Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 22:36, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
* изучение теоретико-методологических основ ИК, основных его форм;
* рассмотрение возможных методов эффективного управления ИК в пределах предприятия;
* рассмотрение и анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации с правами на интеллектуальную собственность, и предложение различных путей решения этой проблемы.
Введение 3
1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы. 5
1.1. Определение интеллектуального капитала, его основные формы. 5
1.2. Методы измерения интеллектуального капитала. 11
2. Влияние интеллектуального капитала на развитие экономических процессов. 15
2.1. Теория фирмы, основанной на знаниях. 15
2.2. Проблема управления интеллектуальным капиталом и его учета. 20
3. Значение интеллектуального капитала в экономике РФ. 28
3.1. Управление интеллектуальным капиталом и защита интеллектуальной собственности в РФ. 28
3.2. «Утечка умов», способы решения этой проблемы. 32
Заключение 39
Список литературы 40
Приложения 42
В России, к тому же, пока отсутствует комплексная законодательно–нормативная база, которая бы регулировала весь спектр отношений, связанных с внешней трудовой миграцией и прежде всего с вербовкой российских граждан, изъявивших желание работать за границей, обеспечила бы социальную защиту трудящихся мигрантов и их реэмиграцию.
Не
сформирована система государственного
регулирования миграционных процессов.
Отсутствует орган, осуществляющий
оперативные функции по реализации
политики внешней трудовой миграции,
и системы таких органов на
местах, нет четкой регламентации деятельности
посреднических фирм по трудоустройству
российских граждан за границей, не отработан
порядок взаимодействия таких фирм и государственных
служб по регулированию внешней трудовой
миграции.
Отсутствие адекватного регулирования рассматриваемого процесса может привести к ряду последствий:
Исходя из интересов российских граждан и отправляясь к конвенции «О трудящихся мигрантах» Международной организации труда, следует использовать имеющиеся возможности регулирования процесса эмиграции из России высококвалифицированных специалистов. Так в статье №10 упомянутой конвенции говорится:
«Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства на территорию другого достаточно велико, компетентные органы власти заинтересованных стран заключают, когда это необходимо, соглашение в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес». Кроме того, статья №3 требует от каждого участника конвенции принимать меры в пределах, разрешаемых законодательством страны против всякой вводящей пропаганды по вопросам эмиграции.
Это
указывает на острую необходимость
разработки государственной программы
регулирования «
Главными целями этой программы должны быть:
Основные
мероприятия программы (по мнению Угикалова
И. и Валюкова В.) представляется реализовать
в 3 этапа.
На первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.).
Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.
На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно–законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.
Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы— на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.
Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.
Третий этап – перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия, преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых–эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).
Предложенный
организационно–экономический механизм
позволит эффективно управлять процессом
«утечки умов» на всех уровнях и в национальных
интересах России.
Выводы по 3 главе:
В данной главе я рассмотрела ситуацию в сфере ИК в РФ, которая, как можно понять из моей работы, является далеко не идеальной. Но, несмотря на это, существуют определенные методы выхода из положения, которые также указаны в моей главе.
Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира. Это привлекает все большее внимание к тем индикаторам, которые могут так или иначе оценивать тенденции в развитии интеллектуального капитала стран и регионов. Эти оценки способствуют выявлению перспектив будущего экономического роста и социально-экономического развития. Оценка интеллектуального капитала в национальных и региональных масштабах позволяет осуществить мониторинг, а также управление факторами, определяющими социально-экономическое развитие в современном мире. Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время значительная часть российских предприятий характеризуется незначительным капиталом этого вида. Более того, в ряде случаев его величина отрицательна. В стране в целом величина интеллектуального капитала также существенно ниже той, которая могла бы быть в случае более успешного экономического развития.
В
России имеются существенные резервы
для бурного роста
Учебная литература, монографии
Периодические издания
Литература на иностранных языках
Интернет-ресурсы
Приложения
Приложение 1. Модель управления интеллектуальным капиталом предприятия.