Интеллектуальный капитал, его формы и влияние на развитие экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
* изучение теоретико-методологических основ ИК, основных его форм;
* рассмотрение возможных методов эффективного управления ИК в пределах предприятия;
* рассмотрение и анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации с правами на интеллектуальную собственность, и предложение различных путей решения этой проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы. 5
1.1. Определение интеллектуального капитала, его основные формы. 5
1.2. Методы измерения интеллектуального капитала. 11
2. Влияние интеллектуального капитала на развитие экономических процессов. 15
2.1. Теория фирмы, основанной на знаниях. 15
2.2. Проблема управления интеллектуальным капиталом и его учета. 20
3. Значение интеллектуального капитала в экономике РФ. 28
3.1. Управление интеллектуальным капиталом и защита интеллектуальной собственности в РФ. 28
3.2. «Утечка умов», способы решения этой проблемы. 32
Заключение 39
Список литературы 40
Приложения 42

Работа состоит из  1 файл

он самый, великий и ужасный.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)
 

ФГОУ  ВОП «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ» 
 
 
 
 

Кафедра «Макроэкономика» 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

на  тему: 
 

«Интеллектуальный капитал, его формы  и влияние на развитие экономических процессов» 
 
 

Выполнила:

студентка группы ФМ2-4

Грехова Е.Н. 
 
 

Научный руководитель:

к.э.н., ст.преп. Барбанова С.А. 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 

Содержание

 

Введение

      В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность  экономических систем, выступает  ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.

      В современном мире фирма или организация  – это производитель не столько  товаров, сколько знаний. Это  означает, что работники занимаются производством  знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.

      При переходе от доиндустриальной и индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии развития изменяются конкурентные преимущества организаций. На смену природным ресурсам в индустриальном обществе в качестве доминирующих факторов производства выступают труд и капитал, а в современном обществе на первое место постепенно выходят знания и интеллектуальный капитал. В современной конкуренции решающую роль играет не столько население, как в доиндустриальном обществе, и не столько доступ к рынкам, как в индустриальном, сколько качество и интенсивность непрерывного обучения людей и организаций. При этом доминирующей сферой экономической активности становится не столько сельское хозяйство, как в доиндустриальном обществе, и не столько промышленность, как в индустриальном, сколько сфера услуг, в первую очередь интеллектуальных.

          Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как

  • изучение теоретико-методологических основ ИК, основных его форм;
  • рассмотрение возможных методов эффективного управления ИК в пределах предприятия;
  • рассмотрение и анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации с правами на интеллектуальную собственность, и предложение различных путей решения этой проблемы.

    Основными методами исследования по данной теме являются:

  • сравнительный метод;
  • историко-географический метод;
  • аналитический метод.
 

 

       1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы.

    1. Определение интеллектуального  капитала, его основные формы.

   Понятие ИК в современной специальной литературе появилось относительно недавно. По Современному философскому словарю1 – это форма закрепления, сохранения (воспроизводства), накопления, развития человеческого опыта. Основой капитала является опредмечивание человеческих качеств и сил в виде средств деятельности и кооперации людей, в виде системы вещей, обуславливающей воспроизводство общественной жизни. Под вещами здесь понимаются материальные объекты, созданные трудом человека. До настоящего времени капитал рассматривался как опредмеченная и отчужденная от индивидов форма опыта. Он создает предпосылки для существования опыта людей в человеческой истории, для его передвижения в социальном пространстве и социальном времени, для его стандартизации, разделения и синтезирования. Это современная точка зрения философов, выраженная соответственно через философские категории.

   Сегодня понятие «капитал» существенно  расширено и имеет множество  значений в зависимости от целей, места, времени и технологии его  использования. Только в Большом экономическом словаре насчитывается около девяноста статей, отражающих различные виды капитала.

   Одной из задач моей работы является определение  места ИК и одной из его важнейших составляющих – интеллектуальной собственности – в системе производства товаров и услуг, идентификация его разновидностей, структурирование и описание возможностей его применения на предприятии.

   Под ИК того или иного  субъекта понимается стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами.

   В современной отечественной литературе под интеллектуальным капиталом  понимается совокупность интеллектуальных активов, к которым могут быть отнесены2:

  • рыночные активы (нематериальные активы, связанные с рыночными операциями);

    интеллектуальную  собственность как актив (патенты, авторские права, торговые марки  товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др.);

  • человеческие активы (совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, а также психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в разных ситуациях);
  • инфраструктурные активы (технологии, методы и процессы, которые делают возможной работу предприятия).

   С тех пор определение интеллектуального  капитала многократно корректировалось и дополнялось. В настоящее время существует ряд таких определений. Наиболее широко используемое в практике трактует интеллектуальный капитал как те нематериальные (или неосязаемые) активы, которые не указываются в финансовых документах компании, но могут быть кодифицированы, оценены и управляются компанией. Термин «нематериальные активы» часто используется в годовых отчетах компаний для обозначения патентов, торговых марок и брэндов, стоимость которых должна учитываться в балансах и при приобретении компаний. В отчетах стоимость этих неосязаемых активов обычно указывается с учетом износа (амортизации). 

