Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, курсовая работа
Бурный технический прогресс и жесточайшая конкуренция приводят к возникновению совершенно новых типов взаимоотношений между производителями, потребителями, поставщиками и т.д. Только истинные достоинства и ценности дают компаниям возможность не только выжить, но и процветать. И в этом значительная роль принадлежит интеллектуальному капиталу, который вскоре должен стать важнейшим критерием оценки собственности компаний. Только он способен отразить динамику устойчивости и рентабельности предприятий и позволяет судить о подлинной стоимости компаний по таланту и творчеству его работников, качеству используемых орудий труда, методик.
Введение 3
1. Понятие интеллектуального капитала 5
1.1. Становление понятия интеллектуальный капитал 5
1.2. Современное понимание интеллектуального капитала 6
2. Основные составляющие интеллектуального капитала 9
2.1. Клиентский капитал 10
2.2. Человеческий капитал 12
2.3. Структурный капитал 17
3. Важность человеческого и структурного капитала для фирмы 18
Заключение 20
Список использованной литературы 24
Приложения 25
Интеграция России в мировое экономическое пространство с одной стороны, низкий научно-технический уровень, изношенность материальных активов и дефицит финансовых ресурсов для их модернизации с другой стороны практически не оставляют иного выбора и отечественным производителям. Интеллектуальный потенциал является, наверное, единственным фактором, который возможно мобилизовать в достаточно короткие сроки для завоевания устойчивого положения на российском рынке в борьбе с зарубежными фирмами. Уровень накопленных общих, научных и профессиональных знаний технико-технологического и экономического характера, степень образованности и культуры трудовых ресурсов, несмотря на затяжное кризисное развитие, остаются достаточно высокими, а понимание российской рыночной специфики вообще может стать уникальным конкурентным преимуществом отечественных компаний.
К
сожалению, следует констатировать,
что в отечественной практике
понятие нематериальных, неосязаемых
активов у многих руководителей
и специалистов слишком прямо
ассоциируется с
В настоящее время по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса ("СОИС-SERVAL") в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики уже сегодня составляет 10-15 процентов. Причем в промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15-20 процентов от общей стоимости активов31. Но экспертами также отмечено, что данная оценка носит вербальный характер, так как номинально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы. В США, например, эти цифры вдвое выше в основном за счет иного отношения к юридическому оформлению и существенно более высокого уровня управления активами предприятий.
Современные
общемировые тенденции
Тезис о ведущей роли капитала в экономическом прогрессе провозглашается в разнообразных моделях экономического роста и подтверждается результатами многочисленных исследований российской и зарубежной практики. В настоящее время утверждается точка зрения, согласно которой капитал выступает в многообразных формах. Значительные структурные сдвиги постиндустриального характера в общественном производстве, существенное увеличение роли нематериального (невещественного) производства по сравнению с традиционным – материальным (вещественным) предопределили, на наш взгляд, системную эволюцию капитала как экономического явления.
Рост наукоемкости производства, быстрое обновление технологий и видов продукции, усиление неценовой конкуренции (конкуренции новизны и качества) выдвигает на первый план интеллект, способности, знания, талант и профессионализм работника, технические, технологические и организационные инновации, то есть характеристики, объединяемые понятием “интеллектуальный капитал”. Обладание интеллектуальным капиталом приравнивается развитыми странами по значению к стратегическим ресурсам (запасам сырья, территории, золотому запасу, валютным резервам). В современном мире идет постоянная борьба за обладание интеллектом и за доступ к его источникам. Опыт последних десятилетий подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности. В связи с этим настораживает направление экономического развития новой России, которое вопреки имеющемуся мощному интеллектуальному потенциалу принимает все более выраженный сырьевой и трудоемкий характер.
Экономический рост все более понимается как качественный рост, когда приоритетное развитие интеллектуального капитала становится основой изменения не только структуры производства, но и качества жизни, включая уровень доходов, потребления, защиту окружающей среды, свободное время и всестороннее развитие личности. Именно продукция, создаваемая при участии человеческого мозга, генерирующего новые идеи, решает одновременно и проблему редкости (ограниченности) невоспроизводимых ресурсов, товаров, услуг, рабочих мест, и проблему сохранения окружающей среды, и проблему повышения уровня жизни населения.
Таким
образом, проблемы целесообразного и эффективного
создания, мобилизации и использования
интеллектуальных факторов функционирования
фирмы в современных условиях существенно
актуализируется как в рамках национальной
экономики, так и в глобальном масштабе.
