсткую ограничительную денежно-кредитную политику в целях борьбы с инфляцией, то он должен быть заинтересован в как можно большем оттоке из страны наличной рублёвой массы. Более того, если государство и Центральный банк РФ заинтересованы в зарубежных кредитах, то они должны стимулировать вывоз наличной валюты за рубеж. Рубли - это российские обязательства своего рода беспроцентные облигации Банка России, которые к тому же ничем не гарантированы.

     Антиинфляционная  политика и стратегия экономического роста должны базироваться на разумном сочетании рыночного и государственного регулирования. В противовес процветающему в России разброду и шатанию в теории и практике разработка антиинфляционной политики должна включать

методологические, теоретические и практические аспекты  с учетом достижений отечественной  и зарубежной науки и практики. Исходным пунктом является

понимание инфляции как многофакторного процесса, корни которого в диспропорциях воспроизводства и в неэффективной (порой ошибочной)  

политике. Антиинфляционная политика должна быть направлена на стимулирование стабилизации, а затем подъема национальной экономики в целях повышения уровня жизни населения.

     Российскую инфляцию 2007 - 2008 гг. определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, причины20:

     1. Жесткая борьба с теневой заработной  платой.

     2. Повсеместная административная  борьба государственных органов  с нулевыми и отрицательными балансами индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.

     3. Монополизация рыночных отношений.

     4. Специфика тарифной политики  государства на продукцию и  услуги естественных монополий.

     5. Особенности денежной и налоговой политики государства.

     6. Низкая эффективность использования  бюджетных средств.

         В 2009-2010гг. их действие усилится, соответственно интенсифицируются негативные факторы и последствия. В связи с этим прогрессивное развитие России представляется невозможным без специальной научно обоснованной программы государственной антиинфляционной политики.

     Последовательное  осуществление данной программы позволит стабилизировать инфляцию в 2009 - 2010 гг., что даст возможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, соответственно,

создания  условий для стабилизации социально-экономического развития    

России.  

        4.4. Проблемы современной антиинфляционной политики в России и их решение.

         В нынешней ситуации снижение инфляции быстрыми темпами оказывается трудно выполнимым. Не стоит также утверждать, что Банку России необходимо добиваться снижения инфляции любой ценой, так как 

     Во- первых, некоторые факторы роста  цен в настоящий момент находятся  вне сферы ответственности денежных властей. По некоторым оценкам, большая часть повышения совокупного индекса потребительских цен объясняется: накопленной силой инфляционных ожиданий, структурными изменениями  относительных цен вследствие роста тарифов естественных монополий, а также практикой осуществления неравномерных расходов бюджетных средств и, возможно, излишне мягкой бюджетной политикой.

     Во-вторых, чрезмерное ограничение денежного  предложения нецелесообразно, поскольку  в условиях повышения производства и повышения спроса на деньги излишне жёсткая денежно-кредитная политика отрицательно скажется на экономическом росте.

     В-третьих, Банку России необходимо также уделять  должное внимание задаче сглаживания  колебаний обменного курса.

     Большую роль здесь должно играть расширение институтов денежно-кредитного регулирования, как со стороны Банка России, так и со стороны правительства. При этом снижению инфляционных ожиданий будет способствовать решение проблемы укрепления доверия населения к антиинфляционной политике властей за счёт повышения надёжности и реалистичности, устанавливаемых правительством целей бюджетного процесса21. Учитывая как социальный аспект, так и вопрос поддержания долгосрочного экономического роста, Центральный банк РФ в проведении компромиссной политики между сдерживанием инфляции и стремлением не допустить излишнее укрепление национальной валюты, которое закрепляет

сырьевую  структуру экономики, следует сдвинуть приоритет в сторону первой цели. Однако вместе с тем необходимо отметить, что такая политика Центрального банка - не имеющая целью повысить конкурентоспособность производителей за счёт курсовой политики, ни стремящаяся к подавлению

Информация о работе Инфляция и антииифляционная политика государства