Интеллектуальный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Бурный технический прогресс и жесточайшая конкуренция приводят к возникновению совершенно новых типов взаимоотношений между производителями, потребителями, поставщиками и т.д. Только истинные достоинства и ценности дают компаниям возможность не только выжить, но и процветать. И в этом значительная роль принадлежит интеллектуальному капиталу, который вскоре должен стать важнейшим критерием оценки собственности компаний. Только он способен отразить динамику устойчивости и рентабельности предприятий и позволяет судить о подлинной стоимости компаний по таланту и творчеству его работников, качеству используемых орудий труда, методик.

Содержание

Введение 3

1. Понятие интеллектуального капитала 5

1.1. Становление понятия интеллектуальный капитал 5

1.2. Современное понимание интеллектуального капитала 6

2. Основные составляющие интеллектуального капитала 9

2.1. Клиентский капитал 10

2.2. Человеческий капитал 12

2.3. Структурный капитал 17

3. Важность человеческого и структурного капитала для фирмы 18

Заключение 20

Список использованной литературы 24

Приложения 25

Работа состоит из  1 файл

интеллектуальный капитал.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РФ 
 

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 

на  тему: 
 

«Интеллектуальный капитал» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка группы Ф1-1

                Окулич  А.В.

                Научный руководитель:

                Козлова В.А.

Москва. 2003

 

План 

Введение 3

1. Понятие интеллектуального  капитала 5

1.1. Становление  понятия интеллектуальный капитал 5

1.2. Современное  понимание интеллектуального капитала 6

2. Основные составляющие  интеллектуального капитала 9

2.1. Клиентский  капитал 10

2.2. Человеческий капитал 12

2.3. Структурный  капитал 17

3. Важность человеческого  и структурного капитала для  фирмы 18

Заключение 20

Список использованной литературы 24

Приложения 25

 

Введение

     Сегодня в мире происходят кардинальные изменения  под воздействием современной информационной революции. Теперь человек является главной производственной силой, а его интеллектуальный потенциал превращается в капитал. Дальнейшее распространение и развитие получают информационно-телекоммуникационные технологии для перевода опыта и знаний человека в машинные программы.

     На  рубеже веков именно интеллектуальный капитал является той категорией, на основе которой возможно строить  новое научное знание. При этом постановка проблемы развития теории интеллектуального капитала, анализа  складывающихся новых экономических отношений, вызванных изменением производственных сил, предметов труда, объектов собственности, тенденциями перехода к постиндустриальному обществу, требует глубокого осмысления.

     Несмотря  на то, что теория интеллектуального  капитала считается новой, она незримо присутствовала в отношении рыночной стоимости акций компаний к стоимости ее чистых активов. Ранее эта разница относилась на счет таких субъективных факторов как конфиденциальная информация о новых товарах, интуитивное предвидение перспектив компаний и т. д. Считалось, что эта разница является временным отклонением от нормы, неэмпирической добавленной стоимость, находящей свое выражение в повышении производительности труда и доходов.

     Однако  в последнее время выявляется ошибочных таких взглядов. Современный бизнес диктует необходимость установления равновесия между финансовыми и нефинансовыми компонентами, которые все чаще называют интеллектуальным капиталом. Например, знания, информация, практические способности работников, а также такие моральные ценности как отношение человека к труду, культура и организация труда и т. д. С другой стороны, к интеллектуальному капиталу можно отнести и программное обеспечение, патенты, организационные структуры и т. д.

     Использование интеллектуального капитала означает строгий учет при анализе стоимостных показателей структурного, клиентского и человеческого капиталов. Следовательно, интеллектуальный капитал создает реальную возможность оценивать результаты любого вида коллективной деятельности, сравнивать динамику стоимостных показателей любого типа предприятий. Признанные пионеры изучения интеллектуального капитала Л.Эдвинссон и М. Мэлоун отмечали, что «сотни тысяч крупных и мелких компаний во всем мире возьмут на вооружение теорию интеллектуального капитала как средство измерения, конкретизации и отображения истинной стоимости своих активов. Они делают это потому, что бухгалтерский учет, основанный на интеллектуальном капитале, дает уникальную возможность комплексного использования всего того, без чего немыслима современная экономика динамичных и высокотехнологичных виртуальных корпораций»1.

