Интеллектуальный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Бурный технический прогресс и жесточайшая конкуренция приводят к возникновению совершенно новых типов взаимоотношений между производителями, потребителями, поставщиками и т.д. Только истинные достоинства и ценности дают компаниям возможность не только выжить, но и процветать. И в этом значительная роль принадлежит интеллектуальному капиталу, который вскоре должен стать важнейшим критерием оценки собственности компаний. Только он способен отразить динамику устойчивости и рентабельности предприятий и позволяет судить о подлинной стоимости компаний по таланту и творчеству его работников, качеству используемых орудий труда, методик.

Содержание

Введение 3

1. Понятие интеллектуального капитала 5

1.1. Становление понятия интеллектуальный капитал 5

1.2. Современное понимание интеллектуального капитала 6

2. Основные составляющие интеллектуального капитала 9

2.1. Клиентский капитал 10

2.2. Человеческий капитал 12

2.3. Структурный капитал 17

3. Важность человеческого и структурного капитала для фирмы 18

Заключение 20

Список использованной литературы 24

Приложения 25

Работа состоит из  1 файл

интеллектуальный капитал.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

     Интеграция  России в мировое экономическое  пространство с одной стороны, низкий научно-технический уровень, изношенность материальных активов и дефицит финансовых ресурсов для их модернизации с другой стороны практически не оставляют иного выбора и отечественным производителям. Интеллектуальный потенциал является, наверное, единственным фактором, который возможно мобилизовать в достаточно короткие сроки для завоевания устойчивого положения на российском рынке в борьбе с зарубежными фирмами. Уровень накопленных общих, научных и профессиональных знаний технико-технологического и экономического характера, степень образованности и культуры трудовых ресурсов, несмотря на затяжное кризисное развитие, остаются достаточно высокими, а понимание российской рыночной специфики вообще может стать уникальным конкурентным преимуществом отечественных компаний.

     К сожалению, следует констатировать, что в отечественной практике понятие нематериальных, неосязаемых  активов у многих руководителей  и специалистов слишком прямо  ассоциируется с неосязаемостью, абстрактностью их реальной стоимости. До последнего времени в графе "Нематериальные активы" бухгалтерских балансов большинства российских предприятий значился прочерк или какие-нибудь мизерные значения. Находясь в рамках нормативной бухгалтерской модели фирмы и не имея методических инструментов оценки и отражения нематериальных элементов, управленческий персонал достаточно слабо представляет себе необходимость и возможность повышения реальной рыночной стоимости предприятия путем целенаправленного и рационального управления активами, созданными "из ничего", не оцениваемые "ни как" и не торгуемые на рынке почти "ни кем". Типичный российский руководитель гораздо охотнее тратит деньги на станки, оборудование, мебель, компьютеры, чем на специальную литературу, периодические издания, обучение персонала, консультации внешних экспертов. Созданные внутри предприятия за весь период функционирования знания научно-исследовательского, опытно-конструкторского, организационно-управленческого, маркетингового и иного характера, внутрифирменная культура, опыт и квалификация персонала, торговые марки, репутация и т.д. не рассматриваются как реальные и основные ценности фирмы, а, следовательно, воспринимаются как вспомогательные ресурсы и побочные продукты, используются достаточно хаотично и нерационально, редко рассматриваются как основной рыночный продукт компании. Однако следует отметить, что в условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальных активов фирмы может обеспечить в долгосрочном аспекте достаточно прочные монопольные барьеры для своей зоны получения стабильных доходов на рынке. И что очень важно, эта зона охраняется законами во всем мире.

     В настоящее время по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и  бизнеса ("СОИС-SERVAL") в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики уже сегодня составляет 10-15 процентов. Причем в промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15-20 процентов от общей стоимости активов31. Но экспертами также отмечено, что данная оценка носит вербальный характер, так как номинально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы. В США, например, эти цифры вдвое выше в основном за счет иного отношения к юридическому оформлению и существенно более высокого уровня управления активами предприятий.

     Современные общемировые тенденции экономической  динамики  заставляют определять стратегический путь развития России, ориентируясь на постиндустриальную трансформацию. Однако вступление нашей страны в постиндустриальную эру невозможно на основе сохранения традиционной техники, технологии,  организации и управлении, квалификации работников, сложившихся в период индустриального развития.

