Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 22:36, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
* изучение теоретико-методологических основ ИК, основных его форм;
* рассмотрение возможных методов эффективного управления ИК в пределах предприятия;
* рассмотрение и анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации с правами на интеллектуальную собственность, и предложение различных путей решения этой проблемы.
Введение 3
1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы. 5
1.1. Определение интеллектуального капитала, его основные формы. 5
1.2. Методы измерения интеллектуального капитала. 11
2. Влияние интеллектуального капитала на развитие экономических процессов. 15
2.1. Теория фирмы, основанной на знаниях. 15
2.2. Проблема управления интеллектуальным капиталом и его учета. 20
3. Значение интеллектуального капитала в экономике РФ. 28
3.1. Управление интеллектуальным капиталом и защита интеллектуальной собственности в РФ. 28
3.2. «Утечка умов», способы решения этой проблемы. 32
Заключение 39
Список литературы 40
Приложения 42
ФГОУ
ВОП «ФИНАНСОВАЯ
АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РФ»
Кафедра
«Макроэкономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на
тему:
«Интеллектуальный
капитал, его формы
и влияние на развитие
экономических процессов»
Выполнила:
студентка группы ФМ2-4
Грехова
Е.Н.
Научный руководитель:
к.э.н., ст.преп.
Барбанова С.А.
Москва,
2009
Содержание
В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.
В современном мире фирма или организация – это производитель не столько товаров, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.
При переходе от доиндустриальной и индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии развития изменяются конкурентные преимущества организаций. На смену природным ресурсам в индустриальном обществе в качестве доминирующих факторов производства выступают труд и капитал, а в современном обществе на первое место постепенно выходят знания и интеллектуальный капитал. В современной конкуренции решающую роль играет не столько население, как в доиндустриальном обществе, и не столько доступ к рынкам, как в индустриальном, сколько качество и интенсивность непрерывного обучения людей и организаций. При этом доминирующей сферой экономической активности становится не столько сельское хозяйство, как в доиндустриальном обществе, и не столько промышленность, как в индустриальном, сколько сфера услуг, в первую очередь интеллектуальных.
Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
Основными методами исследования по данной теме являются:
1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы.
Понятие ИК в современной специальной литературе появилось относительно недавно. По Современному философскому словарю1 – это форма закрепления, сохранения (воспроизводства), накопления, развития человеческого опыта. Основой капитала является опредмечивание человеческих качеств и сил в виде средств деятельности и кооперации людей, в виде системы вещей, обуславливающей воспроизводство общественной жизни. Под вещами здесь понимаются материальные объекты, созданные трудом человека. До настоящего времени капитал рассматривался как опредмеченная и отчужденная от индивидов форма опыта. Он создает предпосылки для существования опыта людей в человеческой истории, для его передвижения в социальном пространстве и социальном времени, для его стандартизации, разделения и синтезирования. Это современная точка зрения философов, выраженная соответственно через философские категории.
Сегодня понятие «капитал» существенно расширено и имеет множество значений в зависимости от целей, места, времени и технологии его использования. Только в Большом экономическом словаре насчитывается около девяноста статей, отражающих различные виды капитала.
Одной из задач моей работы является определение места ИК и одной из его важнейших составляющих – интеллектуальной собственности – в системе производства товаров и услуг, идентификация его разновидностей, структурирование и описание возможностей его применения на предприятии.
Под ИК того или иного субъекта понимается стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами.