     Бурный  технический прогресс и жесточайшая  конкуренция приводят к возникновению  совершенно новых типов взаимоотношений  между производителями, потребителями, поставщиками и т.д. Только истинные достоинства и ценности дают компаниям  возможность не только выжить, но и процветать. И в этом значительная роль принадлежит интеллектуальному капиталу, который вскоре должен стать важнейшим критерием оценки собственности компаний. Только он способен отразить динамику устойчивости и рентабельности предприятий и позволяет судить о подлинной стоимости компаний по таланту и творчеству его работников, качеству используемых орудий труда, методик. «Теперь у нас есть новая мера стоимости – это интеллектуальный капитал и средства его оценки. Эта система изменения включает в себя более широкий круг объектов: она применима не только к коммерческим предприятиям, но и к правительственным и некоммерческим организациям»2.

     Следовательно, всеобщее признание роли интеллектуального капитала вносит значительные коррективы в нынешние методы организации и управления предприятием.

 

Интеллектуальный  капитал

     Для начала попробуем более точно  определить само понятие «интеллектуальный  капитал». Ведь до сих пор не проведено четкой грани между понятиями интеллектуальный капитал, и, к примеру,  нематериальные активы, нематериальные ресурсы. Неясным остается и то, почему под общим названием «интеллектуальный капитал» объединены такие разные по существу и зачастую не имеющие прямого отношения к интеллекту явления – система ценностей работников, имидж предприятия, брэнды,  лояльность клиентов и многое другое.

     В английском термин «интеллектуальный  капитал» состоит из трех элементов  – латинское «интер», что означает «между», «лектио», означающее «чтение, приобретенное знание», и «капитал», что означает «общая сумма». Таким образом, понятие «интеллектуальный капитал» означает основанное на связях структурированное знание и способности, обладающие потенциалом развития и создания стоимости3.

     Классические  работы в области изучения интеллектуального  капитала были написаны Т. Стюартом, Л. Эдвинссоном, М. Мэлоуном; эти авторы относят к интеллектуальному  капиталу человеческий капитал, элементами которого являются знания, навыки, моральные ценности персонала, культуру труда, и структурный капитал, включающий в себя ноу-хау, организационную структуру, патенты и торговые марки, отношения с клиентами4.

     Энн Брукинг понимает под интеллектуальным капиталом нематериальные активы, без которых компания не может существовать и развивать конкурентные преимущества; составными частями интеллектуального капитала являются у нее человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. В.Л. Иноземцев определяет интеллектуальный капитал как своего рода  "коллективный мозг", аккумулирующий научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы5.  Б. Б. Леонтьев понимает под интеллектуальным капиталом предприятия стоимость имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки персонала, а также накопленные  базы знаний и полезные отношения с другими субъектами6.

     Свейби  подразделяет интеллектуальный капитал  на внутреннюю структуру, внешнюю структуру, компетентность персонала7. Под компетентностью сотрудников он понимает способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификацию, умения и навыки, опыт, энергию, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры. Характеристики внутренней структуры – патенты, концепции, ноу-хау, авторские права, компьютерные и административные системы, системы сетевого взаимодействия, оргструктура, культура организации. Внешнюю структуру отражают отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, брэнды, торговые марки, имидж организации.

     Даум  относит к нематериальным активам  все, что находится во владении предприятия, но не имеет материальной формы, и ставит знак равенства между понятиями  «нематериальные активы», «нематериальные ресурсы» и «интеллектуальный капитал»8.  По мысли Даума, элементами интеллектуального капитала являются человеческий капитал, структурный капитал, партнерский капитал и клиентский капитал9. Все это представляет капитал только в рамках общей концепции, только стратегия превращает нематериальные ресурсы в капитал10, и критерий отнесения ресурсов к капиталу – полезность для реализации стратегии предприятия.