     Тезис о ведущей роли капитала в экономическом прогрессе провозглашается в разнообразных моделях экономического роста и подтверждается результатами многочисленных исследований российской и зарубежной практики. В настоящее время утверждается точка зрения, согласно которой капитал выступает в многообразных формах. Значительные структурные сдвиги постиндустриального характера в общественном производстве, существенное увеличение роли нематериального (невещественного) производства по сравнению с традиционным – материальным (вещественным) предопределили, на наш взгляд, системную эволюцию капитала как экономического явления. 

     Рост  наукоемкости производства, быстрое  обновление технологий и видов продукции, усиление неценовой конкуренции (конкуренции  новизны и качества) выдвигает  на первый план интеллект, способности, знания, талант и профессионализм работника, технические,  технологические и организационные инновации, то есть характеристики, объединяемые понятием “интеллектуальный капитал”. Обладание интеллектуальным капиталом приравнивается развитыми странами по значению к стратегическим ресурсам (запасам сырья, территории, золотому запасу, валютным резервам). В современном мире идет постоянная борьба за обладание интеллектом и за доступ к его источникам. Опыт последних десятилетий подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности. В связи с этим настораживает направление экономического развития новой России, которое вопреки имеющемуся мощному интеллектуальному потенциалу принимает все более выраженный сырьевой и трудоемкий характер.

     Экономический рост все более понимается как  качественный рост, когда  приоритетное развитие интеллектуального капитала становится основой изменения не только структуры производства, но и качества жизни, включая уровень доходов, потребления, защиту окружающей среды,  свободное время и всестороннее развитие личности. Именно продукция, создаваемая при участии человеческого мозга, генерирующего новые идеи, решает одновременно и проблему редкости (ограниченности) невоспроизводимых ресурсов, товаров, услуг, рабочих мест, и проблему сохранения окружающей среды, и проблему повышения уровня жизни населения.

     Таким образом, проблемы целесообразного и эффективного создания, мобилизации и использования интеллектуальных факторов функционирования фирмы в современных условиях существенно актуализируется как в рамках национальной экономики, так и в глобальном масштабе. 

 

Список используемой литературы

 
  1. Иноземцев В. Л. К теории постэкономической  общественной формации - М., 1995.
  2. Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999
  3. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. - М.: Издательский центр "Акционер", 2002.
  4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  5. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация /Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2003.
  6. Березин И., Интеллектуальный капитал // Эксперт, № 25 (3332) от 1 июля 2002
  7. Мельников О.Н., Минченко Р.Е. Принципы повышения интеллектуально-креативных ресурсов организации // Российское предпринимательство, № 2, 2004
  8. Мельников О.Н. Неоплаченное богатство. Новые принципы управления трудовыми ресурсами предприятия // Российское предпринимательство, № 8, 2001.
  9. Becker G. Human capital a theoretical and empirical analysis. 3ed. Chicago: The University of Chicago Press, 1994.
  10. Daum J.H. Intangible Assets. – Galileo Press GmbH, Bonn, 2002
  11. Sveiby K.E.  The New Organisational Wealth – Managing and measuring Knowledge-Based Assets. San-Fransisco, 1997.   
  12. Леонтьев Б.Б. http://www.intelpro.ru/VAL_analit.htm.

 

Приложение

    Таблица 1 Методы измерения и оценки интеллектуального капитала32

Метод/ подход Идея/ содержание
Метод рыночной капитализации     ИК  равен разнице между рыночной ценой компании и балансовой стоимостью ее материальных активов
Коэффициент Тобина     Отношение рыночной стоимости объекта к  стоимости его замены
Доходность  нематериальных активов     (Фактическая  среднегодовая прибыль компании  за последние 3 года минус (стоимость  ее основных фондов, умноженная  на среднеотраслевую рентабельность  основных фондов)) разделить на  коэффициент, отражающий цену  капитала для компании
MAGIC     Выделение человеческого капитала, организационного капитала, рыночного капитала и инновационного капитала.
Монитор ИК К.Э.Свейби     Нематериальные  ресурсы оцениваются по системе  индикаторов, упорядоченных в матрице, где по одной оси выделяются компетенции персонала, внутренние структурные характеристики организации и клиенты, а по другой оси – рост (обновление), эффективность и стабильность
Навигатор Скандиа     Выделяется 30 ключевых индикаторов. В дополнение к традиционным финансовым показателям  они включают клиентское направление, направление процессов, человеческое направление и направления развития/обновления. Индикаторы клиентского направления включают: количество счетов, количество брокеров (Скандиа – финансовая компания) и количество потерянных клиентов. Индикаторы направления процессов включают: количество счетов на одного сотрудника и административные затраты на сотрудника. Индикаторы человеческого направления включают: текучесть кадров, доля менеджеров, доля женщин- менеджеров и затраты на образование на одного работника. Индикаторы процесса развития/обновления: степень удовлетворенности сотрудников, маркетинговые затраты на клиента, доля времени, потраченного на образование.
Невидимый баланс

