Интеллектуальный капитал, его формы и влияние на развитие экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
* изучение теоретико-методологических основ ИК, основных его форм;
* рассмотрение возможных методов эффективного управления ИК в пределах предприятия;
* рассмотрение и анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации с правами на интеллектуальную собственность, и предложение различных путей решения этой проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы. 5
1.1. Определение интеллектуального капитала, его основные формы. 5
1.2. Методы измерения интеллектуального капитала. 11
2. Влияние интеллектуального капитала на развитие экономических процессов. 15
2.1. Теория фирмы, основанной на знаниях. 15
2.2. Проблема управления интеллектуальным капиталом и его учета. 20
3. Значение интеллектуального капитала в экономике РФ. 28
3.1. Управление интеллектуальным капиталом и защита интеллектуальной собственности в РФ. 28
3.2. «Утечка умов», способы решения этой проблемы. 32
Заключение 39
Список литературы 40
Приложения 42

Работа состоит из  1 файл

он самый, великий и ужасный.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

Рис.1. Структура интеллектуального  капитала. 

  Обладать  ИК могут не только личности и предприятия, но и субъекты других уровней управления. Поэтому все субъекты, обладающие ИК, целесообразно разделить на пять уровней:

      1. индивидуальности, личности;
      2. воспроизводительные объединения, в составе которых следует рассматривать не только предприятия, учреждения, научные школы, но и политические партии, религиозные организации, семьи как ячейки общества и многие другие многоцелевые объединения людей;
      3. территориальные образования, среди которых в первую очередь следует рассматривать юридически самостоятельные регионы: республики, области, города, районы, округа, муниципалитеты;
      4. государства;
      5. человечество, включая органы международного регулирования межгосударственных и межнациональных отношений.

 В рамках моей работы меня прежде всего интересует предприятие как воспроизводитель товаров и услуг. Однако базовой для перечисленных уровней все же является индивидуальность, личность, определяющая особенности интеллектуальной деятельности и поведения всех остальных субъектов и в первую очередь предприятий.

    1. Методы  измерения интеллектуального капитала.
 

   Включение России в процессы глобализации сделало  актуальной проблему измерения интеллектуального  капитала в соответствии с применяемыми в мировой практике подходами. Эта  проблема тесно связана с концепцией управления работниками в области знаний. Ключевым утверждением в рамках этой концепции является то, что в настоящее время среди факторов повышения результативности и эффективности работы любой компаний выделяется управление набором способностей или компетентностей работников как важнейшим ресурсом организации. Особая роль работников организации заключается в том, что именно они являются обладателями и хранителями скрытых знаний, навыков и носителями этих способностей, причем подчас даже не осознавая этого. Поэтому управление человеческими ресурсами оказывается тесно связанным с управлением знаниями в различной их форме. Фундаментальное свойство человеческих ресурсов и базирующихся на них ключевых компетентностей заключается в том, что в отличие от материальных ресурсов они не расходуются и не истощаются по мере использования, а наоборот, обогащаются, совершенствуются и множатся в этом процессе.

   Попытка оценить воздействие человеческих ресурсов на эффективность и результативность работы предприятий и приводит к  анализу и выработке методов измерения интеллектуального капитала.

   Полный  и вполне разумный обзор методов измерения ИК представлен Карлом-Эриком Свейби на его персональном сайте11. Эрик Свейби выделяет 25 методов измерения интеллектуального капитала, сгруппированных в 4 категории.

   Методы  прямого измерения  интеллектуального  капитала - Direct Intellectual Capital methods (DIC). К этой категории относятся все методы, основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных активов или отдельных компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала или даже отдельные активы, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании. При этом совсем не обязательно оценки отдельных компонентов складываются. Могут применяться и более сложные формулы.

   Методы  рыночной капитализации - Market Capitalization Methods (MCM). Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов.

   Методы отдачи на активы - Return on Assets methods (ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании - ROA компании - сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно получить стоимость интеллектуального капитала компании.

   Методы подсчета очков - Scorecard Methods (SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы

   Все известные методики оценки ИК легко  распределяются по четырем перечисленным категориям. При этом следует отметить относительную близость DIC и SC методов, а также MCM и методов ROA. В первых двух случаях движение идет от идентификации отдельных компонентов ИК, во втором - от интегрального эффекта.

   Методы типа ROA и MCM методов, предлагающие денежные оценки, полезны при слиянии компаний, в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они могут использоваться для сравнения компаний в пределах одной отрасли. Они очень хороши также для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. Наконец, они основываются на установившихся правилах учета, их легко сообщать профессиональным бухгалтерам. Их недостатки в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора. Это особенно верно для MCM методов, которые могут применяться только к публичным компаниям.

