Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:16, курсовая работа
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить сущность инноваций;
2. Ознакомиться с различными классификациями инноваций;
3. Определить перспективы развития инновационной деятельности в России;
4. Определить сущность и влияния государства на развитие инноваций.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения инновационной экономики…………..5
1.1Понятие и значение инноваций………………………………………..5
1.2Классификация инноваций…………………………………………….7
1.3Статистическое изучение процессов создания и передачи технологий………………………………………………………………...10
2. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы………….15
2.1Эпоха инноваций………………………………………………………15
2.2Незамеченная катастрофа……………………………………………..19
2.3Инновационные императивы в России…………………………..…..21
2.3.1Первый шаг – инновационная стратегия…………………………..22
2.3.2От стратегии к политике…………………………………………….24
2.3.3.Высшая школа России – центральный игрок на инновационном поле………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы изучения инновационной экономики…………..5
1.1Понятие и значение инноваций………………………………………..5
1.2Классификация инноваций…………………………………………….7
1.3Статистическое изучение процессов создания и передачи технологий……………………………………………………
2. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы………….15
2.1Эпоха инноваций………………………………………………………
2.2Незамеченная катастрофа……………………………………………..1
2.3Инновационные императивы в России…………………………..…..21
2.3.1Первый шаг – инновационная стратегия…………………………..22
2.3.2От стратегии к политике…………………………………………….24
2.3.3.Высшая школа России – центральный игрок на инновационном поле……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...3
Введение
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Причём речь идёт не об информации вообще, а, прежде всего, о знании, т.е. информации, воплощённой в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей, а так же социальных отношений.
В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики. Создание, распространение и внедрение новых продуктов, услуг, технологических процессов выступают как составная часть промышленной деятельности и реализуются посредством различных форм передачи (приобретения) технологий - овеществленных (в виде машин и оборудования) и невещественных (патенты, лицензии, ноу-хау и т.п.).
В то же время, инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными причинами объективного и субъективного характера (недостаточным финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации).
Таким образом, анализ и прогнозирование развития экономики становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность по её видам и источникам финансирования, объёма инновационной продукции.
В связи с этим целью курсовой работы является - изучить и раскрыть экономическую сущность инновационной деятельности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить сущность инноваций;
2. Ознакомиться с различными классификациями инноваций;
3. Определить перспективы развития инновационной деятельности в России;
4. Определить сущность и влияния государства на развитие инноваций.
Предметом исследования является, понятие инновационной деятельности и значение инноваций и инновационной деятельности для организаций в условиях рыночной экономики.
В работе были использованы следующие методы: анализа, синтеза, индукции, дедукции, группировки.
Источниками информации при написании данной работы послужили Конституция РФ, ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, письмо Президента РФ, письмо Правительства Российской Федерации, протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике, работы отечественных и зарубежных авторов, переодические издания.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь состоят из нескольких параграфов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 36 страницах машинописного текста, содержит список использованной литературы, включающий 17 работ авторов.
1. Теоретические основы изучения инновационной экономики.
1.1 Понятие и значение инноваций.
Тенденция развития ведущих индустриальных стран последнего десятилетия всё нагляднее демонстрирует непосредственное влияние научно-технического процесса на экономический рост и повышение благосостояния населения. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышение его эффективности. Всё это, в конечном счёте, определяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Понятие «инновации» распространяется на нововведения в разных отраслях и сферах деятельности, включая не только производство, но и распределение, обмен, потребление производимого продукта. Но к собственно инновациям следует относить только принципиальные изменения, вносящие новые качества, кардинально изменяющие характер процессов, преобразующие состояние системы.
Освоение новых знаний, приобщение к опыту предыдущих поколений приводили к изобретениям и открытиям, распределению более совершенных методов освоения природных богатств, механизации и автоматизации труда, замены ручного труда машинным, внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым инновации легли в основу как научно-технического процесса, так и проведения курса на рачительное использование ресурсов, получение максимально возможного в данных условиях результата.
Постепенно в мире сложилась экономическая философия, опирающаяся на принцип применения научных новшеств, их внедрение в конкретную практику в качестве инструмента улучшения условий и повышения качества жизни, роста производительности труда и ресурсоотдачи. Приложение такой философии к производственной экономике фактически послужило выработке укоренившегося курса не инновационную экономику, характеризующего индустриальное, а затем и постиндустриальное общество.