   Другие  формулировки этого определения  даются в рамках подходов, основанных на разных аспектах проблемы: юристы, журналисты, экономисты и менеджеры вкладывают в этот термин разное содержание. Для непрофессионала термин «интеллектуальный капитал» означает ценность конкретных индивидуумов, обладающих определенными знаниями и навыками и поэтому полезных конкретной компании. Однако, хотя человеческий интеллект имеет решающее значение для наращивания интеллектуального капитала, последний включает в себя не только его. В популярной деловой прессе под интеллектуальным капиталом понимают патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информацию о потребителях и поставщиках3. Для экономистов интеллектуальный капитал определяется q-индексом Тобина4, равным отношению рыночной стоимости компании к ее балансовой стоимости. Таким образом, спектр составляющих интеллектуального капитала весьма широк: от патентов крупной фармацевтической компании до навыков медсестры в приемной больницы скорой помощи.

   Для сравнения я хотела бы привести несколько наиболее распространенных точек зрения на определение понятия интеллектуального капитала:

  • Стивен Уоллман, представитель комиссии по безопасности и обмену (1995):

«….интеллектуальный капитал — это  активы, стоимость  которых, согласно, балансовому  отчету, равна нулю». (Los Angeles Times)

  • Томас Стюарт, редактор журнала «Форчун» (1991):

«…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал».5

  • Дж. К. Гэлбрейт, экономист (1969):

   «Интеллектуальный капитал — это  интеллектуальная деятельность».6

  • Кит Брадли, профессор международного менеджмента в Школе бизнеса Открытого университета (1996):

«Интеллектуальный капитал — это  превращение знаний и неосязаемых  активов в полезные ресурсы, которые  дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям»7

  • Энни Брукинг, глава консультационной компании The Technology Broker (1997):

«Мы идентифицировали четыре категории неосязаемых  активов — человеческие ресурсы, права на интеллектуальную собственность, инфраструктуру и  положение на рынке, — которые обозначаются обобщающим термином интеллектуальный капитал».8

  • Губерт Сент-Ондж, банк Canadian Imperial Bank of Commerce (1996):

«Интеллектуальный капитал включает в себя три элемента: (1) человеческий капитал, (2) потребительский  капитал и (3) структурный  капитал».9

     В итоге видно, что трудно дать безупречное определение интеллектуального капитала. Этот термин используется в широком смысле для обозначения неосязаемых активов, которые имеют решающее значение для успеха и конкурентоспособности компании, в связи с чем необходимость отражения их в годовых отчетах компаний год от года возрастает.

     Без сомнения, если авторы приведенных  выше определений в чем-то соглашаются  друг с другом, так это в том, что ИК является основой любого предприятия. Он выполняет всевозможные функции, и главной из них, по мнению отечественного ученого Леонтьева Б.Б, является существенное ускорение прироста массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые в свою очередь обеспечивают его высоко эффективную хозяйственную деятельность.10

     Составной часть ИК является интеллектуальная собственность, как более стабильная, статическая и объективная составляющая, которая может быть выделена, передана другим лицам, оценена и практически использована на плановой основе, в том числе в системе управления. На этом основании было бы нецелесообразно рассматривать управление ИС в отрыве от ИК и наоборот.

     Интеллектуальные  способности являются более динамичной оставляющей ИК, которые весьма сложно выразить цифрами, единицами измерения. Их скорее следует рассматривать как реальные и потенциальные возможности отдельных лиц или организованной группы лиц, способных производить те или иные сложные работы и операции. Интеллектуальные способности требуют постоянного развития, тренинга и потому они менее стабильны и труднее поддаются измерению. На Западе эту составляющую пока почти не включают в состав человеческого капитала.

     Б. Б. Леонтьев придерживается определения  интеллектуального капитала, данного Г.Сент-Оджем, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала. (см.рис.1).

     Человеческий  капитал – это знания, опыт, навыки и способности конкретных физических лиц, участвующих в хозяйственной деятельности юридических лиц, как единая экономическая ценность данного объекта бизнеса.

     Под структурным капиталом понимают функции и процессы менеджмента, информационные системы, систему финансовых взаимоотношений, инструментарий, положения, стандарты предприятия и др.

     Не  менее важной частью ИК является клиентский капитал – система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями его товара, сложившаяся за время его работы на рынке. К клиентскому капиталу обычно относят бренды, клиентуру, каналы сбыта, система деловых связей, лицензионные договоры и др. Немаловажную роль среди всего этого играет бренд, который, в отличие от обыденного понимания, представляет собой не только торговую марку или символ. Мало придумать и зарегистрировать в качестве торговой марки оригинальное название. Брендом оно станет только тогда, когда одно упоминание или мельком брошенный взгляд будет рождать у покупателя вполне определенные ассоциации, представления о характеристиках данного продукта. А для этого производителю нужно основательно потрудиться, разными способами укрепляя известность и репутацию продукта.

Информация о работе Интеллектуальный капитал, его формы и влияние на развитие экономических процессов