   Преимущества  диагностической информационной системы  и SC методов в том, что они применены  на любом уровне организации. Они  работают ближе к событию, поэтому  получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Они очень полезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора и для экологических и социальных целей. Их недостатки в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой организации и каждой цели, которая делает сравнения очень трудными. Кроме того, эти методы новы и нелегко принимаются обществом и менеджерами, которые привыкли рассматривать все с чисто финансовой точки зрения. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, которые трудно анализировать и связывать.  

Выводы по 1 главе

     В данной главе я рассмотрела различные точки зрения на определение ИК, формы, которые он принимает, и методы его измерения. Из этого всего следует, что сущность рассматриваемого мною объекта далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд, и все приведенные концепции ИК описывают его с разных сторон, поэтому ни одним из них нельзя пренебрегать.

 

  1. Влияние интеллектуального капитала на развитие экономических процессов.

2.1. Теория фирмы,  основанной на  знаниях.

 

     Неуклонно возрастающая роль интеллектуального  капитала в настоящее время в  первую очередь связана с тем, что общество переходит в абсолютно  новую стадию – стадию информационного общества. Что это за стадия и чем она отличается от своей предшественницы – индустриального общества?

     Первым  дать ответ на этот вопрос попробовал академик В.И.Вернадский. В своих  работах он предсказывал, что человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и ума, названной им ноосферой.12 Слово «ноосфера» Владимир Иванович позаимствовал у французского математика и философа Е.Ле-Руа. В переводе с греческого языка оно означает «разумная оболочка Земли».

     Позднее Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института, ввел новое понятие «информационное общество», имея ввиду историческую фазу возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

     Сегодня термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

     Итак, каковы же особенности информационного  общества?

     Прежде  всего, это увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества. Высокими темпами возрастает число людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте. Кроме того, нарастает информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ. В настоящее время люди чуть ли не с пеленок используют мобильные телефоны и Интернет для работы и общения, порой забывая о традиционных способах общения. Все эти факторы способствуют созданию глобального информационного пространства, обеспечивающего, во-первых, эффективное информационное взаимодействие людей, во-вторых, их доступ к мировым информационным ресурсам и, наконец, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

     С концепцией информационного общества неразрывно связано понятие компании, основанной на знаниях.

     За  последние годы ресурсная теория фирмы привлекла внимание как альтернатива традиционной продуктовой теории или теории конкурентных преимуществ. Ресурсный подход позволяет лучше понять процесс разработки стратегии, в том числе и в компаниях, зависящих от нематериальных ресурсов, число которых быстро растёт. Это компании, предлагающие услуги, основанные на применении знаний, и работающие в наукоемких отраслях (т.н. компании, основанные на знаниях).

     Существует  три подхода в теории фирмы, основанной на знаниях:

  • когнитивистский;
  • коннекционистский;
  • автопоэтический.
 

     Когнитивистский  взгляд определяет компанию как открытую систему, которая развивает знание через формулирование и описание наиболее точных образов «представления» мира. Чем больше данных и информации компания может собрать, тем точнее будет описываемый образ. Таким образом, когнитивисты уравнивают знания с информацией и данными.

     Согласно  коннекционистским взглядам, организации также «представляют», главным образом, свой внешний мир, различаются лишь процессы представления реальности. Как и в когнитивистской теории, информационные процессы здесь являются основной деятельностью системы.

     Автопоэтический подход обеспечивает в корне отличающееся понимание входов в систему. Под входом понимаются только данные. Знание индивидуально, его идея очень близка к концепции «персонального» знания. Автопоэтические системы одновременно закрыты и открыты: открыты для данных, но закрыты для информации и знаний, которые должны интерпретироваться внутри системы. Автопоэтические системы являются самовызываемыми; мир не представляется в них постоянным и объективным. Он конструируется внутри системы и, таким образом, не может «представлять» реальность. Компания рассматривается как группа людей, которые создали новую общую для них структуру отношений.

     Карл-Эрик Свейби в своей работе «Теория фирмы, основанной на знаиях»13 определяет знание как способность к действию (которая может быть и не сознательной). Акцент в этом определении ставится на элемент действия: способность к действию может быть выражена только действием. Каждый человек воссоздает свою способность к действию и понимание реальности через опыт – взгляд, близкий к конструктивизму.

     Знание, определяемое как «способность к  действию», динамично, персонально и четко отличается от данных (дискретных, неструктурированных символов) и информации (средства для явных коммуникаций). Понимание динамических свойств знания даёт возможность использовать для него хороший синоним - Персональная Компетентность.

     Для того чтобы подойти ближе к  понятию фирмы, основанной на знаниях, я бы хотела определить некоторые  особенности, отличающие процесс передачи знаний от процесса передачи материальных товаров. В противоположность материальным товарам, стоимость которых снижается в процессе использования, знания увеличиваются при использовании и обесцениваются, когда не используются. Создание компетенций в языке или спорте требует огромных инвестиций в обучение и тренировки, управленческие компетенции также формируются в результате длительного времени обучения. Если обучение прекращается, знания частично утрачиваются.

Информация о работе Интеллектуальный капитал, его формы и влияние на развитие экономических процессов