Наиболее ярким проявлением этой тенденции стала промышленная революция XVII-XVIII вв., давшая мощный импульс к углублению связи физических наук с экономическим прогрессом. Наука стала, по выражению великих ученых-экономистов, непосредственной производительной силой.
Обозначенные закономерности социально-экономического и научно-технического развития сохранились и в неоиндустриальном обществе. Государства стали проводить инвестиционно - инновационную политику.
Основоположником учения об инновациях является Й. Шумпетер, его подход к определению инноваций считается классическим. По мнению Шумпетера, инновации - это технологически новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует общепринятое понимание и терминология инноваций. Так, например, Р.А. Фатхутдинов считает целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество он понимает как результат фундаментальных прикладных исследований и разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повешению её эффективности, а инновации - это конечный результат внедрения новшества, с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта.
В 2006г., а точнее 03 декабря, произошло знаменательное событие. Президент Российской Федерации Владимир Путин встретился с руководством отечественной науки и сформулировал две сверхзадачи, решения которых Россия ждет от своего научного и образовательного сообщества. Первая задача – независимая экспертиза государственных решений, прогноз и предупреждение общества о возможных бедствиях, катастрофах, кризисах в природной, техногенной и социальной сферах. Вторая задача – отработка сценариев перехода от нынешней сырьевой ориентации экономики – экономики «трубы» - к инновационному пути развития страны.
Если бы принятое Президентом политическое решение энергично и целеустремленно начало воплощаться в жизнь учеными, профессорами, преподавателями, руководителями различных рангов, то его декабрьская встреча с учеными могла бы стать исторической. Может быть, тогда отсчет начала пути к возрождению России начался с той декабрьской встречи.
К сожалению, этого не произошло. В сказке Льюса Кэррола в описанном там мире, иногда, чтобы оставаться на одном месте нужно было очень быстро бежать. Сейчас мир переживает время быстрых изменений, и каждый потерянный год отбрасывает страну далеко назад. Приходится констатировать, что инициатива Президента в целом не была понята, услышана и принята к исполнению.
Цель этих заметок на нынешнем уровне обсудить принципиальные положения, связанные с переходом к инновационной экономике в России. Обсудить, учитывая и накопленный в стране, и в мире опыт, и упущенные возможности, и новые перспективы.
1.2. Классификация инноваций.
В статистике выделяют несколько видов инновационной деятельности:
1. Научные исследования и разработки, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объёма знаний, а также поиска новых областей применения этих знаний.
2. Приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, прочих основных средств, необходимых для внедрения инноваций.
3. Приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов и бесплатных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищённых охранными документами, а также товарных знаков и других услуг технологического содержания.
4. Приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций. Программные средства, помимо программ для ЭВМ, могут включать офисные приложения, языки программирования и средства для разработки приложений, издательские системы, коллекции изображений и т.п.
5. Производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов.
6. Технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определённой части технологического процесса (инструмента, приспособлений и т.п.).
7. Обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций.
8. Маркетинг, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов, работ, услуг к различным рынкам и рекламную компанию.
Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности):
1. Фундаментальные (понимают экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний, без какой-либо конкретной цели). Их результат - информация об открытых законах, новых теориях, гипотезах, методах.
2. Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения практических задач, определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований.
3. Разработки (понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, направлены на создание новых либо значительное усовершенствование существующих материалов, продуктов или устройств, процессов, услуг систем или методов).
Экономико-статистический анализ инноваций предполагает их правильную классификацию. Первоначальный подход к классификации инноваций был сформулирован Й. Шумпетером ещё в начале ХХ в. Он предложил различать пять типов инноваций:
а) введение нового продукта;
б) введение нового метода производства;
в) создание нового рынка;
г) освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
д) реорганизация структуры управления.
Однако в современной статистике особое внимание уделяется технологическим инновациям, обусловленным новыми либо существенно усовершенствованными научно-техническими решениями.
В промышленности рассматриваются два типа технологических инноваций:
а) Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. К технологически новому продукту можно отнести микропроцессоры.
Информация о работе Инновационная экономика: возможности развития и государственной поддержки