     Таким образом, под интеллектуальным капиталом  в современном понимании подразумеваются, прежде всего, люди и знания, которыми они обладают, их навыки, связи и  все то, что помогает эффективно использовать знания и навыки. Принято различать три основных составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский (потребительский, рыночный) капитал, который довольно часто по-прежнему включают в структурный. Различие между людскими и организационными ресурсами, между человеческим и структурным капиталом заключается в том, что первый воплощен в самих работниках компании или их коллективах как совокупность знаний, квалификации, новаторства каждого из сотрудников компании, как система ценностей, культура и философия компании, которые не могут быть скопированы или воспроизведены в другой организации. Элементы структурного, включающего в себя оборудование, компьютерные программы, патенты, торговые марки и все остальные организационные аспекты, обеспечивающие производительный труд работников, обладают определенной степенью объективизации, отчуждаемы и воспроизводимы. Стоимость компании определяют оба типа активов, но первым из них, в отличие от второго, она не может по своему усмотрению распоряжаться. Иначе говоря, одним из важнейших источников силы корпорации становится то, чем она не в состоянии владеть, это коренным образом отличает современную ситуацию от существовавшей в условиях индустриального общества11.

     Важно иметь в виду, что эффективность и ценность интеллектуального капитала являются не всеобщими универсальными категориями: они определяются и самовозрастают только в контексте конкретной стратегии развития компании и при иной стратегии имеющиеся интеллектуальные ресурсы могут быть малопригодны.

     Главным носителем интеллектуального капитала является специально подобранный и  подготовленный персонал компании. Вещественных измерителей творческого потенциала компании, величины ее интеллектуального  ресурса по аналогии с другими  ресурсами, необходимыми для производства любого продукта, такими как основные и оборотные средства, деньги, труд и т.п., — не существует. Сложно найти надежные способы измерения коллективных знаний сотрудников компании, их опыта и интуиции, интеллектуальной собственности, усвоенной ими информации. Соответствующим образом отобранные,  организованные, сконцентрированные и нацеленные на определенную сферу деятельности, — в совокупности именно они позволяют компании создавать новую продукцию.

     Слабые  возможности строго формального и адекватного описания и измерения интеллектуальных ресурсов и, в частности, процессов научных исследований и разработок, проявляющиеся в высокой степени неопределенности их результатов, в методологических проблемах определения нормативов творческого труда (или даже самого творчества) и их надежности, в самой сущности творчества, все более вытесняющего рутинную работу в интеллектуальных компаниях, — все это не только затрудняет, но и ставит под сомнение корректность постановки самой задачи нормирования интеллектуальных процессов и творческих видов деятельности. Но зато в условиях рыночного ценообразования это достояние компании можно оценивать или соотносить со стоимостными категориями. Наиболее известные подходы к измерению и оценке нематериального капитала приведены в таблице1 (Приложение 1)12.

     Первым (достаточно спорным, грубым и не единственным) признаком интеллектуальной компании является ее рыночная капитализация, превышающая  бухгалтерскую стоимость основных фондов, материальных и финансовых средств. Превышение над бухгалтерской стоимостью формируется как раз за счет интеллектуальных фондов: новизны и перспективности предлагаемых продуктов или услуг, рыночных ожиданий на новых его сегментах, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки (престижа), контроля над бизнесом, взаимоотношений с потребителями и т.д. Степень превышения имеет значение: не всякая успешная на фондовом рынке компания является интеллектуальной. По мнению экспертов, превышение должно быть многократное и носить стабильный характер, не подверженный спорадическим рыночным ожиданиям. Такая крупная корпорация, как Microsoft, имея рыночную капитализацию в сотни миллиардов долларов, числит на своем балансе материальных фондов всего на несколько миллиардов долларов. В то же время, отсутствие на своем балансе значительного количества материальных ресурсов в виде основных фондов и оборотных средств, используемых в процессе основной производственной деятельности, не является принципиальным, поскольку современная интеллектуальная компания может их привлекать со стороны, оплачивая как оказываемые услуги.

Информация о работе Интеллектуальный капитал