Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, курсовая работа
Бурный технический прогресс и жесточайшая конкуренция приводят к возникновению совершенно новых типов взаимоотношений между производителями, потребителями, поставщиками и т.д. Только истинные достоинства и ценности дают компаниям возможность не только выжить, но и процветать. И в этом значительная роль принадлежит интеллектуальному капиталу, который вскоре должен стать важнейшим критерием оценки собственности компаний. Только он способен отразить динамику устойчивости и рентабельности предприятий и позволяет судить о подлинной стоимости компаний по таланту и творчеству его работников, качеству используемых орудий труда, методик.
Введение 3
1. Понятие интеллектуального капитала 5
1.1. Становление понятия интеллектуальный капитал 5
1.2. Современное понимание интеллектуального капитала 6
2. Основные составляющие интеллектуального капитала 9
2.1. Клиентский капитал 10
2.2. Человеческий капитал 12
2.3. Структурный капитал 17
3. Важность человеческого и структурного капитала для фирмы 18
Заключение 20
Список использованной литературы 24
Приложения 25
На
рост значения человеческого капитала
указывают также изменения, происходящие
в области управления персоналом.
Трансформация кадрового
Чтобы управлять интеллектуальными ресурсами организации, т.е. целеустремленно воздействовать на людей с целью направления их действий в единственно верное русло получения желаемых результатов, необходимо владеть информацией об интеллектуально-личностном капитале каждого из сотрудников. Для этого во всех организациях должен быть создан банк данных интеллектуальных ресурсов, который включает в себя многоуровневую информацию об интеллектуально-креативных способностях каждого специалиста в самых различных направлениях деятельности организации.
Понятно, что при принятии управленческих решений, необходимых для организации выполнения любых бизнес-планов, руководитель (менеджер) должен владеть четкой информацией об уровне интеллектуально-креативных возможностей каждого из своих сотрудников. При этом надо помнить, что творческое мышление отличается от рационального22. Последнее зависит от заранее принятой системы категорий и понятий, творческое же мышление означает формирование новых категорий и понятий. Другими словами рациональное мышление стремиться получить подтверждение, а творческое – изобретать новое. Большинство специалистов обладает именно рациональным мышлением. Но ни одна из компаний не может обойтись без специалистов (хотя их и меньшинство), обладающих творческим мышлением.
При принятии на работу нового сотрудника помимо заключения трудового договора, отражающего принятые в государстве нормы юридических обязательств сторон, сегодня становится необходимым составление паспорта интеллектуально-креативных ресурсов специалиста23, разрабатываемого фирмой на базе такого нормативного акта как должностная инструкция, позволяющего определить не просто возможности творческого (или рационального) мышления претендента, а его практическую креативность. То есть в нем отражается не только перечень работ, закрепляемых за ним в соответствии с утвержденными должностными обязанностями, которые он обязан будет выполнять, но и фактически возможный уровень проявления им при этом креативности, определяемый с помощью коэффициента творческой энергии Кt .
При приеме на работу для разработки интеллектуально-креативного паспорта специалиста значение Кt определяется по результатам решения претендентом ряда профессиональных тест-задач и собеседования. Далее указанный коэффициент будет регулярно оцениваться по результатам экспертной оценки выполнения им конкретной работы с учетом приобретенных и приобретаемых навыков, опыта и умений, в том числе и за счет повышения квалификации.
Составленный паспорт должен постоянно редактироваться как в части оценки коэффициента творческой энергии специалиста, которая является внешним проявлением использования его интеллектуального капитала с целью достижения конкретных результатов в процессе выполнении задач, диктуемых тем или иным видом деятельности, так и в отношении перечня должностных обязанностей. Это дает, с одной стороны, возможность сотруднику обратить внимание на свои «незадействованные таланты», а с другой - руководству более полно использовать его творческие способности, в том числе и при выполнении работ, не связанных с его основной деятельностью, но необходимых организации. Например, экономист, знающий и интересующийся иностранными языками, а, следовательно, способный проявить высокий уровень творческой отдачи, может заняться, переводами специальной экономической литературы.
Имея
паспорт интеллектуально-
Теперь
поговорим о структурном
Однако есть еще одно интересное определение, данное Т. Стюартом: структурный капитал — это «знание, не исчезающее в пять часов вечера вместе со служащими, уходящими домой»25.
