Инфляция и антииифляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью работы являются:
1) раскрыть сущность такого явления как инфляция,
2) рассмотрение основных методов и средств борьбы с инфляцией, используемых в политико-экономической практике, в том числе с учетом их особенностей в России (антиинфляционная политика нашего правительства).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Инфляция…………………………………………………………………..5
1. Сущность инфляции……………………………………………………….5
2. Причины и формы проявления инфляции……………………………….7
Глава 2. Экономическое содержание антиинфляционной политики государства………………………………………………….……………….……..12
2.1 Сущность антиинфляционной политики …………….…………………12
2.2 Модели антиинфляционной политики…………………………………..14
Глава 3. Мировой опыт результативной антиинфляционной политики………..19
3.1 Антиинфляционная политика развитых стран. Таргетированние……..20
3.2 Антиинфляционная политика Латиноамериканских стран…………….26
Глава 4. Антиинфляционная политика России…………………………………..29
4.1 Инфляционное таргетирование в России…………………………………....29
4.2 Антиинфляционная политика 90-х годов………………………..……..31
4.3 Антиинфляционная политика 1999- первой половины 2000-х годов……….37
4.4 Проблемы современной антиинфляционной политики в России и их решение…………………………………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………....44
Библиографический список………...……………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая антиинф пол гос-ва .doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)

Отказавшись от ликвидации дефицита федерального бюджета, администрация Рейгана направила экономическую политику на нейтрализацию инфляционного влияния этого дефицита (поскольку при сохранении этого влияния был бы  

неминуем  крах и антиинфляционных мер, и «рейганомики»  вообще). В качестве решающей меры использовалось покрытие этого дефицита за счет роста государственного долга — прежде всего использования сбережений населения и предпринимательства (что не вело к чрезмерной денежной эмиссии).

     Администрация Рейгана уже в 1982 г. отказалась от курса жесткой ограничительной денежно-кредитной политики, а стала в зависимости от экономической конъюнктуры чередовать ее с либеральным вариантом. Это основывалось на двух теоретических посылках: кейнсианских идеях о стимулирующем воздействии на экономику такой либеральной политики и монетаристском положении о существовании 1,5—2-годового лага между введением подобной политики и проявлением ее инфляционного эффекта.

     Еще одно важное практическое направление  «рейганомики» — серия мер  по усилению конкурентно-рыночного  климата в стране (всемерная либерализация внешне- и внутриэкономической деятельности; отказ от прежних государственных мер по поддержке малоконкурентоспособных отраслей, включая и защиту их от международной конкуренции и др.). Это, несомненно, резко усилило конкурентное, в том числе и со стороны дешевого импорта, понижающее давление на уровень цен внутри США, дополнительно способствуя уменьшению инфляции. Таким образом, высокая безработица 1982 года и рост курса доллара в основном и обеспечили снижение инфляции с 10,4% в 1980 году до 3,2% в 1982 году10. В итоге, в течении нескольких лет

безработица была высокой, а ВНП был ниже потенциального уровня, зато длительное время сохранялась  низкая инфляция.

          С начала 90-х годов в развитых странах происходит ослабление инфляции. Это – период самой низкой инфляции за последние 30 лет. В некоторых странах (Германия, Япония, Канада) достигнута относительная стабильность цен. Однако даже столь впечатляющие успехи в борьбе с  

инфляцией не приводят большинство западных специалистов к выводу о том, что инфляция окончательно побеждена, а антиинфляционная политика может быть снята с повестки дня. Главной причиной неуверенности в возможности поддержания относительной стабильности цен в ведущих странах является огромный государственный долг.

     В экономической литературе широко распространено мнение, что в решении экономических  проблем и особенно проблем инфляции господствующую роль играет монетаризм. Но это ошибочная точка зрения. Все приведенные выше примеры свидетельствуют об одном. Как правило, успешными являются смешанные программы, в которых в зависимости от особенностей экономики страны в том или ином варианте сочетаются меры различных направлений.

     Важное  значение для снижения темпа инфляции в развитых странах имеют изменения в антиинфляционной политике в 90-х годах. Основным средством антиинфляционной политики признано таргетирование. В современных условиях использование этого инструмента опирается на изменение юридического статуса центральных банков, в частности на обеспечение их реальной независимости при проведении денежно-кредитной политики. В практике применения антиинфляционной политики сложились три основные системы таргетирования – установление целевых ориентиров изменения валютного курса, денежных агрегатов и инфляции11.

     Для достижения относительной стабильности цен стоимость национальной валюты условно привязывается к иностранной  валюте страны с низкими темпами  инфляции. Преимущество – ясность  данных показателей. На

практике это означает обязательство Центрального банка ограничить выпуск национальной валюты до уровня, сравнимого с показателями той страны, к валюте которой привязана национальная денежная единица. Недостатком является то, что страна, применяющая данный метод, утрачивает контроль за  

проведением национальной денежной политики, которая не может ни отражать особенности внутренней экономической политики, ни ограждать себя от негативных явлений, передающихся из страны, к валюте которой была привязана национальная денежная единица.

     Таргетирование  денежных агрегатов – подход, использующийся в ряде развитых стран, в первую очередь в Германии, предусматривающий установление целевых ориентиров роста определенных показателей денежной массы. Преимущество заключается в том, что эти показатели поддаются непосредственному и быстрому контролю со стороны центрального банка. Метод эффективен только в тех странах, где можно оценить соотношение между избранным в качестве ориентира денежным агрегатом и целевым уровнем инфляции. В условиях резкого колебания скорости обращения денег контроль за тем или иным денежным агрегатом со стороны центрального банка не приведет к достижению конечной цели стабильности цен.