Таблица 1 Методы измерения и оценки интеллектуального капитала32
Метод/ подход | Идея/ содержание |
Метод рыночной капитализации | ИК равен разнице между рыночной ценой компании и балансовой стоимостью ее материальных активов |
Коэффициент Тобина | Отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены |
Доходность нематериальных активов | (Фактическая
среднегодовая прибыль |
MAGIC | Выделение человеческого капитала, организационного капитала, рыночного капитала и инновационного капитала. |
Монитор ИК К.Э.Свейби | Нематериальные ресурсы оцениваются по системе индикаторов, упорядоченных в матрице, где по одной оси выделяются компетенции персонала, внутренние структурные характеристики организации и клиенты, а по другой оси – рост (обновление), эффективность и стабильность |
Навигатор Скандиа | Выделяется 30 ключевых индикаторов. В дополнение к традиционным финансовым показателям они включают клиентское направление, направление процессов, человеческое направление и направления развития/обновления. Индикаторы клиентского направления включают: количество счетов, количество брокеров (Скандиа – финансовая компания) и количество потерянных клиентов. Индикаторы направления процессов включают: количество счетов на одного сотрудника и административные затраты на сотрудника. Индикаторы человеческого направления включают: текучесть кадров, доля менеджеров, доля женщин- менеджеров и затраты на образование на одного работника. Индикаторы процесса развития/обновления: степень удовлетворенности сотрудников, маркетинговые затраты на клиента, доля времени, потраченного на образование. |
Невидимый
баланс
(Konrad Group) |
ИК делится на индивидуальный капитал и структурный капитал. Индикаторы индивидуального капитала: профессиональные навыки и мастерство ключевых сотрудников, а также образование, опыт, количество сотрудников на важных процессах и т.п. Структурный капитал может быть представлен конкурентными преимуществами компании, такими как репутация, опыт и специфические продукты, услуги или производственные методы. |
Сбалансированная система показателей Нортона и Кэплэна | Выделяется 4 блока показателей: финансовые (повышение стоимости предприятия для собственников, рост сбыта, производительность капитала); клиентские (предложение ценности для клиентов – цена, качество, время, функциональность, сервис, связи с клиентами, марка); внутренних процессов (инновационные процессы как наращивание рыночной власти, процессы управления клиентами с целью повышения ценности для клиентов, оперативные процессы - достижение операционального превосходства, процессы, связанные с регулированием и средой – формирование ответственной гражданской позиции); обучения (стратегические компетенции, стратегические технологии, климат). Развитие организации должно быть сбалансировано по этим направлениям. |
Экономическая добавленная стоимость (Stern Stewart and Co) | Показатель, включающий переменные капитального бюджетирования, финансового планирования, постановки целей, измерения деятельности, взаимодействия с акционерами, материального стимулирования. Недостатком метода является его сложность (ЭДС состоит из 164 характеристик). |
Методика консалтинговой фирмы Ernst & Young "Measures that Matter" | ИК оценивается по 8 факторам: качество менеджмента; результативность совершенствования продуктов; сила маркетинговой позиции; корпоративная культура; политика оплаты труда в отношении высшего менеджмента; качество коммуникаций с инвесторами; качество продуктов и услуг; удовлетворение потребностей клиентов. Эти факторы, в свою очередь, развертываются в 39 более детальных показателей. |
Модель Б.Лева «Value Chain Blueprint” | Концентрируется на способности предприятия к инновациям. Выделяется девять групп показателей: внутренняя способность к обновлению (исследования, развитие персонала, организационные процессы); накопленные, приобретенные способности (закупленные технологии, инвестиционная деятельность); деловая сеть (альянсы, совместные предприятия, интеграция клиентов и поставщиков); интеллектуальная собственность; технологическая реализуемость инноваций (клинические тесты, разрешения, прототипы); деятельность в Интернет (трафик на сайте, заказы онлайн, альянсы в Интернет); клиенты (маркетинговые альянсы, стоимость брэнда, ценность клиентов, отток клиентов); эффективность (сбыт, прибыль, доля рынка, доля новых продуктов, продажа лицензий); перспективы роста (сроки вывода новых продуктов на рынок, предполагаемый рост результатов, запланированные инициативы и т.д.) |
Индекс интеллектуального капитала (ИК-индекс) | ИК-индекс
– методика «второго поколения», нацеленная
на построение всеобъемлющей картины
создания стоимости в компании.
ИК – индекс пытается объединить несколько
различных индикаторов в один
индекс, и связать перемены в ИК с переменами
на рынке. Подход объединяет стратегию,
нефинансовые характеристики, финансы
и добавленную стоимость.
Отличительные черты ИК-индекса: индиосинкратические измерения, фокусировка на мониторинге динамики ИК, общий обзор компании, отличный от анализа физических активов. ИК – индекс позволяет менеджерам понять влияние конкретной стратегии на ИК компании и сравнить две альтернативы, чтобы понять какая предпочтительней с точки зрения ИК. Он также ограничивает ИК компании только теми нематериальными ресурсами, которые контролируются самой компанией. |
Брокер технологий (БТ) | Методика БТ состоит из 20 аудиторских вопросов. Чем меньше вопросов, на которые компания может ответить положительно, тем сильнее ей необходимо сфокусироваться на усилении ИК. |