Структурный капитал организации отражают интеллектуальная собственность и права на нее; информационные ресурсы и систематизированные знания; инструкци, технологии и методики работы; система организации, менеджмента, корпоративной культуры компании и т.д. число и качество деловых партнеров; степень закрепленности деловых партнеров за предприятием; интеграция цепочки создания ценности; наличие гибкой и эффективной деловой сети, в т.ч. в глобальном масштабе; качество информационной системы; вовлечение групп влияния в принятие решений; уровень партнерства в организации; качество сетевого взаимодействия; полнота и качество баз данных. Структурный капитал - все, что остается на предприятии, связанное с интеллектуальным потенциалом, после ухода персонала с работы домой. Сюда относятся интеллектуальная собственность, информационные системы, система финансовых взаимоотношений, инструкции, положения, стандарты, награды, грамоты, призы, которые получило предприятие. Знания — это не только информация, но и культура. Таким образом, в контекст информационного менеджмента попадают не только патенты, базы данных и электронные сети, но также стратегия и ценности, системы и организационные процедуры. Собственно, в эпоху информации информационный менеджмент, стратегия и корпоративная культура во многом совпадают.
Никто сейчас не отрицает важности ни человеческого, ни структурного капитала. Но когда становится вопрос о том, какая же из этих двух составляющих интеллектуального капитала имеет большее значение для фирмы, мнения разделяются.
Так, довольно убедительно звучат рассуждения о том, что сегодня очень модно говорить о стратегическом значении человеческих ресурсов, о том, что в управлении человек «есть мера всех вещей», что ставку необходимо делать на профессионалов, а на интеллекте нельзя экономить, но истинной ценностью нового века является не человек сам по себе, а его креативные возможности, не информация как таковая, а ее способность трансформироваться в знание. Образно говоря, на сетке координат современного управления, до сегодняшнего дня насчитывавшей две оси: «ориентация на результат» и «ориентация на человека», — появилась еще одна: «ориентация на знания».
Совокупность знаний и умений сотрудников (человеческий капитал) очень важна, но структурный — важнее. Когда один из основателей концепции интеллектуального капитала Л. Эдвинссон сказал эту фразу в аудитории, собравшейся прослушать «гимны во славу человеческих ресурсов и интеллектуальной энергии», «в комнате повеяло холодком», — вспоминает его коллега Т. Стюарт26. Высказывание Л. Эдвинссона помогает расставить правильные акценты в стратегическом процессе. Цель современного менеджмента — капитализация знаний, что достигается как путем развития человеческого капитала компании, так и эффективным управлением структурным капиталом.
К сожалению для многих руководителей, крепостное право давно отменено, что, впрочем, не мешает некоторым из них с упорством, достойным лучшего применения, пытаться наглухо замуровать человеческий капитал в рамки авторитарной корпоративной структуры. Они никак не поймут, что зря теряют время. Со всех точек зрения (и прежде всего стратегии) гораздо эффективнее направить эти усилия на оптимизацию структурного капитала; сделать так, чтобы опыт и знания профессионалов становились достоянием организации, причем вне зависимости от того связывают ли эти люди свое будущее с ней или нет. Это намного более действенный способ создания зрелой корпоративной культуры, чем формальная регламентация и контроль за информационными потоками в ней.
С точки зрения практики
Но
лично мне ближе другая точка
зрения. Давайте для того, чтобы
разобраться с человеческим и
структурным капиталом, возьмем
некую почти идеальную
Впрочем, сравнение человеческого и структурного капитала по степени значимости в определенной степени условно, поскольку они не существуют друг без друга, и интеллектуальный капитал компании прирастает в результате их взаимодействия.
В современную экономику прочно входит такое понятие как «интеллектуальный капитал», понимаемый как нематериализованное знание, существующее вне зависимости от пространства и обладающее отличной от материальной стоимостью27 или как основа экономической деятельности компаний, скрытое условие развития, возникающее как результат слияния человеческого и структурного капитала28.
Под
человеческим капиталом в данном
случае понимается область создаваемая
практической ценности образования, притом,
что структурный капитал
Отсюда следует однозначный вывод - в интеллектуальной экономике упор делается на интенсивные инвестиции в человеческий капитал и в информационные технологии. Теоретическая новизна этой идее заключена в необходимости оценке стоимости интеллектуального капитала, как новой экономической категории созданной информационной революцией и оказывающей влияние на все стороны современной жизни.
Успех и долгосрочная устойчивость фирмы в современном мире во многом определяется степенью ее адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде функционирования. Очевидно, что адаптация является, прежде всего, информационно-интеллектуальным и социально-психологическим процессом. Уровень развития рынков в индустриально развитых странах уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмы только за счет материальных и финансовых факторов, делая их в принципе общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающим в себя получение, обработку, анализ, интерпретацию информации; прогнозирование, предвидение, моделирование изменений; создание, использование, коммерциализацию баз знаний, опыта и иных интеллектуальных продуктов; формирование внутрифирменной атмосферы инновационной восприимчивости, делового и эмоционального сотрудничества (партнерства); развитие прямых и обратных коммуникационных каналов с внешними аудиториями. Эту особенность подчеркивают зарубежные исследователи, отмечая, что "в период постиндустриальной эры успех корпорации зависит в большей степени от интеллектуальных возможностей системы, чем от физических активов"30.