Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 22:36, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
* изучение теоретико-методологических основ ИК, основных его форм;
* рассмотрение возможных методов эффективного управления ИК в пределах предприятия;
* рассмотрение и анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации с правами на интеллектуальную собственность, и предложение различных путей решения этой проблемы.
Введение 3
1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы. 5
1.1. Определение интеллектуального капитала, его основные формы. 5
1.2. Методы измерения интеллектуального капитала. 11
2. Влияние интеллектуального капитала на развитие экономических процессов. 15
2.1. Теория фирмы, основанной на знаниях. 15
2.2. Проблема управления интеллектуальным капиталом и его учета. 20
3. Значение интеллектуального капитала в экономике РФ. 28
3.1. Управление интеллектуальным капиталом и защита интеллектуальной собственности в РФ. 28
3.2. «Утечка умов», способы решения этой проблемы. 32
Заключение 39
Список литературы 40
Приложения 42
Однако следует подчеркнуть, что важным является оценка степени новизны и полезности при постановке данного объекта на учет.
Принимая
на баланс нематериальные активы как
объект учета, предприятиям необходимо
учитывать:
Сложность проблемы проявляется в том, что бухгалтерский учет операций, связанных с правами интеллектуальной собственности, в основном сводится к учету лицензионных платежей и нематериальных активов. До сих пор эти вопросы разработаны слабо и, серьезно говоря, пребывают даже не на стадии становления, а на стадии уведомления самого факта, и тут могут быть значительные проблемы, которыми не следует пренебрегать.14
Выводы по главе 2.
Подробно
рассмотрев теорию информационного
общества и фирмы, основанной на знаниях,
а также проанализировав
Стимулирование инновационного процесса есть задача сохранения статуса влиятельной державы для России в мире и одновременно насущное требование экономики и человеческого развития. По оценкам экспертов из Национального института авиационных технологий, сегодня общая товарная реализация наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2300 млрд.долл. Из них на долю США приходится 39%, а доля трех ведущих на этом рынке стран – США вместе с Германией (16%) и Японией (30%) = составляет более 80%. Оставшаяся часть – около 15% распределяется между другими ведущими странами Европы. Россия на этом рынке имеет лишь 0,3% за счет продажи самолетов КБ «Сухого», отдельных видов вооружений, продуктов атомной промышленности, изделий электротехнической промышленности. Следовательно, российскому бизнесу и правительству следует полностью пересмотреть свои цели и задачи по поводу управления и преобразования ИК и защиты ИС. Но в условиях разрастающейся глобализации и информатизации необходимо не забывать о проблеме сохранения собственной социокультурной идентичности при интеграции в глобализующийся мир.
Чтобы лучше осознавать ситуацию с ИК с России, я бы хотела привести небольшую справку об историческом опыте нашей страны в этом поле деятельности.
В
течение советского периода разработка
и внедрение инноваций в
В отношении зарубежных стран СССР применял так называемую политику «открытости внутрь». Страна не вступала во многие международные соглашения о правах на объекты ИС, что позволяло ей использовать мировые достижения без специальных разрешений и платежей. Такая политика привела к тому, что в 1960х гг. СССР достиг самых высоких темпов технологической модернизации в мире. Новые технологии разрабатывались и осваивались за счет государства в рекордные сроки.
Однако, к 1970м гг. начало проявляться технологическое отставание Советского Союза. Из-за таких мировых приоритетов в науке, как ядерная энергетика, освоение космоса, создание лазеров, физика твердого тела и т.п., наши ученые заметно отстали в создании новых собственных товаров и услуг, конкурентноспособных на рынке, в то время как США и страны Европы наращивали свою интеллектуальную мощь. Из-за закрытости и импорта технологий из-за рубежа новые собственные товары оказывались неконкурентноспособны даже на внутреннем рынке, и это привело к серьезной зависимости от зарубежных технологий, в особенности в сфере микроэлектроники и информационных технологий. Из-за технологического отставания в упадок пришли многие отрасли, такие как автомобилестроение и фармацевтика. Подкреплялось все это еще и тем, что в СССР напрочь отсутствовали какие-либо рыночные механизмы, способные хоть как-нибудь урегулировать эту проблему.
В настоящее время положение инновационного рынка в России все еще оставляет желать лучшего, что видно по приведенным выше цифрам.