     Таргетирование  инфляции основано на признании факта, что динамика денежных агрегатов не всегда определяет реальные темпы инфляции, зависящие и от неденежных факторов. Этот метод, в отличие от первых двух, предоставляет центральному банку больше возможностей действовать в соответствии с нуждами экономики в краткосрочном плане. Конкретные действия, направленные на достижение целевого ориентира изменения темпа инфляции, могут принести эффект с некоторым лагом. Поэтому достичь поставленной цели при регулировании данным способом значительно труднее12.

     Выделяются следующие положительные черты режима таргетирования инфляции:

    • Установление номинального якоря денежно-кредитной политики, наиболее соответствующего ценовой стабильности.
    • Появление ясного для общественности критерия деятельности
 

         органов денежного регулирования и стабилизация инфляционных

         ожиданий.

    • Гибкость в выборе инструментов денежно-кредитной политики, позволяющая органам денежно-кредитного регулирования выбирать те способы достижения целевых показателей, которые являются наиболее подходящими в конкретной ситуации и макроэкономической среде.

      Представляет интерес оценка эффективности таргетирования. Ежегодно устанавливаемые, например, в Германии, целевые ориентиры роста денежной массы не выполняются примерно в половине случаев. Однако даже при фактических отклонениях от целевых ориентиров зарубежные специалисты оценивают их как необходимые, так как Центральный банк, наделенный независимым статусом, вынужден публично объяснить причины этих отклонений, их связь с реальными экономическими процессами и выдвигать убедительную аргументацию для поддержания доверия к себе.

     Значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях.

     Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов. Безусловно, это будет иметь положительный результат только при значительной степени доверия населения политике Центробанка и правительства.

          3.2 Антиинфляционная политика Латиноамериканских стран.

      В   латиноамериканских странах в 1980-е  гг. была гиперинфляция.  В двух из этих стран — Боливии и Чили — успех в борьбе с гиперинфляцией

приписывается полностью или преимущественно использованию ортодоксально-монетаристских методов (причем лишь в Чили происходит действительно благоприятное развитие экономики). Опыту этой страны было  

уделено значительное внимание, так как снижение инфляции до 2% по сравнению с начальным  уровнем 20% было осуществлено при достаточно

высоких темпах экономического роста.13 В антиинфляционной политике во второй половине 1970-х — в начале 1980-х гг. наряду с монетаристскими мерами использовались и противоположные данной концепции инструменты— длительное установление фиксированного курса обмена национальной валюты, активная государственная поддержка благоприятных структурных преобразований в экономике. Кроме того, Чили получила огромную экономическую помощь из-за рубежа.

     В трех других латиноамериканских странах (Мексике, Перу и Аргентине) применение  монетаристских методов борьбы с гиперинфляцией (включая в Аргентине и Перу конфискационные денежные реформы, а в Аргентине — переход от полной к частичной индексации доходов) не принесло успеха. И только широкое использование при сохранении жестких монетаристских ограничений других мер борьбы с инфляцией, особенно «политики доходов», позволило Мексике в конце 1980-х гг., а Перу и Аргентине — в начале 1990-х гг. устранить гиперинфляцию, переведя ее на более умеренный галопирующий уровень. Однако, следует заметить, что Аргентина после проведения антиинфляционной политики стояла на грани социального взрыва.

В Бразилии же, также последовательно использовались монетаристские методы (в том числе конфискационную денежную реформу и переход от полной к частичной индексации доходов). Тем не менее, справиться с гиперинфляцией так и не удавалось до 1994 года. Поэтому была разработана новая серия антиинфляционных действий. Наряду с жесткими монетаристскими мерами использовались и некоторые методы явно гетеродоксального характера (ограничение роста заработной платы и запрет на увеличение стоимости продукции, вызванный повышением заработной платы, и некоторые другие).

Эти меры дали положительные результаты. Будущее покажет, насколько этот 

успех прочен (поскольку в прошлом там  уже были примеры относительно краткосрочных  успехов в борьбе с высокой  инфляцией).

         Мировой опыт является, безусловно, очень важным  для  российской экономики. В борьбе с инфляцией нет смысла  изобретать  что-то  новое;  надо лишь умело использовать опыт других стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. 

     4.1 Инфляционное таргетирование в России.

     Рассматривая  международный опыт таргетирования инфляции, имеется ряд условий  желаемых для успешного перехода к подобной практике. Основными являются:

    • Независимость Центрального Банка от исполнительной власти, освобождающая его от обязанностей по покрытию бюджетного дефицита и дающая свободу при выборке инструментов в целях достижения предусмотренных темпов инфляции.
    • Отсутствие у Центрального Банка целей равноправных по отношению к достижению основной цели его денежно-кредитной политики.
    • Способность органов денежного регулирования моделировать и предсказывать инфляцию.

      Некоторые российские экономисты подчеркнув важность соблюдения этих условий, считают, что могут возникнуть различные отклонения от них в процессе перехода к таргетированию инфляции.

        В России имеется мнение, согласно которому, для объективной оценки международного опыта таргетирования инфляции требуется достаточно длительное время, а история инфляционного таргетирования насчитывает лишь около 10 лет, причём многие страны находятся ещё в самом начале пути. Вместе с этим нужно признать тот факт, что всё большее количество государств переходит к рассматриваемой форме денежной политики и случаев отказа от неё зафиксировано не было.

     Отметим хотя бы некоторые аспекты, в силу которых использование таргетирования инфляции в качестве способа реализации денежно-кредитной политики в российских условиях требуют крайней осторожности.

     Это прежде всего величина фактического спроса экономики на деньги и умение прогнозировать инфляцию на основе общепризнанных индексов и  

Информация о работе Инфляция и антииифляционная политика государства