(Konrad Group)

    ИК  делится на индивидуальный капитал и структурный капитал. Индикаторы индивидуального капитала: профессиональные навыки и мастерство ключевых сотрудников, а также  образование, опыт, количество сотрудников на важных процессах и т.п.  Структурный капитал может быть представлен конкурентными преимуществами компании, такими как репутация, опыт и специфические продукты, услуги или производственные методы.
Сбалансированная  система показателей Нортона  и Кэплэна     Выделяется 4 блока показателей: финансовые (повышение  стоимости предприятия для собственников, рост сбыта, производительность капитала); клиентские (предложение ценности для клиентов – цена, качество, время, функциональность, сервис, связи с клиентами, марка); внутренних процессов (инновационные процессы как наращивание рыночной власти, процессы управления клиентами с целью повышения ценности для клиентов, оперативные процессы - достижение операционального превосходства, процессы, связанные с регулированием и средой – формирование ответственной гражданской позиции); обучения (стратегические компетенции, стратегические технологии, климат). Развитие организации должно быть сбалансировано по этим направлениям.
Экономическая добавленная стоимость (Stern Stewart and Co)     Показатель, включающий переменные капитального бюджетирования, финансового планирования, постановки целей, измерения деятельности, взаимодействия с акционерами, материального стимулирования. Недостатком метода является его сложность (ЭДС состоит из 164 характеристик).
Методика консалтинговой фирмы Ernst & Young "Measures that Matter"     ИК  оценивается по 8 факторам: качество менеджмента; результативность совершенствования  продуктов; сила маркетинговой позиции; корпоративная культура; политика оплаты труда в отношении высшего  менеджмента; качество коммуникаций с  инвесторами; качество продуктов и услуг; удовлетворение потребностей клиентов. Эти факторы, в свою очередь, развертываются в 39 более детальных показателей.
Модель Б.Лева «Value Chain Blueprint”     Концентрируется на способности предприятия к  инновациям. Выделяется девять групп показателей: внутренняя способность к обновлению (исследования, развитие персонала, организационные процессы); накопленные, приобретенные способности (закупленные технологии, инвестиционная деятельность); деловая сеть (альянсы, совместные предприятия, интеграция клиентов и поставщиков); интеллектуальная собственность; технологическая реализуемость инноваций (клинические тесты, разрешения, прототипы); деятельность в Интернет (трафик на сайте, заказы онлайн, альянсы в Интернет); клиенты (маркетинговые альянсы, стоимость брэнда, ценность клиентов, отток клиентов); эффективность (сбыт, прибыль, доля рынка, доля новых продуктов, продажа лицензий); перспективы роста (сроки вывода новых продуктов на рынок, предполагаемый рост результатов, запланированные инициативы и т.д.)
Индекс  интеллектуального капитала (ИК-индекс)     ИК-индекс – методика «второго поколения», нацеленная на построение всеобъемлющей картины  создания стоимости в компании.  ИК – индекс пытается объединить несколько  различных индикаторов в один индекс, и связать перемены в ИК с переменами на рынке. Подход объединяет стратегию, нефинансовые характеристики, финансы и добавленную стоимость.

    Отличительные черты ИК-индекса: индиосинкратические  измерения, фокусировка на мониторинге  динамики ИК, общий обзор компании, отличный от анализа физических активов. ИК – индекс позволяет менеджерам понять влияние конкретной стратегии на ИК компании и сравнить две альтернативы, чтобы понять какая предпочтительней с точки зрения ИК. Он также ограничивает ИК компании только теми нематериальными ресурсами, которые контролируются самой компанией.

Брокер  технологий (БТ)     Методика  БТ состоит из 20 аудиторских вопросов. Чем меньше вопросов, на которые  компания может ответить положительно, тем сильнее ей необходимо сфокусироваться на усилении ИК.

Информация о работе Интеллектуальный капитал