В
современной отечественной
интеллектуальную собственность как актив (патенты, авторские права, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др.);
С
тех пор определение
Другие формулировки этого определения даются в рамках подходов, основанных на разных аспектах проблемы: юристы, журналисты, экономисты и менеджеры вкладывают в этот термин разное содержание. Для непрофессионала термин «интеллектуальный капитал» означает ценность конкретных индивидуумов, обладающих определенными знаниями и навыками и поэтому полезных конкретной компании. Однако, хотя человеческий интеллект имеет решающее значение для наращивания интеллектуального капитала, последний включает в себя не только его. В популярной деловой прессе под интеллектуальным капиталом понимают патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информацию о потребителях и поставщиках3. Для экономистов интеллектуальный капитал определяется q-индексом Тобина4, равным отношению рыночной стоимости компании к ее балансовой стоимости. Таким образом, спектр составляющих интеллектуального капитала весьма широк: от патентов крупной фармацевтической компании до навыков медсестры в приемной больницы скорой помощи.
Для сравнения я хотела бы привести несколько наиболее распространенных точек зрения на определение понятия интеллектуального капитала:
«….интеллектуальный капитал — это активы, стоимость которых, согласно, балансовому отчету, равна нулю». (Los Angeles Times)
«…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал».5
«Интеллектуальный капитал — это интеллектуальная деятельность».6
«Интеллектуальный капитал — это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям»7
«Мы идентифицировали четыре категории неосязаемых активов — человеческие ресурсы, права на интеллектуальную собственность, инфраструктуру и положение на рынке, — которые обозначаются обобщающим термином интеллектуальный капитал».8
«Интеллектуальный капитал включает в себя три элемента: (1) человеческий капитал, (2) потребительский капитал и (3) структурный капитал».9
В итоге видно, что трудно дать безупречное определение интеллектуального капитала. Этот термин используется в широком смысле для обозначения неосязаемых активов, которые имеют решающее значение для успеха и конкурентоспособности компании, в связи с чем необходимость отражения их в годовых отчетах компаний год от года возрастает.
Без сомнения, если авторы приведенных выше определений в чем-то соглашаются друг с другом, так это в том, что ИК является основой любого предприятия. Он выполняет всевозможные функции, и главной из них, по мнению отечественного ученого Леонтьева Б.Б, является существенное ускорение прироста массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые в свою очередь обеспечивают его высоко эффективную хозяйственную деятельность.10
Составной часть ИК является интеллектуальная собственность, как более стабильная, статическая и объективная составляющая, которая может быть выделена, передана другим лицам, оценена и практически использована на плановой основе, в том числе в системе управления. На этом основании было бы нецелесообразно рассматривать управление ИС в отрыве от ИК и наоборот.
Интеллектуальные способности являются более динамичной оставляющей ИК, которые весьма сложно выразить цифрами, единицами измерения. Их скорее следует рассматривать как реальные и потенциальные возможности отдельных лиц или организованной группы лиц, способных производить те или иные сложные работы и операции. Интеллектуальные способности требуют постоянного развития, тренинга и потому они менее стабильны и труднее поддаются измерению. На Западе эту составляющую пока почти не включают в состав человеческого капитала.
Б. Б. Леонтьев придерживается определения интеллектуального капитала, данного Г.Сент-Оджем, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала. (см.рис.1).
Человеческий капитал – это знания, опыт, навыки и способности конкретных физических лиц, участвующих в хозяйственной деятельности юридических лиц, как единая экономическая ценность данного объекта бизнеса.
Под структурным капиталом понимают функции и процессы менеджмента, информационные системы, систему финансовых взаимоотношений, инструментарий, положения, стандарты предприятия и др.
Не менее важной частью ИК является клиентский капитал – система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями его товара, сложившаяся за время его работы на рынке. К клиентскому капиталу обычно относят бренды, клиентуру, каналы сбыта, система деловых связей, лицензионные договоры и др. Немаловажную роль среди всего этого играет бренд, который, в отличие от обыденного понимания, представляет собой не только торговую марку или символ. Мало придумать и зарегистрировать в качестве торговой марки оригинальное название. Брендом оно станет только тогда, когда одно упоминание или мельком брошенный взгляд будет рождать у покупателя вполне определенные ассоциации, представления о характеристиках данного продукта. А для этого производителю нужно основательно потрудиться, разными способами укрепляя известность и репутацию продукта.