Для того, чтобы исправить ситуацию, Т.Семенов предлагает обратить внимание на две основные цели, которые должна ставить перед собой Россия:
Интеллектуальный потенциал должен стать самым главным ресурсом, на который будет опираться русская экономика, а интеллектуальная собственность, ее защита, регулирование передачи прав и коммерциализации – главным ее двигателем. На пути к этой цели необходимо прежде всего разобраться в многочисленных проблемах и противоречиях, которые в основном носят законодательный и организационный характер.
Одной из этих проблем является то, что от имени государства некому решать вопросы распоряжения теми или иными исключительными правами по разработкам, которые государство финансировало и намеревается довести до производства. Таким образом, у государства есть две альтернативы: либо не выпускаем товар на рынок, либо отдаем права на него без оглядки и навсегда. Естественно, оба варианта являются далеко не лучшими.
Согласно Гражданскому Кодексу, правами обладает заказчик, а не исполнитель. В нашем случае заказчиком выступает правительство, но идентифицировать федеральный орган исполнительной власти, являющийся государственным заказчиком, очень сложно, а чаще всего вообще невозможно. Отсюда и вытекает наша проблема определения прав на интеллектуальную собственность.
Для устранения подобных проблем государству в первую очередь необходимо:
Еще одной наболевшей проблемой, связанной с рассматриваемой темой, является то, что государство часто выдает средства на заведомо морально устаревшие научно-промышленные разработки, запатентованные за рубежом. Следовательно, ресурсы расходуются на «изобретение велосипеда». Несомненно, русские ученые занимаются разработкой важных продуктов, имеющих большое значение для экономики страны, но они уже далеко не новы.
Любой здравомыслящий человек подтвердит, что для увеличения интеллектуального потенциала страны необходимо всеми силами стимулировать различные научные разработки и инновации. Но что же делает наше государство? Оно, наоборот, как будто создает невидимую стену для всех, кто хочет предложить стране и миру новое изобретение:
В общем, как я уже неоднократно говорила, регулирование инновационных процессов в России требует серьезного изменения, причем таким образом, чтобы оно смогло выполнять поставленные перед ним цели: создание для творческой личности условий самореализации, достижения полезного результата; облегчение и стимулирование превращения потенциала знания в коммерческий результат; и, наконец, самое важное, обеспечение равных или даже приоритетных (по сравнению с другими развитыми странами) условий для субъектов инновационного процесса на территории России.
Процесс перехода от плановой к рыночной экономике в нашей стране сопровождается оттоком квалифицированных кадров. Он протекает двояко:
В том и в другом случае результаты одни и те же:
Растущая безработица и другие негативные процессы толкают к эмиграции.
Процесс
эмиграции
Россия сталкивается с рядом серьезных проблем в формировании и развитии рынка высококвалифицированных кадров. В данной связи целесообразно обратиться к опыту, накопленному странами Восточной Европы, которые разработали механизмы, смягчающие отрицательные последствия при переходе к рынку труда.
По имеющимся оценкам американцы экономят на привлечении ученых–эмигрантах около 1 млрд. долларов в год (доход). Понятно, что адекватный этому доходу ущерб несут страны–экспортеры.
Внутренняя эмиграция, прежде всего в коммерческую деятельность, вызвана следующими причинами:
По отношению к внешней эмиграции действительны те же причины, но добавляются различия на рынках труда стран–экспортеров и стран–импортеров рабочей силы. Последние таковы, что в условиях резких структурных изменений в России создается определенный избыток кадров как раз на тех направлениях, которые связаны с большей склонностью к эмиграции и с большими шансами на получение за границей работы по специальности.
Вследствие «внутренней утечки умов» наибольшие потери несут:
— инженерно технические науки;
— экономика и управление;
— в меньшей мере право;
наименьшие:
— медицина, физика, гуманитарные науки.
Эта
тенденция отражает резко возросшую
потребность активно
По иному складывается ситуация на рынке «внешней эмиграции». Наибольший отток (11-14%) — математика, информатика, медицина, химия, биология, физика. Характерно, что именно представители этих специальностей наиболее интенсивно мигрируют в рамках международного рынка.
Опыт
ряда государств, раньше чем Россия
столкнувшихся с
Кардинальное решение экономики стояло бы в превращении процесса миграции ученых из одностороннего (Россия®Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Оно, однако, может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условием, достигнутым в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение еще не реально.